Тема 1. Рынок труда и занятость населения

ТЕХНОЛОГИИ ТРУДОУСТРОЙСТВА

 

Учебное пособие

 

Допущено Учебно-методическим объединением

 

по профессионально-педагогическому образованию

 

в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности

050501.65 – Профессиональное обучение (по отраслям)


 

Екатеринбург

 

РГППУ

 

2015


УДК Ю941.19+Ю954Я73-1

 

ББК 159.98(078.5)

 

Д81

 

 



Дудина, Марина Михайловна.

 

Д81 Технологии трудоустройства: учебное пособие / М. М. Дудина, С. Л. Семенова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2015. 180 с.

 

ISBN 978-5-8050-0545-0

 

Раскрыты проблемы подготовки будущих специалистов к эффективному по-зиционированию себя на рынке труда. Содержание учебного материала пособия соответствует тематике занятий примерной программы курса «Технологии трудо-устройства».

Пособие будет интересно тем, кто занят поиском работы, но прежде всего оно адресовано студентам высших учебных заведений, обучающимся по специ-альности 050501.65 Профессиональное обучение (по отраслям).

 

УДК Ю941.19+Ю954Я73-1

 

ББК 159.98(078.5)

 

Рецензенты: доктор экономических наук, профессор А. Г. Мокроно-сов (ФГАОУ ВПО «Российский государственный экономический универси-тет»); кандидат психологических наук, доцент А. А. Печеркина (ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»); директор Де-партамента по труду и занятости населения Свердловской области Д. А. Анто-нов (Департамент по труду и занятости населения Свердловской области)


 

 

ISBN 978-5-8050-0545-0


 

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2015


 




Оглавление

 

Введение...................................................................................................................................................... 5

 

Тема 1. Рынок труда и занятость населения.................................................................................................................................................... 7

 

Рынок труда......................................................................................................................................................... 7

 

Структура рынка труда, типы, формы................................................................................................................................................ 8

Виды рабочих мест................................................................................................................................................... 14

Критерии поиска работы............................................................................................................................................. 15

 

Особенности российского рынка труда...................................................................................................................................................... 15

 

Особенности молодежного рынка труда...................................................................................................................................................... 18

 

Карьера как стратегия трудовой жизни..................................................................................................................................................... 20

 

Вопросы для самопроверки.................................................................................................................................. 28

 

Тема 2. Технология эффективного трудоустройства................................................................................................................................ 29

 

Поиск работы: этапы, способы, приемы................................................................................................................................................. 29

 

Источники информации о вакансиях и их использование.......................................................................................................................... 31

 

Телефонный разговор как способ поиска работы................................................................................................................................................... 48

 

Виды телефонных звонков........................................................................................................................................... 51

Типичные ошибки при телефонном собеседовании.......................................................................................................................... 54

 

Вопросы для самопроверки.................................................................................................................................. 55

 

Тема 3. Основные документы при приеме на работу......................................................................................................................................................... 56

 

Резюме.................................................................................................................................................. 56

 

Виды резюме............................................................................................................................................ 58

Структура резюме............................................................................................................................................ 60

Правила оформления резюме............................................................................................................................................ 63

Основные требования к стилю написания резюме............................................................................................................................................ 64

Методы подачи резюме............................................................................................................................................ 65

 

Искусство переписки с работодателем................................................................................................................................ 66

 

Сопроводительное письмо............................................................................................................................................ 66

 

Пробное письмо (prospecting letter)................................................................................................................................................. 69

 

Рекомендательные письма (recommendation letters)............................................................................................................................................... 70

 

Благодарственное письмо (Thank you note).................................................................................................................................................. 71

 

Письма о принятии предложения или об отказе от позиции (ac-

ceptance letters, withdrawal letters)............................................................................................................................................... 72

 

Вопросы для самопроверки.................................................................................................................................. 73


 

3


Тема 4. Интервью при приеме на работу. Психологические особен-

ности прохождения интервью.................................................................................................................................................. 74

 

Психологические особенности прохождения интервью............................................................................................................................................. 74

 

Этапы эффективной подготовки к собеседованию с работодателем................................................................................................................................ 76

 

Типы интервью............................................................................................................................................. 79

 

Структура проведения интервью............................................................................................................................................. 85

 

Примерный список вопросов для интервью............................................................................................................................................. 92

 

Практические советы для прохождения успешного собеседования................................................................................................................................ 95

 

Вопросы для самопроверки.................................................................................................................................. 99

 

Тема 5. Правовые аспекты трудоустройства............................................................................................................................. 100

 

Нечестные уловки работодателей............................................................................................................................. 100

 

Основные положения Трудового кодекса, регулирующие современ-

ные трудовые отношения...................................................................................................................................... 101

 

Заключение и расторжение трудового договора........................................................................................................................................... 116

 

Трудовая книжка............................................................................................................................................... 123

 

Вопросы для самопроверки............................................................................................................................... 126

 

Тема 6. Технология адаптации на рабочем месте......................................................................................................................................................... 127

 

Вхождение в трудовой коллектив........................................................................................................................................ 127

 

Виды адаптации в организации................................................................................................................................... 131

 

Этапы адаптации........................................................................................................................................ 133

 

Правила успешной адаптации........................................................................................................................................ 135

 

Вопросы для самопроверки............................................................................................................................... 137

 

Заключение.......................................................................................................................................... 138

 

Список используемой литературы.......................................................................................................................................... 139

 

Список рекомендуемой литературы.......................................................................................................................................... 141

 

Глоссарий............................................................................................................................................. 153


 

 

4






Введение

 

К 2020 г. в Российской Федерации предполагается создать 25 млн вы-сокопроизводительных и эффективных рабочих мест. В решении этой пробле-мы принимают участие федеральные и региональные органы власти, пред-ставители бизнес-сообщества, общественные и политические организации, уч-реждения системы профессионального образования. Общество придержива-ется единого мнения, что необходима стратегическая ориентация на повы-шение конкурентных преимуществ, инвестиционной привлекательности и тру-довой занятости трудоспособного населения. В связи с этим актуализирует-ся проблема кадровой обеспеченности как условия динамичного развития всех секторов экономики.

 

При этом в российской экономике, несмотря на складывающуюся об-щую тенденцию, нередко встречаются факты отказа в приеме на работу вы-пускников вузов. Работодатели недовольны качеством подготовки вчераш-них студентов и предъявляют к ним целый комплекс требований: наличие трудового или даже собственно профессионального опыта, умение рабо-тать в команде, развитые специальные компетенции и др. В таких условиях даже хорошо подготовленным выпускникам вузов не гарантировано трудо-устройство. Многие из них вынуждены начинать трудовую деятельность еще обучаясь в вузе, часто в ущерб качеству образования, которое необходимо для их успешного устройства на работу.

 

Переход от советской системы обязательного распределения выпу-скников высших учебных заведений к практически полному отсутствию га-рантий трудоустройства приводит молодых людей к необходимости само-стоятельно решать проблемы занятости.

 

Результаты социологических исследований показывают, что в систему профессиональных ценностей современных студентов входят перспективная работа по полученной в вузе специальности и возможность карьерного роста. Однако незнание реальной ситуации на рынке труда, неумение анализиро-вать и учитывать его динамику в построении собственной трудовой деятель-ности, отсутствие представлений о службах трудоустройства вызывают серьез-ные трудности в поиске работы у выпускников вуза. Даже у успешно окончив-ших вуз молодых людей отсутствие навыков самопрезентации, незнание основ-ных требований при трудоустройстве и растущая неуверенность в себе прово-цируют проблемы при поиске работы и мешают успешному трудоустройству.


 

5


Несмотря на сложившуюся ситуацию в учебных планах высших учеб-ных заведений специальному обучению студентов навыкам построения карь-еры не уделяется достаточного внимания, хотя требованиями к уровню под-готовки специалистов в современном мире являются не только их высокий профессионализм, но и умение самостоятельно реализовать свой трудовой потенциал.

 

В складывающейся ситуации вузы могут и должны оказывать содей-ствие своим выпускникам в трудоустройстве, причем эта задача может ре-шаться различными путями. В том числе, как показывает опыт стран с раз-витой рыночной экономикой, один из наиболее эффективных способов по-мощи – обучение студентов технологиям достижения успеха в трудоустрой-стве и профессиональной карьере.

 

Стоит отметить, что обилие в настоящее время различных источни-ков, освещающих вопросы трудоустройства: разнообразная учебная лите-ратура по менеджменту, управлению персоналом, написанию резюме, про-ведению собеседований и участию в них, самопрезентации, опросу и тести-рованию соискателей при устройстве на работу, адаптации новых сотрудни-

 

ков в организации и построению карьеры и другим вопросам эффективного трудоустройства, а также большой объем информации, публикуемой в Интер-нете по данному вопросу – создают впечатление определенной неструктури-рованности знаний по проблеме трудоустройства.

 

Объективно оценив важность вопроса успешного трудоустройства вче-рашних студентов, авторы решили собрать и систематизировать разрозненную информацию по технологиям трудоустройства для эффективного ее исполь-зования студентами.

 

Учебное пособие разработано для изучения дисциплины «Технологии трудоустройства», введенной в учебный план подготовки студентов стар-ших курсов в Российском государственном профессионально-педагогичес-ком университете (РГППУ).

 

Для облегчения усвоения изложенного материала и последующего его

 

использования студентами пособие содержит глоссарий и обширный список рекомендуемой литературы.

 

Цель дисциплины «Технологии трудоустройства» и данного учебного пособия – дать будущим выпускникам знания, умения и навыки, необходи-мые при решении вопросов трудоустройства и построении карьеры и, как следствие, повысить их конкурентоспособность на рынке труда.


 

6


 





Тема 1. РЫНОК ТРУДА И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

 

План

 

Рынок труда

 

Структура рынка труда, типы, формы

 

Виды рабочих мест

 

Критерии поиска работы Особенности российского рынка труда Особенности молодежного рынка труда Карьера как стратегия трудовой жизни

 

Рынок труда

 

В своей жизни человек делает немало судьбоносных выборов. Выбор места работы – один из них. Именно на работе он проведет почти треть своей жизни. Возможность самореализации, социальный статус, материаль-ное благополучие, психологическое здоровье будут зависеть от того, где,

в какой организации, должности, окружении будет работать человек. Имен-но с поиска достойной работы начинается и развивается деловая карьера.

Начиная поиск и выбор работы, человек выходит на рынок труда. Экономическое явление «рынок труда» достаточно долгое время рассмат-ривалось как пережиток капитализма, возникший в результате многочис-ленных противоречий между трудом и капиталом. В советский период раз-

 

вития нашего общества при всеобщей обязательной трудовой занятости ни о каком рынке труда не могло быть и речи. Кроме того, в Трудовом кодек-се существовала уголовная ответственность за тунеядство для тех, кто не работал. Сейчас ситуация изменилась и понятие «рынок труда» прочно вош-ло в современную жизнь.

 

Рынок труда –это,безусловно,не какое-либо конкретное место,а про-цесс взаимодействия продавцов и покупателей по продаже и покупке рабо-чей силы, характеризующийся постоянным поиском соглашений и компромис-сов, которые определяют их отношения.

 

На рынке труда, как и при любой сделке купли-продажи, встречают-ся продавец и покупатель. Продавцы – это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели – трудовые коллективы

 

в лице руководителей или отдельные предприниматели, которые могут само-стоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.


 

7


На сегодняшний день вложения средств в человеческие ресурсы и кад-ровую работу становятся долгосрочным капиталом в повышении конкурен-тоспособности и эффективности производства. Социально-экономические ис-следования показывают возрастание роли человеческого фактора в производ-стве и зависимость инноваций от подготовленности рабочей силы.

 

Выпускники вузов на рынке труда – «продавцы» своих способностей, опыта, знаний. Их задача – научиться ориентироваться на этом рынке, по-чувствовать спрос, создать достойное предложение, выгодно продать его по адекватной цене и получить возможность заниматься любимым делом и раз-виваться в профессии.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: