Подходы к изучению гендера

Гендерный подход в науке основан на идее о том, что важны не биологические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое этим различиям придает общество. Основой гендерных исследований стало выявление разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин и, главное, анализ феноменов власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения. Теория гендера позволяет по-новому интерпретировать и произведения художественной литературы, где наглядно и глубоко воплощаются мужской и женский взгляд на мир, т.е. показывается гендерная картина мира[5]. Как подчеркивает д.ф.н., профессор В.В. Ощепкова, сейчас все более осознается необходимость овладения не только языковыми структурами, но овладение фоновыми знаниями и культурой страны или стран изучаемого языка [Ощепкова, 2004, с. 5]. В связи с этим мы полагаем, что исследование гендерной картины мира представителей различных лингвокультур представляет большой интерес.

В последние десятилетия в лингвистике интенсивно развиваются такие направления исследований, которые опираются на антропоцентрический подход[6] к изучению языковых явлений и особое место в таких лингвистических направлениях занимают гендерные исследования. Как отмечает кандидат филологических наук, доцент Е.С. Петрова: «гендерные исследования остаются чрезвычайно актуальными во всех областях гуманитарного знания» [Петрова, 2012: с. 22].

В начале же ХХ века интерес к гендерным аспектам языка возрос благодаря работам американского лингвиста и антрополога Э. Сепира, датского лингвиста О. Есперсена и немецкого журналиста Ф. Маутнера. В 1913 году вышла работа Ф. Маутнера «Критика языка», в которой ученый признает гендерные различия в языке, основанные на социально-исторических факторах. По его наблюдениям, среди фабричных рабочих ненормативная лексика употреблялась исключительно мужчинами. В аристократических слоях общества мужчины употребляли эвфемизмы вместо вульгаризмов, женщины часто употребляли слова иностранного происхождения, которые ученый объяснял наименее образованными женщинами, потому что им было труднее найти эквивалент в родном языке. Кроме того, творческое использование языка считалось исключительной прерогативой мужчин, а женщины используют иную лексику. Женщины же, по мнению Отто Есперсена, «…консервативны в использовании языка» [Еспенсер, 2006: с. 124].

Одни исследователи в изучении мужской и женской речи утверждают, что речь мужчин и женщин отличается [Lakoff, 1975: p. 85; Tannen, 1990: p. 342], другие же исследователи утверждают, что доказательства существования явных различий в мужской и женской речи являются неубедительными, поскольку данные различия не представляются существенными [Пилатова, 2002: с. 110; Слышкин, 2000: с. 44–45, Табурова, 1999: с. 214].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: