Определение лакокрасочных материалов по внешним признакам

Тема: ПЗ № 9. Оценка лакокрасочных материалов по внешним признакам. Определение растворимости лакокрасочных материалов в бензине и растворителе № 646.

                                     Конспект:

Определение лакокрасочных материалов по внешним признакам.

Лакокрасочные материалы (JIKM) наносятся только на пред­варительно подготовленную поверхность, с которой удаляются

пыль, грязь, следы нефтепродуктов, ржавчина, окалина, остатки негодного старого покрытия.

Сцепление первого слоя покрытия с плохо подготовленной поверхностью получается очень слабое. При плохой адгезии кор­розия развивается невидимо под слоем JIKM. Наиболее опасной в этом отношении является окалина, которую следует особенно тщательно удалять. Окалина ~~ это продукт окисления поверхно­сти металла при взаимодействии с внешней средой.

Металлические детали, очищенные от загрязнения, как пра­вило, подвергаются пассивированию. Под пассивированием, или пассивацией, понимают повышение коррозионной устойчивости по­верхности металла с помощью создания на ней защитной пленки.

Если пассиватор вводится в состав первого слоя JIKM (грун­товки), то процесс пассивирования не предшествует окраске, а совмещается с ней. Таким пассиватором обычно бывают соли хромовой кислоты (РbCrO4, ZnCr04).

Ответственные изделия, работающие в условиях повышенно­го коррозионного воздействия, подвергаются предварительной пассивации (фосфатированию). Для этого используется орто- фосфорная кислота или препараты на ее основе. Создаваемая при этом на поверхности металла фосфатная пленка кроме за­щитных свойств обладает пористым строением, что значительно улучшает адгезию и препятствует распространению коррозии при местном разрушении.

На подготовленную поверхность наносится первый слой покры­тия — грунт.

Он служит для обеспечения высокой адгезии между металлом и последующими слоями покрытия. Грунтовка — материал, из кото­рого образуется грунт, наносится кистью, распылением или оку­нанием. Важно, чтобы разрыв во времени между окончанием подготовки поверхности под покраску и нанесением грунтовки был как можно меньше.

                                         Шпатлевание

Высушенный грунт имеет толщину слоя порядка 15—20 мкм, поэтому видимые дефекты на поверхности металла сохраняются. Чтобы их устранить прибегают к местному и общему шпатлева­нию. Местное шпатлевание выравнивает крупные дефекты. Об­щее позволяет получить гладкое покрытие по всей поверхности окрашиваемой площади.

При местном шпатлевании шпателем или куском листовой резины наносится слой шпатлевки на дефектные участки, при этом его толщина не должна превышать 0,5 мм, в противном случае слой получится недостаточно эластичный, будет растрес­киваться и крошиться. Каждый слой просушивается и шлифует­ся грубой абразивной шкуркой № 80—120, затем очищается от пыли и зерен абразива. Общее число слоев шпатлевки должно быть не более двух. При необходимости окончательное выравни­вание достигается нанесением на всю поверхность шпатлевочного слоя толщиной 50—100 мкм. После этого проводится сушка и шлифование мелкозернистыми шкурками № 150—220. При этом шпатлевка разбавляется растворителем до необходимой вязкости и наносится обычно при помощи краскораспылителя.

Готовая к применению краска должна обладать оптималь­ной вязкостью. При повышенной вязкости возрастает толщина пленки одного слоя и снижается ее прочность, при понижен­ной — уменьшается толщина слоя и увеличивается расход рас­творителя.

Вязкость Л КМ измеряется в секундах, потребных для выте­кания 100 мл его из вискозиметра ВЗ-4 (рис. 6.1) через отверстие в дне диаметром 4 мм при температуре 18—20 °С. Это время дол­жно находиться в пределах от 15 до 45 секунд. Если же окраска будет производиться при помощи кисти, то ее вязкость должна составлять от 30 до 60 секунд.

