Как достигнуть эффекта коллективности в организации учебно -воспитательного процесса?

1. И учителя, и ученики в организации учебно – воспитательного процесса должны выполнять две функции: получение новых знаний и овладение умениями и навыками, а также – управление этими процессами.

2. Все участники учебно – воспитательного процесса должны проникнуться личной ответственностью за результаты деятельности. Один из приёмов достижения эффекта личной ответственности – постоянный анализ деятельности на уроке примерно по таким направлениям:

- дайте оценку работы класса в целом; если плохо работали, попытайтесь ответить на вопрос: «Почему плохо?»; если хорошо работали (самим понравилась обстановка на уроке),- что способствовало такой работе?

- что нового узнали на уроке?

- Внесите предложения, выскажите пожелания, как лучше организовать и провести следующий урок.

3.    Каждый ученик трудится на уроке в полную меру своих сил и обязательно достигает личного успеха. Для этого учитель создаёт ситуации успеха для каждого ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями.

Эффект индивидуализации достигается через дифференциацию обучения. А дифференциация связана с идеей диагностики способностей ученика и с созданием необходимых условий для обучения, воспитания и развития, которые формируют привычку у каждого ребёнка работать по способностям, с максимальной отдачей.

Диагностика способностей и возможностей ребёнка проводится по двум направлениям:

- выявление уровня обучаемости и уровня работоспособности, которые квалифицируются как высокий, средний и низкий;

       Обучаемость определяется по таким параметрам:

- фундамент знаний на момент диагностирования;

- умение читать и писать в заданном темпе и понимать читаемое и написанное;

- умение вычленять главное в любой информации;

- владение приёмами анализа и синтеза;

- способность к абстрагированию;

- гибкость мышления;

- речевое развитие (владение устной и письменной речью);

- способность приводить свои знания в систему;

- владение рациональными приёмами изучения и запоминания материала.

Работоспособность ученика определяется в основном тремя факторами:

а) физическим здоровьем;

б) эмоциональным состоянием человека;

в) интересом к происходящему.

Одно из ведущих правил развития личности (по Занкову):

Чтобы было развитие человека, необходимо добиться того, чтобы достижения в учёбе совпадали с уровнем обучаемости, для этого надо нагружать школьника чуть больше его возможностей.

КОНКУРСНЫЕ УРОКИ

Главная цель: учить общению, стимулировать творчество учащихся, развивать навыки самостоятельной работы по овладению умственными операциями, профориентация на педагогическую профессию.

Методика подготовки: в конце учебного года (в мае) девятиклассникам предлагается 12 – 14 тем по литературе для самостоятельнойработы над ними в течение летних каникул. Учащиеся читают произведения, обдумывают форму урока, который им предстоит дать в 10 классе по избранной теме.

Сначала ребята работают сами (в период каникул), затем в планировании урока им помогает учитель, затем ученик, дающий урок, организует работу всего класса по подготовке к нестандартному уроку (главное в этой работе – каждый должен прочитать художественное произведение, вникнуть в его суть и проблемы и составить самостоятельное мнение о произведении ).

Методика проведения: конкурсные уроки проводятся самими учащимися в определённой последовательности в течение учебного года.

Учитель только присутствует на уроке. После каждого урока – анализ и самоанализ урока: оценка деятельности класса в целом, каждого ученика и особо – оценка деятельности ученика, работавшего в роли учителя.

В конце учебного года всем классом определяется победитель из числа учащихся, проводивших уроки.

Виды уроков: уроки – спектакли, уроки – диспуты, дискуссии, уроки – беседы.

Чаще всего такие конкурсные уроки представляют собой сплав искусств: литературы, музыки, живописи, сценического искусства.

УРОК – КОНФЕРЕНЦИЯ

Главная цель урока: воспитать мыслящего читателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: