1. И учителя, и ученики в организации учебно – воспитательного процесса должны выполнять две функции: получение новых знаний и овладение умениями и навыками, а также – управление этими процессами.
2. Все участники учебно – воспитательного процесса должны проникнуться личной ответственностью за результаты деятельности. Один из приёмов достижения эффекта личной ответственности – постоянный анализ деятельности на уроке примерно по таким направлениям:
- дайте оценку работы класса в целом; если плохо работали, попытайтесь ответить на вопрос: «Почему плохо?»; если хорошо работали (самим понравилась обстановка на уроке),- что способствовало такой работе?
- что нового узнали на уроке?
- Внесите предложения, выскажите пожелания, как лучше организовать и провести следующий урок.
3. Каждый ученик трудится на уроке в полную меру своих сил и обязательно достигает личного успеха. Для этого учитель создаёт ситуации успеха для каждого ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями.
|
|
Эффект индивидуализации достигается через дифференциацию обучения. А дифференциация связана с идеей диагностики способностей ученика и с созданием необходимых условий для обучения, воспитания и развития, которые формируют привычку у каждого ребёнка работать по способностям, с максимальной отдачей.
Диагностика способностей и возможностей ребёнка проводится по двум направлениям:
- выявление уровня обучаемости и уровня работоспособности, которые квалифицируются как высокий, средний и низкий;
Обучаемость определяется по таким параметрам:
- фундамент знаний на момент диагностирования;
- умение читать и писать в заданном темпе и понимать читаемое и написанное;
- умение вычленять главное в любой информации;
- владение приёмами анализа и синтеза;
- способность к абстрагированию;
- гибкость мышления;
- речевое развитие (владение устной и письменной речью);
- способность приводить свои знания в систему;
- владение рациональными приёмами изучения и запоминания материала.
Работоспособность ученика определяется в основном тремя факторами:
а) физическим здоровьем;
б) эмоциональным состоянием человека;
в) интересом к происходящему.
Одно из ведущих правил развития личности (по Занкову):
Чтобы было развитие человека, необходимо добиться того, чтобы достижения в учёбе совпадали с уровнем обучаемости, для этого надо нагружать школьника чуть больше его возможностей.
КОНКУРСНЫЕ УРОКИ
Главная цель: учить общению, стимулировать творчество учащихся, развивать навыки самостоятельной работы по овладению умственными операциями, профориентация на педагогическую профессию.
|
|
Методика подготовки: в конце учебного года (в мае) девятиклассникам предлагается 12 – 14 тем по литературе для самостоятельнойработы над ними в течение летних каникул. Учащиеся читают произведения, обдумывают форму урока, который им предстоит дать в 10 классе по избранной теме.
Сначала ребята работают сами (в период каникул), затем в планировании урока им помогает учитель, затем ученик, дающий урок, организует работу всего класса по подготовке к нестандартному уроку (главное в этой работе – каждый должен прочитать художественное произведение, вникнуть в его суть и проблемы и составить самостоятельное мнение о произведении ).
Методика проведения: конкурсные уроки проводятся самими учащимися в определённой последовательности в течение учебного года.
Учитель только присутствует на уроке. После каждого урока – анализ и самоанализ урока: оценка деятельности класса в целом, каждого ученика и особо – оценка деятельности ученика, работавшего в роли учителя.
В конце учебного года всем классом определяется победитель из числа учащихся, проводивших уроки.
Виды уроков: уроки – спектакли, уроки – диспуты, дискуссии, уроки – беседы.
Чаще всего такие конкурсные уроки представляют собой сплав искусств: литературы, музыки, живописи, сценического искусства.
УРОК – КОНФЕРЕНЦИЯ
Главная цель урока: воспитать мыслящего читателя.