       Оценка малярных свойств краски

Для этого вискозиметр заполняется испытуемой краской в количестве 100 мл (стандартный вискозиметр ВЗ-4 имеет ем­кость при заполнении до краев 100 мл), а затем по секундомеру определяется время его опорожнения. Секундомер пускается в тот момент, когда проволочка вместе с припаянным к ней шари­ком быстрым движением вынимается из емкости. Для точности определения вязкости замеры повторяют три-четыре раза и за­тем выводят среднее арифметическое.

К роме того, при приготовлении краски необходимо опреде­лить тип растворителя, с которым она совместима. Это испыта­ние связано с тем, что краски на основе, например, нитроцел­люлозы с бензином не совместимы и при смешивании с ним свертываются и выпадают в осадок, в то время как другие явля­ются совместимыми с бензином. Краски же на основе нитроцел­люлозы хорошо совмещаются с растворителем № 646, который наиболее распространен и применяется в автомалярном произ­водстве.

Одним из показателей красок является их укрывистость. Укрывистостъ — это способность краски полностью скрывать цвет окрашиваемой поверхности.

Укрывистость измеряется количеством Л КМ в г/м2, потреб­ным для закрашивания пластинки из бесцветного стекла таким количеством слоев, при котором не просматриваются черные и белые квадраты у подложенной под пластинку шахматной доски.

От укрывистости зависят расход JIKM и число слоев краски в покрытии. Укрывистость автоэмалей находится в пределах от 30 до 70 г сухой пленки на 1 м2 окрашиваемой поверхности.

                                                      Окраска

Обработанный шпатлевочный слой, а при его отсутствии грунтовочный покрывается несколькими слоями краски. Краски наносят теми же способами, что и грунты. Самый распростра­ненный способ — пневмораспыление.

Краску разводят до вязкости 17—30 с по ВЗ-4 и распыляют под давлением сжатого воздуха 200—600 кПа. Предварительный подогрев Л КМ снижает их вязкость, что позволяет выполнять работу при пониженном давлении, используя меньшее количест­во растворителя. При этом расход растворителя уменьшается на 30—40 %, а толщина слоя покрытия увеличивается в 1,5—2 раза и сокращаются потери на туманообразование.

Ручные краскораспылители обеспечивают производитель­ность 100—200 м2/ч. Сжатый воздух перед распылением реко­мендуется очищать от влаги и масла, принципиальная схема установки для пневмораспыления приведена на рис. 6.2. Для уменьшения колебаний давления сжатого воздуха устанавливают дополнительную емкость большого объема — ресивер. На рис. 6.3 показана схема пневматического краскораспылителя. При воздействии на спусковой крючок 7 оттягивается со своего седла запорная игла 8, при этом поступающий через канал в ру­коятке сжатый воздух будет вырываться с большой скоростью из сопел распылительной головки 1, образуя разряжение в зоне центрального отверстия, освобожденного иглой 8. Краска, пода­ваемая из бачка 2, будет вытекать из этого отверстия, подхваты­ваться, дробиться и увлекаться воздушным потоком.

Сжатый воздух для краскораспылителей обеспечивает любой компрессор, создающий давление 300—600 кПа.

Каждый слой краски проходит этап сушки, а наружные слои могут подвергаться шлифованию, полированию и покрытию ла­ком.

В процессе сушки определяют время высыхания от пыли. Это время от начала высыхания до появления матового пятна от «дыхания». Спустя некоторое время после окраски на покрытии образуется тончайшая полутвердая пленка, на которой при вы­дыхании на нее на расстоянии 10 см от рта немедленно начнут конденсироваться выдыхаемые вместе с воздухом пары воды. Начало их конденсации, которое обнаруживается по возникно­вении на поверхности матового пятна, принимается за момент завершения высыхания от пыли.

Повышение температуры воздуха, при которой происходит сушка, сокращает время, отводимое на нее. Некоторые виды эмалей предполагают только горячую сушку. Сушку покрытий в естественных условиях используют при окрашивании быстровысыхающими JIKM (такие, как акриловые, виниловые, нитроцел- люлозные, перхлорвиниловые и др.).

Продолжительность сушки можно сократить, используя тех­нологию нанесения слоев покрытия «сырой по сырому». В этом случае на грунтовку или первый слой эмали, высушенные до ис­чезновения отлипа (сушат примерно 10—15 мин) наносят после­дующий слой JIKM. Этот слой сушат требуемое время (от 24 до 48 часов), при этом хорошо просыхают и недосушенные первые слои. ысушенные JIKM должны обладать определенными показа­телями качества, к которым относятся укрывистость, адгезия, прочность при ударе, прочность при изгибе и при растяжении, а также твердость.

6.3.5. Твердость и прочность при ударе

В автомобильном производстве эти показатели качества ла­кокрасочного покрытия наряду с адгезией являются наиболее важными.

Твердость покрытий определяется на маятниковом приборе М-3 (рис. 5.2, с. 103). Этот прибор состоит из основания 2, пли­ты 6, маятника 4 и шкалы 3. Маятник выполнен в виде буквы П, и через два стальных шарика опирается на испытуемое покры­тие, которое нанесено на стеклянную пластинку 8. С помощью специальной рамки маятник устанавливается в нулевое положе­ние, а затем пусковым приспособлением 1 отводится на угол 5°. При этом шариковые опоры не должны смещаться с того места, которое соответствовало нулевому положению. Затем маятник освобождается и замеряется время его колебания, пока амплиту­да не достигнет 2°. По формуле (6.1) определяется твердость по­крытия.

где t1 — время до затухания колебаний маятника (от 5 до 2°), точки опоры которого лежат на стеклянной пластинке, покры­той ЛКП, с; t2 — стеклянное число прибора, т. е. время затуха­ния колебаний маятника(от 5 до 2°), точки опоры которого ле­жат на совершенно чистой стеклянной пластинке, с.

ЛКП автомобилей должны иметь твердость не менее 0,2.

Прочность покрытия при ударе оценивается с помощью спе­циального прибора У-1. Он состоит из станины 1, наковальни 7, бойка 2, направляющей трубы со шкалой 3, груза 5 массой 1 кг и пусковой кнопки. При испытании на нако­вальню устанавливается стальная пластинка размером 100x100 мм покрытием в сторону бойка. Место, которое будет подвергаться удару, должно отстоять не менее чем на 20 мм от краев пластинки или от центров участков, по которым ранее на­носился удар. Результатом испытания является определение той максимальной высоты (в см) падения груза, при которой не об­наруживаются трещины, смятия и отслаивания покрытия.

ЛКП автомобилей должны иметь прочность при ударе не ме­нее 30 см.

В табл. 6.1 показаны причины возможных дефектов при окраске поверхностей пневмораспылением.

Таблица 6. 1. Возможные дефекты покрытий при окраске пневмораспылением

Дефекты Причины возникновения

Поверхность покрыта пылью или мел­кими крупинками

Пыльное помещение
Под действием растворителя разрушается внутренняя поверхность шлангов
Неравномерная толщина покрытия, волнистость поверхности Краскораспылитель находится слишком близко от окра­шиваемой поверхности, и воздушная струя раздувает пленку Л КМ
Поверхность покрытия имеет шагрень Плохой розлив ЛКМ из-за повышенной вязкости
Мелкая шероховатость покрытия, от­сутствие блеска Большое расстояние от распылителя до окрашиваемой поверхности

Матовость и побеление покрытия

Большое количество в ЛКМ легколетучих растворителей
Низкая температура и высокая влажность в помещении
Пузырьки воды и мелкие пятна на по­верхности покрытия Подаваемый в краскораспылитель воздух содержит влагу

 

                                          Конспект:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: