Виды деятельности учащихся в период подготовки и проведения лекций и семинаров

1. Самостоятельная работа по подбору дополнительной и справочной литературы по теме занятий, по освоению отобранного материала.

2. Получение дополнительной информации по теме занятий из других источников: от общения с людьми разных профессий, от общения друг с другом, подборка газетного и журнального материала, прослушивание музыки, посещение музеев, предприятий и т. д., коллекционирование.

3. Подготовка докладов, рефератов, выступлений, анкет, тестов и проч.

4. Подготовка выставки, всевозможных схем, таблиц, рисунков, ребусов, загадок, кроссвордов и т. д.

5. Подготовка инсценировок, чтений по ролям, заучивание наизусть стихотворений, прозаических отрывков из художественной и публицистической литературы.

6. Интервьюирование людей разных профессий, запись интервью на магнитофон; подборка звукозаписей.

7. Подготовка и проведение опыта, эксперимента; комментарий приготовленной наглядности.

8. Составление плана, конспектирование, подборка цитат, составление тезисов; запись выводов, обобщений, интересного фактического материала.

9. Рецензирование, оппонирование, оценка и самооценка деятельности, вопросы к выступлениям.

10. Содоклад, совыступление, выразительное чтение стихов, подобранного фактического материала, конкретизация отдельных положений лекции, высказывания.

11. Подведение итогов работы на лекции, семинаре, предложения по конструированию следующего занятия.

12. Участие в дискуссии, научном споре, обработка материала по результатам анкетирования, тестирования, выводы и обобщения на основе полученных результатов, предложения и проч.

В современной дидактике насчитывается более тридцати форм обучения

Формы учебно – воспитательного процесса

Основная форма                                    Традиционные формы                Сравнительно

                                                                                                                            новые формы

1 Урок (традиционный,                                              1 Кружок                1 Лекция       

45 – минутный)   2 Факультатив                                     2 Семинар                            

Его типы (по Онищуку): 3 Учебная экскурсия                       3 Консультация

- урок усвоения новых   4 Научное общество                         4 Собеседование

 знаний;                                        5 Общественный смотр знаний        5 Конференция

- урок усвоения новых       учащихся  

умений и навыков;         6 Трудовая практика                        6 Зачёт

- урок комплексного                   7 Дополнительные занятия                  7 Общественно по-

применения ЗУН;           с учащимися                                          лезный производи           

- урок обобщения и систе-                                                                    тельный труд         

матизации ЗУН;              8 Олимпиады, предметные                 8 Экзамен (перевод      

- урок контроля и коррек- недели                                                 ной)

ции ЗУН;                          9 Предметные вечера, утренники                  9 Интегрированные

- комбинированный.                                                                                         (межпредметные)

2 Урок библиотечный,                                                                              лекции и семинары

урок внеклассного чтения. 10 Читательские конференции           10 Межвозрастные                                                                                                                               семинары,      3 Урок у 6 – леток 35-минут   11 тематический учёт знаний               лекции,

ный.                               12 Домашние задания                           консультации

4 Урок, сдвоенный у старше- 13 Экзамен (выпускной)

классников.

5 Урок 40-минутный

Деловая игра по выявлению опыта слушателей

1. Экспертная группа (5 человек). Состав: наиболее опытные, творчески работающие учителя. Экспертная группа выбирает лидера.

Задача группы: дать оценку предлагаемому учителями опыту, отобрать наиболее интересный опыт и «наложить» его на разработанную экспертной группой ПАМЯТКУ.

Группы по 7 человек. Лидер – «родоначальник группы».

Задача лидера – родоначальника: организовать обмен опытом в группе по теме, определить наиболее интересный опыт (1 – 3 человека), помочь автору лаконично и целенаправленнно рассказать об опыте.

Если автор опыта не захочет или не сможет этого сделать, родоначальник группы выступает сам, описывая и комментируя опыт.

3. Последовательность работы группы: каждый из семи человек рассказывает о своём опыте или о чужом; родоначальник группы коротко фиксирует опыт по разработанной им самим памятке – схеме; затем лидер организует в группе обсуждение представленного опыта, отбор наиболее интересного и определяет, кто будет раскрывать отобранный опыт перед всеми участниками деловой игры и по какой схеме – плану.

4. Экспертная группа в это время работает над памяткой.

5. Представление отобранного опыта от каждой группы перед всеми участниками игры. От каждой группы выступает 1 – 2 человека (автор опыта или родоначальник группы).

6. Руководитель экспертной группы знакомит слушателей с разработанной ПАМЯТКОЙ с наложенным на неё опытом работы.

7. Доработка ПАМЯТКИ (В ПРОЦЕССЕ ЕЁ ОБСУЖДЕНИЯ) всеми участниками.

8. Домашнее задание: составить 1 – 2 карточки по теме занятия из опыта своей работы.

Перестройка школьного образования – смещение внимания всех педагогических работников со знаний ученика – на самого ученика (как формирующуюся личность).

Что необходимо делать учителю, чтобы реализовать идею совместного управления учебно – воспитательным процессом? Для этого необходимы:

1. Учёт мнений и возможностей не только педагога, но и школьников, допуск учащихся к подготовке и проведению уроков.

2. Рассредоточение информации (при сообщении новых знаний) между всеми участниками учебно – воспитательного процесса, привлечение профессионалов разных направлений к сообщению новых знаний.

3. Смена методов общения с учащимися: опора на совет, аргументируемое и ненавязчивое убеждение – а не жёсткое, безапелляционное требование – приказ. На первое место в общении ставится сотрудничество, на второе – распорядительство и подчинение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: