Глава 1. Теоретические предпосылки исследования гендерных особенностей и использования цветообозначений в лингвистике

Цель данной главы – изучить теорию по исследуемой теме и определить понятие «гендер» и «цвет» в лингвистике; разработать алгоритм последующего изучения практического материала.

 

Основные положения гендерной лингвистики

 

В центре внимания гендерных исследований находятся культурные и социальные факторы, определяющие отношение общества к мужчинам и женщинам, поведение индивидов в связи с принадлежностью к тому или иному полу, стереотипные представления о маскулинных и фемининных качествах. По мнению д.ф.н., профессора А.В. Кирилиной, становление и интенсивное развитие гендерных исследований в лингвистике приходится на последние десятилетия XX века. Под влиянием постмодернистской[1] философии интерес к частной жизни человека, развитие новых теорий личности[2] привели к переосмыслению принципов изучения таких категорий, как этничность[3], возраст, пол, которые ранее определялись как биологически детерминированные [Кирилина, Томская, 2018: с. 33-34].

Также профессор А.В. Кирилина выделяет то, что до сегодняшнего дня нет единого взгляда на природу гендера. Его относят, с одной стороны, к мыслительным конструктам, или моделям, разработанным с целью более четкого научного описания проблем пола и разграничения его биологических и социально-культурных функций. С другой стороны, «гендер рассматривается как конструкт социальный, создаваемый обществом, в том числе и посредством языка» [Кирилина, 2015: с. 114].

Кандидат филологических наук, доцент О.А. Рыжкина предлагает следующие определения биологического пола: «это совокупность анатомических и физиологических признаков, благодаря чему мы можем определить мужчина или женщина перед нами». И далее, гендер или социо-культурный пол человека – «это совокупность социальных ожиданий и норм, ценностей и реакций, который формируют отдельные черты личности» [Рыжкина, 2001: с. 42-47].

В словаре гендерных терминов под редакцией А.А. Денисовой отмечено следующее: «Традиционно понятие «пол» использовалось для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Единственное четкое и значимое биологическое различие между женщинами и мужчинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства» [Денисова, 2018: с. 256]. Само слово «гендер» заимствовано из английского языка, в котором оно использовалось исключительно для обозначения грамматической категории родa. Категория gender[4] представлена именно как грамматическая в словаре Фаулера: «gender, n., is a grammatical term only» [Fowler, 2015: с. 221]. Начиная с 1960-х годов понятие «гендер» стало более широким, т. к. оно стало трактоваться в том числе и как социо-психологическая категория [Матунова, 2017: с. 725].

Понимание гендера как культурного символа связано с тем, что пол человека имеет не только социальную, но и культурно-символическую интерпретацию, т.е. биологическая половая дифференциация представлена и закреплена в культуре через символику мужского и женского начала. Это выражается в том, что многие не связанные с полом понятия и явления ассоциируются с маскулинностью и фемининностью. Например, стоит отметить, что традиционно в европейской культуре новорожденному мальчику аксессуары декорированы в голубом цвете, а девочке – в розовом, таким образом, понятие гендера является одним из способов познания личности как представителя изменяющейся культуры и развивающегося общества. Однако, сам термин «пол» используется для обозначения биологических различий мужчин и женщин, между тем, как по отношению к родовому понятию «гендеру» видовыми становятся категории «мужественности» и «женственности». [Горошко, 1999: с. 99-100]

В фокусе гендерных исследований находятся культурные и социальные факторы, определяющие отношение общества к мужчинам и женщинам, поведение индивидов в зависимости от принадлежности к тому или иному полу, стереотипные представления о женственности и мужественности – все то, что переводит проблему пола из области биологии в сферу социальной жизни и культуры.

Изучение того, как гендерный фактор влияет на выбор языковых средств, является новой областью исследования в лингвистике. Следует отметить, что в отечественном и зарубежном языкознании существуют работы по выявлению особенностей мужской и женской письменной речи (этим занимались исследователь в области феминистической лингвистики С. Трёмель-Плётц, профессор Р. Лакофф, д.ф.н. Е.И. Горошко и д.ф.н. Т.В. Гомон), но в данных исследованиях изучаются нехудожественные тексты. В связи с этим повышается актуальность нашего исследования в условиях ХТ. Изучение художественного языка в гендерном аспекте представляется весьма продуктивным направлением, так как именно в художественном произведении наиболее полно реализуется такая функция языка, как функция самовыражения.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: