ТЕХНОЛОГИИ ТРУДОУСТРОЙСТВА
Учебное пособие
Допущено Учебно-методическим объединением
по профессионально-педагогическому образованию
в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности
050501.65 – Профессиональное обучение (по отраслям)
Екатеринбург
РГППУ
2015
УДК Ю941.19+Ю954Я73-1
ББК 159.98(078.5)
Д81
Дудина, Марина Михайловна.
Д81 Технологии трудоустройства: учебное пособие / М. М. Дудина, С. Л. Семенова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2015. 180 с.
ISBN 978-5-8050-0545-0
Раскрыты проблемы подготовки будущих специалистов к эффективному по-зиционированию себя на рынке труда. Содержание учебного материала пособия соответствует тематике занятий примерной программы курса «Технологии трудо-устройства».
Пособие будет интересно тем, кто занят поиском работы, но прежде всего оно адресовано студентам высших учебных заведений, обучающимся по специ-альности 050501.65 Профессиональное обучение (по отраслям).
|
|
УДК Ю941.19+Ю954Я73-1
ББК 159.98(078.5)
Рецензенты: доктор экономических наук, профессор А. Г. Мокроно-сов (ФГАОУ ВПО «Российский государственный экономический универси-тет»); кандидат психологических наук, доцент А. А. Печеркина (ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»); директор Де-партамента по труду и занятости населения Свердловской области Д. А. Анто-нов (Департамент по труду и занятости населения Свердловской области)
ISBN 978-5-8050-0545-0
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2015
Оглавление
Введение...................................................................................................................................................... 5
Тема 1. Рынок труда и занятость населения.................................................................................................................................................... 7
Рынок труда......................................................................................................................................................... 7
Структура рынка труда, типы, формы................................................................................................................................................ 8
Виды рабочих мест................................................................................................................................................... 14
Критерии поиска работы............................................................................................................................................. 15
Особенности российского рынка труда...................................................................................................................................................... 15
Особенности молодежного рынка труда...................................................................................................................................................... 18
Карьера как стратегия трудовой жизни..................................................................................................................................................... 20
|
|
Вопросы для самопроверки.................................................................................................................................. 28
Тема 2. Технология эффективного трудоустройства................................................................................................................................ 29
Поиск работы: этапы, способы, приемы................................................................................................................................................. 29
Источники информации о вакансиях и их использование.......................................................................................................................... 31
Телефонный разговор как способ поиска работы................................................................................................................................................... 48
Виды телефонных звонков........................................................................................................................................... 51
Типичные ошибки при телефонном собеседовании.......................................................................................................................... 54
Вопросы для самопроверки.................................................................................................................................. 55
Тема 3. Основные документы при приеме на работу......................................................................................................................................................... 56
Резюме.................................................................................................................................................. 56
Виды резюме............................................................................................................................................ 58
Структура резюме............................................................................................................................................ 60
Правила оформления резюме............................................................................................................................................ 63
Основные требования к стилю написания резюме............................................................................................................................................ 64
Методы подачи резюме............................................................................................................................................ 65
Искусство переписки с работодателем................................................................................................................................ 66
Сопроводительное письмо............................................................................................................................................ 66
Пробное письмо (prospecting letter)................................................................................................................................................. 69
Рекомендательные письма (recommendation letters)............................................................................................................................................... 70
Благодарственное письмо (Thank you note).................................................................................................................................................. 71
Письма о принятии предложения или об отказе от позиции (ac-
ceptance letters, withdrawal letters)............................................................................................................................................... 72
Вопросы для самопроверки.................................................................................................................................. 73
3
Тема 4. Интервью при приеме на работу. Психологические особен-
ности прохождения интервью.................................................................................................................................................. 74
Психологические особенности прохождения интервью............................................................................................................................................. 74
Этапы эффективной подготовки к собеседованию с работодателем................................................................................................................................ 76
Типы интервью............................................................................................................................................. 79
Структура проведения интервью............................................................................................................................................. 85
Примерный список вопросов для интервью............................................................................................................................................. 92
Практические советы для прохождения успешного собеседования................................................................................................................................ 95
Вопросы для самопроверки.................................................................................................................................. 99
|
|
Тема 5. Правовые аспекты трудоустройства............................................................................................................................. 100
Нечестные уловки работодателей............................................................................................................................. 100
Основные положения Трудового кодекса, регулирующие современ-
ные трудовые отношения...................................................................................................................................... 101
Заключение и расторжение трудового договора........................................................................................................................................... 116
Трудовая книжка............................................................................................................................................... 123
Вопросы для самопроверки............................................................................................................................... 126
Тема 6. Технология адаптации на рабочем месте......................................................................................................................................................... 127
Вхождение в трудовой коллектив........................................................................................................................................ 127
Виды адаптации в организации................................................................................................................................... 131
Этапы адаптации........................................................................................................................................ 133
Правила успешной адаптации........................................................................................................................................ 135
Вопросы для самопроверки............................................................................................................................... 137
Заключение.......................................................................................................................................... 138
Список используемой литературы.......................................................................................................................................... 139
Список рекомендуемой литературы.......................................................................................................................................... 141
Глоссарий............................................................................................................................................. 153
4
Введение
К 2020 г. в Российской Федерации предполагается создать 25 млн вы-сокопроизводительных и эффективных рабочих мест. В решении этой пробле-мы принимают участие федеральные и региональные органы власти, пред-ставители бизнес-сообщества, общественные и политические организации, уч-реждения системы профессионального образования. Общество придержива-ется единого мнения, что необходима стратегическая ориентация на повы-шение конкурентных преимуществ, инвестиционной привлекательности и тру-довой занятости трудоспособного населения. В связи с этим актуализирует-ся проблема кадровой обеспеченности как условия динамичного развития всех секторов экономики.
|
|
При этом в российской экономике, несмотря на складывающуюся об-щую тенденцию, нередко встречаются факты отказа в приеме на работу вы-пускников вузов. Работодатели недовольны качеством подготовки вчераш-них студентов и предъявляют к ним целый комплекс требований: наличие трудового или даже собственно профессионального опыта, умение рабо-тать в команде, развитые специальные компетенции и др. В таких условиях даже хорошо подготовленным выпускникам вузов не гарантировано трудо-устройство. Многие из них вынуждены начинать трудовую деятельность еще обучаясь в вузе, часто в ущерб качеству образования, которое необходимо для их успешного устройства на работу.
Переход от советской системы обязательного распределения выпу-скников высших учебных заведений к практически полному отсутствию га-рантий трудоустройства приводит молодых людей к необходимости само-стоятельно решать проблемы занятости.
Результаты социологических исследований показывают, что в систему профессиональных ценностей современных студентов входят перспективная работа по полученной в вузе специальности и возможность карьерного роста. Однако незнание реальной ситуации на рынке труда, неумение анализиро-вать и учитывать его динамику в построении собственной трудовой деятель-ности, отсутствие представлений о службах трудоустройства вызывают серьез-ные трудности в поиске работы у выпускников вуза. Даже у успешно окончив-ших вуз молодых людей отсутствие навыков самопрезентации, незнание основ-ных требований при трудоустройстве и растущая неуверенность в себе прово-цируют проблемы при поиске работы и мешают успешному трудоустройству.
5
Несмотря на сложившуюся ситуацию в учебных планах высших учеб-ных заведений специальному обучению студентов навыкам построения карь-еры не уделяется достаточного внимания, хотя требованиями к уровню под-готовки специалистов в современном мире являются не только их высокий профессионализм, но и умение самостоятельно реализовать свой трудовой потенциал.
В складывающейся ситуации вузы могут и должны оказывать содей-ствие своим выпускникам в трудоустройстве, причем эта задача может ре-шаться различными путями. В том числе, как показывает опыт стран с раз-витой рыночной экономикой, один из наиболее эффективных способов по-мощи – обучение студентов технологиям достижения успеха в трудоустрой-стве и профессиональной карьере.
Стоит отметить, что обилие в настоящее время различных источни-ков, освещающих вопросы трудоустройства: разнообразная учебная лите-ратура по менеджменту, управлению персоналом, написанию резюме, про-ведению собеседований и участию в них, самопрезентации, опросу и тести-рованию соискателей при устройстве на работу, адаптации новых сотрудни-
ков в организации и построению карьеры и другим вопросам эффективного трудоустройства, а также большой объем информации, публикуемой в Интер-нете по данному вопросу – создают впечатление определенной неструктури-рованности знаний по проблеме трудоустройства.
Объективно оценив важность вопроса успешного трудоустройства вче-рашних студентов, авторы решили собрать и систематизировать разрозненную информацию по технологиям трудоустройства для эффективного ее исполь-зования студентами.
Учебное пособие разработано для изучения дисциплины «Технологии трудоустройства», введенной в учебный план подготовки студентов стар-ших курсов в Российском государственном профессионально-педагогичес-ком университете (РГППУ).
Для облегчения усвоения изложенного материала и последующего его
использования студентами пособие содержит глоссарий и обширный список рекомендуемой литературы.
Цель дисциплины «Технологии трудоустройства» и данного учебного пособия – дать будущим выпускникам знания, умения и навыки, необходи-мые при решении вопросов трудоустройства и построении карьеры и, как следствие, повысить их конкурентоспособность на рынке труда.
6
Тема 1. РЫНОК ТРУДА И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
План
Рынок труда
● Структура рынка труда, типы, формы
● Виды рабочих мест
● Критерии поиска работы Особенности российского рынка труда Особенности молодежного рынка труда Карьера как стратегия трудовой жизни
Рынок труда
В своей жизни человек делает немало судьбоносных выборов. Выбор места работы – один из них. Именно на работе он проведет почти треть своей жизни. Возможность самореализации, социальный статус, материаль-ное благополучие, психологическое здоровье будут зависеть от того, где,
в какой организации, должности, окружении будет работать человек. Имен-но с поиска достойной работы начинается и развивается деловая карьера.
Начиная поиск и выбор работы, человек выходит на рынок труда. Экономическое явление «рынок труда» достаточно долгое время рассмат-ривалось как пережиток капитализма, возникший в результате многочис-ленных противоречий между трудом и капиталом. В советский период раз-
вития нашего общества при всеобщей обязательной трудовой занятости ни о каком рынке труда не могло быть и речи. Кроме того, в Трудовом кодек-се существовала уголовная ответственность за тунеядство для тех, кто не работал. Сейчас ситуация изменилась и понятие «рынок труда» прочно вош-ло в современную жизнь.
Рынок труда –это,безусловно,не какое-либо конкретное место,а про-цесс взаимодействия продавцов и покупателей по продаже и покупке рабо-чей силы, характеризующийся постоянным поиском соглашений и компромис-сов, которые определяют их отношения.
На рынке труда, как и при любой сделке купли-продажи, встречают-ся продавец и покупатель. Продавцы – это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели – трудовые коллективы
в лице руководителей или отдельные предприниматели, которые могут само-стоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.
7
На сегодняшний день вложения средств в человеческие ресурсы и кад-ровую работу становятся долгосрочным капиталом в повышении конкурен-тоспособности и эффективности производства. Социально-экономические ис-следования показывают возрастание роли человеческого фактора в производ-стве и зависимость инноваций от подготовленности рабочей силы.
Выпускники вузов на рынке труда – «продавцы» своих способностей, опыта, знаний. Их задача – научиться ориентироваться на этом рынке, по-чувствовать спрос, создать достойное предложение, выгодно продать его по адекватной цене и получить возможность заниматься любимым делом и раз-виваться в профессии.