Структура мотивирующих слов

Структура слова (чаще словообразовательная, реже – морфемная), как известно, является одним из факторов, влияющих на его словообразовательные возможности. В исследованиях по словообразованию изучалась степень морфемной сложности слова (Манучарян, 1972) и ее влияние на его словообразовательный потенциал (Plank, 1981, с.134). Установлены многие словообразовательные свойства мотивирующих слов, способствующие или препятствующие дальнейшим словообразовательным процессам. В данной главе делается попытка систематизировать закономерности сочетаемости форманта и мотивирующего слова, обусловленные структурой последнего.

В разделе указываются ограничения сочетаемости форманта, вызванные словообразовательной и морфемной структурой мотивирующего и причины (если они имеются), обусловившие эти ограничения. В первой части (п.1) дается группировка формантов в соответствии с данными ограничениями. В конце раздела (п.2) исследуются закономерности распределения синонимичных формантов - и-, -ова- / -ирова- / -изирова- / -изова-, -нича-, -ствова-, -а-, обусловленные словообразовательной структурой мотивирующих слов, на материале словообразовательной категории глаголов со значением «совершать действие, свойственное тому, кто (что) назван(о) мотивирующим глаголом».

Описание структуры мотивирующих слов стало возможным в связи с тем, что в Рус. гр., 1980, I в разделах, посвященных конкретным словообразовательным типам, имеются сведения о структуре мотивирующих слов. Эти сведения обобщаются и в данной главе.

Словообразовательные (морфемные) ограничения сочетаемости форманта состоят в том, что форманты выступают в сочетании с теми мотивирующими словами (основами), которые характеризуются определенными словообразовательными свойствами.

1. Излагаемая ниже классификация словообразовательных формантов с точки зрения их сочетаемости со словами различной структуры выглядит следующим образом (номера единиц соответствуют номерам разделов):

1.1. Форманты, выступающие в сочетании только с немотивированными словами.

1.1.1. Неприсубморфные форманты (свинья – свин арь).

1.1.2. Присубморфные форманты (реквиз ировать – реквиз иция).

1.2. Форманты, выступающие в сочетании только с мотивированными словами.

1.2.1. Полностью приформантные форманты (главн ейш ий – наи главнейший).

1.2.2. Полностью приморфемные форманты (вы жимать – выжим к и).

1.3. Форманты, выступающие в сочетании с мотивированными и немотивированными словами.

1.3.1. Частично приформантные форманты (бег ун – бегунья [- j -(а)], гость – гостья).

1.3.2. Полностью прифинальные форманты (учи тель – учитель ниц а, свиде тель – свидетель ниц а).

1.3.3. Частично прифинальные форманты (пек арь – пекар н я, слес арь – слесар н я, колокол – колоколь н я).

1.3.4. Частично приморфемные форманты (герой – геро ин я, гео лог – геолог ин я).

В данной классификации учитывается сочетаемость морфа в пределах того словообразовательного типа (описываемого в Рус. гр., 1980, I), в котором он выступает в качестве форманта, а не вся его сочетаемость во всех типах (если его функционирование не ограничивается одним типом). Например, морфы - тельн- и -ительн- рассматриваются как сочетающиеся только с немотивированными словами (см. ниже п.1.2.) в пределах отсубстантивного словообразовательного типа (Рус. гр., 1980, I, с. 273–274). В других словообразовательных типах этот морф может сочетаться и с мотивированными словами.

1.1. Словообразовательные форманты, сочетающиеся только с немотивированными мотивирующими, делятся на две неравные группы:

а) форманты, сочетающиеся со словами, не имеющими в конце основы одного и того же субморфа; б) форманты, сочетающиеся со словами, имеющими такой субморф (реже – небольшое число разных субморфов). Первую – многочисленную – группу формантов можно назвать неприсубморфными, вторую – немногочисленную – присубморфными, т.е. выступающую только в сочетании с определенным субморфом (субморфами)[40].

1.1.1. Сочетаемость с немотивированными словами многочисленных неприсубморфных формантов не является, как правило, отражением каких-либо их семантических или формальных свойств.

Так, по данным Рус. гр., 1980, I (с.175, 182, 188, 190, 193, 206, 296) существительные с суффиксом -арь (свинарь), -ант (диверсант), -изм (символизм), -j- (бабье) мотивируются только немотивированными существительными, существительные с суффиксом -ин(а) (седина) и тем же суффиксом -j- (гнилье) – немотивированными прилагательными, прилагательные с суффиксами -уч-/-ач- – немотивированными глаголами и т.п. Эти ограничения – узуальные, нежесткие, о чем свидетельствуют либо исключения (приставать – приставучий), либо окказиональные образования от мотивированных слов с помощью аффиксов, узуально представленных только в сочетании с немотивированными словами: громадный – громадье, косолапый – косолапина, повседневный – повседневье.

1.1.2. Присубморфные аффиксы немногочисленны и выступают, как правило, в небольшом числе слов. По-видимому, основную часть присубморфных формантов составляют заимствованные суффиксы существительных, сочетающиеся с заимствованными же субморфами (чаще всего это субморфы - ирова-/-изирова-/-ова-, выступающие в немотивированных глаголах и совпадающие с суффиксальными морфами мотивированных глаголов. Таковы морфы -итор (выступает только в инвестировать – инвеститор, экспедировать – экспедитор, репетировать – репетитор; Рус. гр., 1980, I, с.147), -ициj- – в инвестировать – инвестиция, экспедировать – экспедиция, репетировать – репетиция, реквизировать – реквизиция; -енциj – в конкурировать – конкуренция, интерферировать – интерференция, фосфоресцировать – фосфоресценция, флуоресцировать – флуоресценция (Рус. гр., 1980, I, с.164), -ат: диктовать «предписывать безоговорочно» – диктат, плагиировать – плагиат, -ант-/-емент-: диктовать – «читать вслух для записывания» – диктант, аккомпанировать – аккомпанемент, ангажировать – ангажемент, -анс: резонировать – резонанс, диссонировать – диссонанс, конферировать – конферанс, -инг: крекировать – крекинг, тренировать – тренинг, форсировать – форсинг (спорт.) (Рус. гр., 1980, I, с.166). Мотивация глаголами с одним и тем же заимствованным субморфом является отражением тенденции к «взаимному притяжению» заимствованных слов (см. II глава, раздел 6)», объясняется просто небольшой употребительностью соответствующих морфов.

Иные причины вызвали сочетаемость морфов отсубстантивных прилагательных -тельн- и -ительн- только с немотивированными существительными на -ение: образование – образовательный, состояние – состоятельный, назидание – назидательный; впечатление – впечатлительный, нравоучение – нравоучительный (исключения: вопрос – вопросительный, польза – пользительный, прост., устар.) (Рус.гр., I, 1980, с.274). Мотивированными (отглагольными) существительными на -ение эти прилагательные непосредственно не мотивируются, поскольку при наличии в словообразовательной цепочке глагола этот глагол выступает в качестве мотивирующего для прилагательного с морфами -тельн- и -ительн-, а мотивация существительным на -ение в этом случае является сопровождающей: оскорбить (оскорбление) – оскорбительный, оправдать (оправдание) – оправдательный, желать (желание) – желательный, общаться (общение) – общительный и т.п.

Ограничения состава мотивирующих узкой лексической группой, характеризующейся определенным субморфом в конце основы, также может быть причиной сочетаемости форманта только с немотивированными словами; таковы, например, морф - щин(а) и нулевой морф в типах слов, мотивированных фамилиями: достоевщина, керенщина, хованщина, Пржевальск, Дзержинск, Урицк (Рус. гр., 1980, I, с.180, 226).

1.2. Форманты, сочетающиеся исключительно или почти исключительно с мотивированными словами, довольно немногочисленны.

1.2.1. Большую часть их составляют так называемые полностью приформантные форманты. Это форманты, которые сочетаются только со словами, имеющими определенный формант или группу формантов, характеризующихся каким-либо общим свойством. Аналогичной сочетаемостью характеризуются компоненты сложных слов, не входящие, как известно, в состав формантов. Ниже будет сделана попытка определить (там, где это возможно) причины такой сочетаемости.

В части случаев эта сочетаемость объясняется значением присоединяемых формантов или компонентов сложных слов.

Так, сочетаемость суффиксов -ыш, -ок, -ин(а), -j- (Рус. гр., 1980, I, с.154) с префиксальными глаголами объясняется тем, что эти суффиксы образуют названия предметов, возникающих в результате действий, названных мотивирующими глаголами: оборвыш, обрубок, размоина, отрепье. Действие, достигшее своего результата, обозначается префиксальным мотивирующим глаголом совершенного вида.

Префиксальными глаголами мотивируются префиксальные глаголы, образованные путем замены префикса и означающие аннулирование результата действия, названного мотивирующим префиксальным глаголом: приклеить – отклеить «отделить что-л. приклеенное» (подробнее см. Улуханов 1977, с.66, 67).

В этих двух рассмотренных случаях мы имеем дело с системной семантически объяснимой сочетаемостью аффикса с мотивирующими словами одного – префиксального – способа словообразования. Однако объяснимость этих явлений не означает их обязательности или регулярности: значение «результат действия» имеют многие существительные с другими формантами, мотивированные беспрефиксными глаголами: конденсат, падаль, рубец, плетень, трещина, лизак, рвань, маринад, кладь (ср. Рус. гр., 1980, I, с.156, 262, 263), а наличие у глагола значения «аннулирования результата» не всегда предполагает обязательную замену префикса мотивирующего глагола (значение этого префикса в мотивированном глаголе семантически нейтрализуется; ср. такие глаголы, как разукрупнить, разукомплектовывать(ся): Не очищены от грязи и разукомплектовываются плуги и лущильники. (Крымская правда, 20 февраля 1963 г.). Такие «нелогичные» глаголы иногда вызывают протест у носителей языка, однако, по-видимому, замена приставки у- на приставку раз- вообще не свойственна русскому словообразованию (ср. еще разуверить). «Нелогично» выглядит и глагол отсоединить, тем более что существует близкий по значению глагол отъединить. Надо полагать, однако, что глагол отсоединить является результатом замены приставки при- в глаголе присоединить (отсоединить – «отделить что-либо присоединенное»), а глагол отъединить – приставки со- в глаголе соединить (отъединить – «отделить что-либо соединенное»).

С наличием у мотивированного слова значения результата действия связан и единственный случай мотивации почти всех слов словообразовательного типа словами только смешанного способа словообразования. Это отглагольные существительные с суффиксами

- ённость/-нность/-тость, означающие «состояние, возникающее в результате действия, названного мотивирующим словом» (Рус. гр., I, 1980, с.156). Они мотивируются префиксально-постфиксальными глаголами: договориться – договоренность, спеться – спетость, сработаться – сработанность и т.п. (искл. задолжатьзадолженность). Наличие такой – только словами смешанного способа – редкой мотивации объясняется, надо полагать, следующими причинами. Основная масса слов со значением «состояние, возникающее в результате какого-л. действия» мотивируется страдательными причастиями (ср. изолированный – изолированность и т.п.) и имеет суффикс -ость (см. Рус. гр., 1980, I, с.178). Глаголы, не имеющие страдательных причастий (а таковыми являются возвратные глаголы), образуют существительные указанного значения по аналогии со словами типа изолированность, т.е. с помощью суффикса, включающего элемент -ость и элемент, формально тождественный суффиксу страдательного причастия (алломорфы этого суффикса -ённость/-нность/-тость позиционно распределены так же, как суффиксы страдательных причастий -ённ-/-нн- и -т-, Рус. гр., 1980, I, с. 669, 670). Существительные с суффиксами – ённость /

-нность/-тость завершают неполную цепочку, соотносительную с полной цепочкой слов с суффиксом -ость, мотивированных страдательными причастиями, ср. изолировать – изолированный – изолированность, договориться – договоренность. Наличие же префикса в форманте мотивирующего глагола связано, как и во многих других случаях, с тем, что мотивированным выражено значение результата.

К числу полностью приформантных аффиксов, сочетаемость которых является отражением особенностей семантики этих аффиксов, относится, например, префикс наи-, который сочетается только с прилагательными, содержащими суффиксы - ейш -/ -айш- или -ш-, синонимичные этому префиксу: наиглавнейший, наидревнейший, наистрожайший, наибольший. Префикс наи- усиливает выражение высшей степени качества. Это ограничение, последовательно выдержанное в узуальной лексике, тем не менее не является жестким: «в художественной и публицистической речи возможны окказиональные образования, мотивированные прилагательными, не содержащими указанных суффиксов: перечитал статью в наипоследний раз; самый наисегодняшний зритель; наиотважные новации в искусстве (все журн.)» (Рус. гр., 1980, I, с.307). Значение высшей степени признака у префикса не предполагает обязательного наличия этого же значения у мотивирующего прилагательного: синонимичные префиксы архи-, пере-, пре-, раз-, сверх-, супер-, ультра- в узуальной лексике (по данным Обр. сл., 1974) не представлены ни в одном слове, мотивированном прилагательными с указанными суффиксами, хотя окказиональные образования данной структуры не исключены: Жена бизнесмена Скатова Люба несчастлива с ним, а вывод из этого делает преоригинальнейший: мужа надо убрать (Семь дней. ТВ-программа. 8–14 июля 2002 г., № 28).

Только с прилагательными, содержащими суффиксы -ейш-/-айш- и -ш-, в узуальной лексике выступают компоненты сложных слов само- и все-, также имеющие усилительное значение: самоновейший, самопервейший, самомалейший; всенижайший, всемилостивейший, всеподданнейший.

Компонент само-, означающий самостоятельность или самопроизвольность действия, в узуальных словах представлен в сочетании только с глаголами с постфиксом -ся­, означающими действие, направленное на себя (самоизолироваться, самоуплотняться, самоуспокаиваться, самоустраниться и т.п.), но в окказионализмах возможно сочетание этого компонента с беспостфиксными непереходными глаголами: Но ведь конструировать реакторы надо так, чтобы они при непредвиденных разгонах самозатухали (Г.Медведев).

Семантическими причинами вызвано словообразовательное ограничение сочетаемости суфф. -н(а)/-иничн(а), выступающего только в существительных, представляющих собой коррелят женского рода к отсубстантивным существительным мужского рода с суфф. -ич/-ович/-евич, имеющим значение «сын того, кто назван мотивирующим словом» (Рус. гр., 1980, I, с.186): Петрович – Петровна, царевич – царевна, Лукич – Лукинична.

Сочетаемость полностью приформантных формантов может быть ограничена теми словами, которые в свою очередь могут регулярно мотивироваться словами, относящимися к определенной лексической группе. Таковы, например, наречия с формантами и по- + -и, мотивированные только прилагательными с суффиксами -ск- и -ий-/|-j-|, которые в свою очередь могут мотивироваться названиями лиц и животных: друг – дружеский – дружески, собака – собачий – по-собачьи. Сочетаемость этих суффиксов только с этими прилагательными объясняется тремя причинами: а) тем, что наречия с этими суффиксами «обычно обозначают свойственность тому, что названо мотивирующей основой прилагательного» (Рус. гр., 1980, I, с.399 – о наречиях с суффиксом ; такая же формулировка и в параграфе о наречиях с формантом по- + -и, Рус. гр., 1980, I, с.403), т.е. свойственность лицу (дружески «так, как это свойственно другу») или животному (по-собачьи «так, как это свойственно собаке»); б) тем, что суффиксы -ск- и -ий/ |-j-| – основные средства выражения отношения признака к лицу; прилагательные с продуктивными суффиксами - н- и -ов- названиями лиц почти не мотивируются; в) тем, что существительными наречия с формантами и ­ по- + , как и с большинством других формантов, непосредственно не мотивируются. Суффиксальные наречия, непосредственно мотивированные существительными, практически ограничиваются одним суффиксом, омонимичным флексиям тв. п.: - ом, -ой/-ою, -ю, -ами (Рус. гр., 1980, I, с.400); в образованиях от названий лиц и животных он представлен весьма ограниченно: солдатиком (прыгать в воду), ежиком, бобриком, петушком (предпочитаются, как видим, уменьшительные образования), ср. также гуськом (с морфом -ком). Для наречий наиболее типична мотивация прилагательным, поскольку обе части речи выражают признак и между ними имеют место транспозиционные отношения – наиболее регулярные в словообразовательной системе. Таковы отношения и между рассматриваемыми наречиями с и по- + -и и непосредственно мотивирующими относительными прилагательными. Типичным же способом выражения отношения наречия к существительному является опосредствованная мотивация, т.е. отношение к существительному, которым мотивируется относительное прилагательное, являющееся непосредственно мотивирующим по отношению к наречию: друг – дружеский – дружески.

Сходные (хотя и не во всех деталях) факторы ограничивают мотивацию отглагольных прилагательных с морфем -еск- только глаголами с суффиксом -нича-. Формулировка значения этого типа, имеющаяся в Рус. гр., 1980, I, также указывает на семантическую связь с опосредствованно мотивирующим существительным лица: «относящийся к действию лица, названному мотивирующим словом» (Рус. гр., 1980, I, с.294), ср. бродяжнический – «свойственный тому, кто бродяжничает = бродяге», т.е. непосредственно мотивирующий глагол должен означать действие, свойственное лицу: бродяжничать – «совершать действия, свойственные бродяге» – подобно тому, как дружеский (см. п. а) означает признак, имеющий отношение к другу. Названием лица (окказионально возможны, по-видимому, и образования от названий животных: обезьянничать – обезъяннический) мотивируются глаголы с суффиксом -нича-, и только эти глаголы могут выступать в качестве мотивирующих для прилагательных с морфом -еск-; глаголы с другими финалями в этой функции невозможны: а) глаголы на –овать / -ировать /

-изировать, -ивать/-вать с морфом -еск- сочетаться не могут, так как последний выступает только после шипящих; б) мотивация глаголами на шипящую перед гласной (ханжить, княжить, дружить, левачить, чудачить, батрачить) может рассматриваться лишь как сопровождающая, поскольку основной мотивацией в этом случае является мотивация существительным (ханжа – ханжеский и т.п.); у этих глаголов, в отличие от глаголов с -нича-, отсекается формальный показатель соотнесенности с глаголом (конечные гласные инфинитива), в то время как в структуре прилагательных типа бродяжнический такой показатель (-нич-) сохраняется; отсекается лишь конечная гласная этого суффикса.

Итак, ограничение сочетаемости рассмотренных в п.п. а) и б) морфов вызвано их связью с семантикой лиц и тем, что среди мотивирующих только слова на -ск-, -ий-/ |-j-| и - нича- мотивируются названиями лиц. В первом случае ограничение вызвано малочисленностью слов с другими формантами, мотивированных названиями лиц, во втором – невозможностью мотивации такими словами по формальным причинам (сочетаемостью морфа -еск- только с шипящими).

Если в цепочках типа друг – дружеский – дружески можно усматривать формально-семантические связи последнего слова с обоими мотивирующими (непосредственно: дружеский – дружески «нар. к дружеский и опосредствованно: друг – дружески «так, как это свойственно другу»), то в случаях типа жесть – жестяной – жестянщик имеет место расхождение ближайшей формальной соотнесенности слова (жестяной – жестянщик) и его семантической мотивации (жесть – жестянщик «мастер, изготовляющий изделия из жести»). В последнем случае имеет место формальная соотнесенность только с суффиксальными словами.

Так, все отадъективные слова с формантами -щик/-чик, -ищ(е), -ист(ый), под- + -ик формально соотнесены только с суффиксальными прилагательными: суффиксы -щик/-чик, -ищ(е) – с прилагательными с суффиксами -ов- (бельевой – бельевщик, корневой – корневище) и -ан-/-анн- (жестяной – жестянщик, овсяной – овсянище) (Рус. гр., 1980, I, с.176), суффикс -ист(ый) – с прилагательными с суффиксальными морфами -ан, -анн- (торфяной – торфянистый, стеклянный – стеклянистый), -н- (серный – сернистый), -ов- (шелковый – шелковистый), -оват- (хлорноватый – хлорноватистый) (Рус. гр., 1980, I, с.301), формант под- + -ик – с прилагательными с суффиксом -ов- (подосиновый – подосиновик, Рус. гр., 1980, I, с.238). Семантически эти слова обычно соотнесены с теми существительными, которыми эти прилагательные мотивированы; в словарях они, как правило, толкуются с помощью существительных: корень – корневище «подземный побег многолетних травянистых растений, похожий на корень», сера – сернистый «содержащий серу», осина – подосиновик «съедобный трубчатый гриб с красно-желтой шляпкой (обычно произрастающий под осиной)». Некоторые из слов, относящихся к приведенным типам, могут быть и семантически соотнесены с относительными прилагательными (ср. часовщик «часовой мастер»).

Регулярная формальная соотнесенность с суффиксальными прилагательными имеет место у многочисленных прилагательных типа парламентский – внепарламентский, внутриотраслевой, заоблачный, международный, надбровный и т.п. Семантически они мотивируются теми существительными, которыми мотивируются и указанные выше суффиксальные прилагательные: внепарламентский – «находящийся или происходящий вне парламента» и т.п. Прилагательные типа парламентский не входят в значение слов типа внепарламентский и поэтому не могут считаться мотивирующими.

Суффиксальными (реже префиксально-суффиксальными) прилагательными могут мотивироваться слова, семантически мотивированные словосочетаниями, в которых это прилагательное является определением. Таковы, например, те существительные с суффиксом –щик / -чик, семантически мотивированные словосочетаниями, в состав которых входит суффиксальное прилагательное (чаще всего с суффиксом -н-, см. Рус. гр., 1980, I, с.168): ядерная физика – ядерщик, подземные работы – подземщик. Таким образом, в отадъективных существительных суффикс -щик/-чик является полностью приформантным, поскольку во всех этих существительных он следует после суффикса прилагательных, с частью которых эти существительные связаны лишь формально, а с частью – формально и семантически.

Сочетаемость форманта только с мотивирующими, имеющими один определенный формант, может быть объяснена тем, что наиболее распространенное средство образования слов того или иного значения в данном случае использовать нельзя. Так объясняется мотивация тех названий городов, которые имеют нулевой суффикс и относятся к I скл. сущ. и м. роду, только прилагательными с формантом -ск-. Эти прилагательные могут быть суффиксальными (волжский – Волжск), префиксально-суффиксальными (приморский – Приморск) и сложно-суффиксальными (красноармейский – Красноармейск). Использование нулевого морфа в отадъективных названиях городов только в сочетании с суффиксом -ск-, следует, по-видимому, объяснить тем, что другие прилагательные образуют названия городов посредством субстантивации (Грозный, Звездный, Верный), а от прилагательных с суффиксом -ск- способом субстантивации названия городов образованы быть не могут, поскольку в этом случае субстантиват – название города совпал бы с прилагательным – названием соответствующих области или района.

Сочетаемость со словами, имеющими определенный формант, объяснима не всегда. Так, словообразовательное ограничение сочетаемости суффикса отглагольных прилагательных -чат- (мотивирующие глаголы имеют только форманты -ва- и ­-а-) «объясняется» необъяснимым лексическим ограничением сочетаемости суффикса -чат-: он выступает в прилагательных, мотивированных только образованиями с корнями глаголов лить, мыть, плыть, рвать и  сыпать (ср. Рус. гр., 1980, I, с.296, где вместо рвать ошибочно указано рыть), а вторичные имперфективы с этими корнями имеют морфы -ва- или ­ -а-: переливаться – переливчатый, размываться – размывчатый, расплываться – расплывчатый, взрывать – взрывчатый, рассыпаться – рассыпчатый.

Трудно назвать причину, по которой суффикс -ащ­- образует просторечные синонимы только тех мотивирующих прилагательных, которые имеют формант не-: немудреный – немудрящий (прост.), негодный – негодящий (устар. прост.), непутевый – непутящий (устар. прост.) (Рус. гр., 1980, I, с.302). Как видим, во всех трех словах, составляющих этот непродуктивный тип, суффикс -ащ- заменяет суффикс (-ён-, -ёв-) или субморф (н), входящий в состав мотивирующего прилагательного; последнее унаследовало эти единицы от мотивирующего слова (мудреный, годный, путевый).

1.2.2. Некоторые форманты сочетаются только с теми словами, основы которых содержат определенного вида морфему (в частности, префикс) – независимо от того, является ли эта морфема формантом непосредственно или опосредствованно мотивирующего слова. Такие форманты можно назвать полностью приморфемными.

Так, в ряде отглагольных типов наличие в мотивирующем глаголе префикса объяснимо так же, как и мотивация префиксальными глаголами (см. п. 1.2.1.) – результативностью в значении имени. Например, существительные с суффиксом -к(и), означающие «совокупность предметов, продукт, вещество, возникающее в результате действие, названного мотивирующим словом» (Рус. гр., 1980, I, с.155) мотивируются префиксальными глаголами (очистить – очистки, отрепать – отрепки, выварить – выварки) и вторичными имперфективами, формантами которых являются морфы -ва- и -а- (но не основной морф имперфективации -ива-): выжимать – выжимки, высевать – выселки, обжимать – обжимки. Эти имперфективы мотивируются префиксальными глаголами (выжать, высеять, обжать), т.е. содержат в своей морфной структуре префикс, не являющийся их формантом. Образование же рассматриваемых существительных от вторичного имперфектива с морфами

-ва- и -а- объясняется, надо полагать, формальными и коммуникативными причинами: невозможностью образовать с помощью морфа -к(и) коммуникативно идентифицируемые существительные от глаголов совершенного вида типа выжать, обжать, высеять, структура которых препятствует образованию с помощью суффикса -к(и) (и, по-видимому, с помощью других суффиксов) идентифицируемых слов: теоретически можно представить лишь форму * высейки, однако, судя по Тихонов, II, 1985, с.97, 98 от префиксальных глаголов, мотивированных глаголом сеять, образуются лишь вторичные имперфективы, которые и являются исходными для всех остальных членов гнезда (высевки, высевок, высев, высевной, досев, засев, засеватель, засевщик, недосев и т.п.). Вторичные имперфективы с морфом -ива- для образования слов на -к(и) не используются, поскольку морф -ива- присоединяется к таким глаголам совершенного вида (напр., выварить – вываривать), от которых возможно образование слов на -к(и): выварки (а не * вываривки).

Другие, но также формальные и коммуникативные причины вызвали, по-видимому, образование просторечных и разговорных существительных с суффиксом -он, означающих действие, только от глаголов, содержащих префикс: выпивать – выпивон, вышибать – вышибон, закидывать – закидон, объедаться – объедон, опрокидывать – опрокидон, раздолбать – раздолбон. Образования от беспрефиксных глаголов (типа * шибок, * кидон), содержащие односложный корень и сравнительно новый суффикс ограниченного употребления, вряд ли возможны в силу своей коммуникативной недостаточности и маловыразительности.

К числу полностью приморфемных формантов относятся также суффиксальные морфы прилагательных -чив-, -ист-, префиксально-суффиксальные форманты прилагательных -не- + -н1-, не- + -ем-/-им-, наречий в- + -ку, на- + -ку, сочетающиеся, подобно рассмотренным выше формантам, только с глаголами, содержащими префикс (исключения единичны). Эти глаголы могут быть префиксальными (например, устоять – устойчивый, поджарить – поджаристый, отступить – неотступный, удержать – неудержимый, повалить – вповалку, распахнуть – нараспашку) или суффиксальными – вторичными имперфективами, мотивированными префиксальными глаголами (отозваться – отзываться – отзывчивый, залиться – заливаться – заливистый, прервать – прерывать – непрерывный, согнуть – сгибать – несгибаемый, догнать – догонять – вдогонку, вытянуться – вытягиваться – навытяжку).

Данное ограничение узуально; с синхронной точки зрения оно вряд ли объяснимо, поскольку нет причин, препятствующих сочетаемости данных формантов с беспрефиксальными основами. О такой возможности говорят единичные образования прилагательных от беспрефиксальных основ: бранчливый, обидчивый, недвижный, нещадный, игристый, сквозистый, а также сочетаемость синонимичных формантов с беспрефиксальными основами: ср. формант в- + ø, синонимичный форманту в- + =ку: вплавь, вскачь, вскользь.

1.3. Для русского словообразования наиболее типична сочетаемость формантов как с мотивированными, так и с немотивированными словами; эта сочетаемость тем более разнообразна, чем распространеннее и продуктивнее формант. Наиболее разнообразна структура мотивирующих слов тех словообразовательных типов, которые составляют центры мутационных подсистем словообразования основных частей речи: существительных с суффиксами -ник, -щик/-чик, прилагательных с суффиксами -н-, -ов-, -ск-, глаголов с суффиксами -и-, -нича-, -ствова-, -ова-/-ирова-/-изирова-/-изова-. Вместе с тем, многим из этих и других продуктивных аффиксов свойственны ограничения сочетаемости, обусловленные словообразовательной структурой мотивирующих слов. Например, суффиксальные глаголы не образуются от имен на -щик/-чик, -льщик; глаголы с суффиксом -е- не образуются от прилагательных с суффиксом -к- (ломкий), -ущ- (большущий), -енн- (здоровенный) и др.

1.3.1. Многие из формантов, сочетающихся как с мотивированными, так и с немотивированными словами, можно назвать частично приформантными. Часть этих слов мотивируется лишь теми мотивированными словами, в которых имеется один и тот же определенный формант; остальные слова с частично приформантными аффиксами мотивируются немотивированными словами.

Так, суффикс |-j-| со значением «женскости» сочетается главным образом с названиями лица с суффиксом -ун (бегун – бегунья) и не сочетается с другими суффиксами, выступающими в названиях лиц. Кроме того, данный суффикс выступает в сочетании с немотивированными существительными, не имеющими суффикса -ун: гость – гостья, сват – сватья, игумен – игуменья.

Суффикс -ищ(е) в локальном значении выступает в сочетании с существительными с суффиксом -б(а) (стрельба – стрельбище, гульба – гульбище, пастьба – пастбище) и с немотивированными существительными не на -б(а): пепел – пепелище, город – городище и т.п.

1.3.2. Вторая группа формантов, сочетающихся с немотивированными и мотивированными словами – это форманты, сочетающиеся лишь со словами, основа которых завершается определенной финалью (о финали см. Рус. гр., 1980, I, с.141). Эта финаль является морфом в мотивированных словах и субморфом – в немотивированных. Такие форманты можно назвать полностью прифинальными.

Бόльшая часть аффиксов, сочетающихся только с одной и той же финалью основы мотивирующего слова (мотивированного или немотивированного), составляют заимствованные суффиксы, присоединяющиеся к основам заимствованных слов с финалями, которые могут полностью или частично отсекаться. Таковы, например, суффиксальные морфы -аци|j|-, -аж, -атор, -ад(а), -ат и др., сочетающиеся главным образом или исключительно с глаголами на -ировать/-изировать/-овать: идеализировать – идеализация, симулировать – симуляция, конфисковать – конфискация, массировать – массаж, рационализировать – рационализатор, стабилизировать – стабилизатор, экзаменовать – экзаменатор, блокировать – блокада, фильтровать – фильтрат, постулировать – постулат и др. В последние десятилетия имеет место образование слов на -ация от глаголов с указанными финалями, возникших на базе исконно русских слов: яровизация, украинизация, советизация и др. (Шанский, 1969, с.166).

Ограничение сочетаемости суффикса словами с определенной финалью имеет место и у исконных морфов: морф -ниц(а) (в коррелятах женского рода к названиям лиц) сочетаются только со словами на -тель (учительучительница, свидетель – свидетельница, председатель – председательница), являясь практически единственным средством образования коррелятов женского рода к названиям лиц с этой финалью: лексикографически (главным образом в ССРЛЯ, 1950–1965) зафиксированы лишь одиннадцать слов на

- тельша (заседательша, надзирательша, письмоводительша, попечительша, предводительша, председательша, распорядительша, следовательша, смотрительша, управительша, учительша) и два слова на - телька (приятелька, учителька); все эти слова стилистически маркированы.

Морф -ец с общепредметным значением («лицо, характеризующееся отношением к тому, что названо мотивирующим существительным») выступает только в существительных, мотивированных существительными с финалью

-ение (поручение – порученец, поражение – пораженец).

1.3.3. Третью группу формантов, сочетающихся с немотивированными и мотивированными словами, можно назвать частично прифинальными. Это слова, часть которых мотивирована словами с определенной финалью, являющейся либо формантом (в мотивированных словах), либо субморфом (в немотивированных); другая часть этих слов мотивируется немотивированными словами, не имеющими этой финали. Так, суффикс -н(я) (в названиях помещения или вместилища) сочетается с основами с финалями арь, ар, которые могут быть морфами (формантами мотивирующих): пекарь – пекарня, свинарь – свинарня, овчар – овчарня, субморфами (в немотивированных словах): слесарь – слесарня, кочегар – кочегарня, а также с основами, не имеющими этих финалей: колокол – колокольня, скворец – скворечня [ср. также конюшня, мотивированное существительным с суффиксом -ух(-юх) ]; см. Рус. гр., 1980, I, с.196.

Суффикс -ур(а) в существительных со значением «общественная система, должность, организация, учреждение» выступает в сочетании с мотивированными существительными и морфами -ант и -атор (докторант – докторантура, диктатор – диктатура) и с немотивированными существительными, часть которых имеет финали, формально совпадающие с этими морфами (ср. аспирант – аспирантура, ординатор – ординатура, но клиент – клиентура, адвокат – адвокатура, адъюнкт – адъюнктура). Финали, формально не совпадающие с морфами -ант и -атор, обычно совпадают с суффиксами других (как правило, заимствованных) существительных, не выступающих в качестве мотивирующих у слов данного типа с суффиксом

- ур(а).

1.3.4. К четвертой группе формантов, рассматриваемых в п.3., относятся частично приморфемные форманты, т.е. форманты, выступающие в словах, мотивированных словами, имеющими в своем составе морфему (морфемы), которая необязательно является формантом мотивирующего слова (ср. аналогичную мотивацию полностью приморфемных слов, п. 2.2.), и в словах, мотивированных немотивированными словами. К этой немногочисленной группе относятся, например, префиксально-суффиксальные прилагательные с формантами не- + -н1- и не- + -|о|м (орфографические – -ем- /-им-). Они мотивируются: а) глаголами, содержащими префикс, который может быть либо формантом этого глагола (вылезти – невылазный, удержать – неудержимый), либо (гораздо чаще) содержаться в его структуре в качестве форманта предшествующих деривационных шагов (ехать – проехать – проезжать – непроездный, дать – передать – передавать – непередаваемый) или морфемы, выделимой в немотивированном глаголе (избежать – неизбежный, поднять и поднимать – неподъемный, расторгнуть – нерасторжимый); б) немотивированными глаголами (непечатный, нещадный, негасимый, непобедимый и др.) (Рус. гр., 1980, I, с.316–317).

Ограничивающей морфемой мотивирующего может быть компонент сложного слова; таков компонент -лог-: суффикс -ин(я) со значением женскости сочетается с немотивированными словами (богиня, героиня, монахиня) и – в разговорных новообразованиях – со сложениями, имеющими указанный компонент (геологиня, филологиня и т.п.) (Рус. гр., 1980, I, с.202–203).

1.4. Сочетаемость восьми групп формантов, рассмотренных в разделе «Структура мотивирующих слов», суммирована на таблице. По вертикали указаны виды формантов, по горизонтали – рассмотренные особенности структуры мотивирующих. Примеры в клетке таблицы означают сочетаемость данного вида формантов с мотивирующим, имеющим данную особенность структуры. Отсутствие примера означает отсутствие у данного вида формантов этой сочетаемости.

Итак, сочетаемость словообразовательных формантов может быть ограничена следующими структурными свойствами мотивирующих слов: мотивированность/немотивированность, наличие определенного словообразовательного форманта (или ограниченной группы формантов одного вида), наличие одной и той же финали, наличие одного и того же субморфа (или нескольких однотипных субморфов). В зависимости от наличия/отсутствия у мотивирующих слов этих свойств, которые могут выступать в разных комбинациях (см. таблицу № 1), выделяется восемь указанных видов формантов, сочетающихся с этими мотивирующими словами.

Ограниченные сочетаемости формантов словами с указанными структурными особенностями во многих случаях может быть объяснено: а) значением формантов (наи- и др.), иногда в сочетании с особенностями состава словообразовательной цепочки (ср. слова с суффиксом –ённость /

-нность/-тость); б) сочетаемостью только с такими мотивирующими словами, которые в свою очередь регулярно мотивируются словами определенной лексической группы (ср. наречие с формантами по- и по- + и отглагольные прилагательные с морфом -еск-); в) невозможностью использовать в сочетании со словами, имеющими определенный формант, другое, наиболее распространенное средство выражения какого-либо значения (отадъективные названия городов с нулевым суффиксом); г) расхождением формального соотношения и семантической мотивации (жесть – жестяной – жестянщик и др.); д) "взаимным притяжением" заимствованных формантов и морфов или субморфов основы (ср. -ировать – -ация и др.).

Наряду со структурными свойствами мотивирующих слов, ограничивающих их сочетаемость со словообразовательными формантами, имеются, как известно, структурные свойства, исключающие словообразовательные возможности слов. Так, не проявляют словообразовательной активности существительные с суффиксами эмоциональной оценки, собирательные существительные (см. Даниленко, 1964, с.64, 65), вторичные имперфективы с постфиксом -ся и др.

                                 Таблица 1.

Особенности                                     структуры

мотиви-

рующих

Виды

формантов

 

Финаль(ли)

 

Морфема – не формант

 

Немотивированность

  Формант(ы)         Субморф(ы)
Неприсубморфные (1.1.) свинья – свинарь
Присубморфные (1.2.) реквизировать – реквизиция реквизировать – реквизиция
Полностью приформантные (2.1.) главнейший – наиглавнейший
Полностью приморфемные (2.2.) выварить – выварки выжимать – выжимки
Частично приформантные (3.1.) бегун –бегунья [j(a)] гость – гостья [j(a)]
Полностью прифинальные (3.2.) учитель – учительница свидетель – свидетельница свидетель- свидетельница
Частично прифинальные (3.3.) пекарь – пекарня слесарь – слесарня колокол – колокольня
Частично приморфемные (3.4.) геолог – геологиня герой – героиня

 

2. В данном разделе рассматривается словообразовательная структура существительных, влияющая на сочетаемость с этими существительными суффиксов - и-, -ова-/-ирова-/-изирова-/-изова-, -нича-, -ствова-, выступающих в глаголах со значением «совершать действие, свойственное тому, кто (что) назван(о) мотивирующим существительным».

Словообразовательная структура некоторых существительных предопределяет наличие или отсутствие глагола с тем или иным суффиксом, мотивированного этим существительным.

Словообразовательные суффиксальные морфы, имеющиеся у существительных, которыми мотивируются глаголы рассматриваемой категории, представлены на таблице № 2. В клетках таблицы помещены примеры суффиксальных глаголов, мотивируемых именем с тем или иным суффиксальным морфом[41]. В квадратные скобки заключены глаголы, отсутствующие в словарях современного русского языка, но зафиксированные в современной письменной или устной речи. Таблица фиксирует лишь некоторые реализованные возможности образования глаголов от суффиксальных имен. Как видно из таблицы, многие возможности реализуются в окказиональных образованиях. Очевидно, некоторые пустые клетки таблицы могли бы быть заполнены другими окказионализмами. Потенциально вполне возможны, например, такие глаголы, как скупердяйствовать (ср. скопидомствовать), библиотекарствовать, торгашничать, паникерствовать и др. Могут быть образованы глаголы и от существительных с другими суффиксами, не указанными в данной таблице; например, -смен (рекордсменить или рекордсменствовать), -мейстер (хормейстерствовать),

-ничий (городничить или городничествовать), -ар (юбилярить, юбилярничать, юбилярствовать), - ей (грамотейничать, грамотействовать), -уха (стряпушничать) и др.

Однако, возможности образования глаголов данной категории от суффиксальных существительных не беспредельны. Во-первых, словообразовательное значение глаголов данной категории предполагает возможность их образования только от тех суффиксальных существительных, которые относятся к числу «носителей признака», «носителей процессуального признака» и «носителей предметного признака»[42]. Во-вторых, существуют определенные закономерности распределения наиболее продуктивных для данной категории суффиксов глагола (-ить, -ничать, -ствовать) относительно суффиксов - ник, -тель, -ач, -ак, -ант, -атор, -итор, -ент, -ист, -ор, -онер, -тор мотивирующих имен[43]. Остановимся на этих закономерностях.

1). Существительными с суффиксами - ник мотивируются, как правило, глаголы с суффиксом -ничать и почти не мотивируются глаголы с другими суффиксами: сапожничать, плотничать, двурушничать, бездельничать и под., а также многочисленные окказионализмы: Голубятничать … у меня не было желания. (Н.Воронов); пьет горькую, затейничает, балагурит, колдует над своими наследственными секретами малярный мастер Игнат Чернышов (Литературная газета, 11 сентября 1968 г.); Отшельничаю, берложу, / отлеживаюсь в березах, / лужаечный, можжевельничий / отшельничаю… / (А.Вознесенский) и т.п. Исключение составляют лишь глаголы начальствовать (ср. слабо членимое начальник) и священствовать (священник); наличие суффикса - ствовать в этих глаголах соответствует семантическим закономерностям распределения суффиксов - ничать и - ствовать, которые в данном случае оказались сильнее словообразовательных (аффиксальных). В разговорной речи иногда образуются глаголы с суффиксом - ить от существительных на ник: Мы всегда были многостаночниками – многостаночнили (Устн. речь); ср. просторечное (а возможно и областное) началить: Грибы в перелесках попадались редко – а он не стал углубляться в лес: не хотелось началить баб – разве от сладкой жизни бежали они с поля? (Ф.Абрамов) (в последнем случае появление суффикса - ить, возможно, связано с переходностью глагола), а также кудесить (от слабо членимого кудесник) – в стихотворной речи: с ним жизнь начинала / чудить и кудесить / пускать / по чужим любопытным рукам / (Н.Асеев).

2). Существительными с суффиксами - тель, -ант, -атор, -итор, -ент,

-ист, -ор, -онер, -тор, как правило, мотивируются глаголы с суффиксом

- ствовать и почти не мотивируются глаголы с другими суффиксами: председательствовать, благожелательствовать, свидетельствовать, представительствовать, учительствовать, законодательствовать, секундантствовать, губернаторствовать, анархиствовать, редакторствовать, репетиторствовать, миссионерствовать и др. Образование многих из приведенных глаголов с суффиксом - ствовать одновременно подчиняется и стилистической закономерности: мотивирующие слова с указанными суффиксами зачастую относятся к книжной лексике.

Таблица 2.

Суффик-сальные морфы существи-тельных -ить -овать -ировать -изировать -ничать -ствовать
-аг(а) бродяжить   бродяжничать  
-ай     [скупердяйничать]  
-ак рыбачить [холостяковать] холостяжничать чудачествовать
-ан горланить   смутьянничать политиканствовать
-ант [спекулянить]   [спекулянничать] секундантствовать
-арь шинкарить пекарить   ложкарничать пекарничать [эксплоататничать]  
-атор       губернаторствовать диктаторствовать
-ач [лихачить]      
-аш       торгашествовать
-ент       [декадентствовать]
-ец [полководить]   [молотобойничать] [белогвардейст-вовать]
-ик [химичить]   жульничать  
-ин(а)       [старшинствовать]
-ир дебоширить   [дебоширничать] бригадирствовать
-ист [футурить]   [нигилистничать] фашиствовать  
-ит [бандитить]     [бандитствовать]  
-итор       репетиторствовать
-иян грубиянить      
-к(а) нянчить [доярить]   побирушничать  
-ник [многостаноч-нить]   дворничать начальствовать
-ня     сводничать  
-овик [большевичить]     [большевиствовать]
-ол козлить      
-онер       [миссионерст-вовать]
-ор       прожектерствовать
-оша       [юношествовать]
-тель       учительствовать
-тух [пастушить]      
-уга     [хапужничать]  
-ун       опекунствовать
-ыка       владычествовать

 

Отклонением от данной закономерности являются стилистически маркированные глаголы, такие как футурить (от футурист или футуризм с отсечением суффикса), спекулянничать (от спекулянт с отсечением конечной фонемы суффикса): Кульчицкий писал в сочинении по литературе: «Чтобы стать сознательным большевиком, Маяковский спал на полене и «футурил» (Б.Куликов); …а теперь, меня в пионеры взяли Мне нельзя спекулянничать (С.Антонов; ср. нигилистничать еще у Н.С.Лескова: Сделайте милость, не пробуйте опять нигилистничать).

3). Существительными с суффиксами - ак, -ач, как правило, мотивируются глаголы с суффиксом -ить и почти не мотивируются глаголы с другими суффиксами: рыбачить, чудачить, лихачить, левачить (Он «шоферил», да к тому же лихо, до дерзости, любил «левачить». – А.Адамов); циркачить («Там-то я и научился всему: и циркачить, и спирт из лака получать (С.Крутилин); исключение – чудачествовать при наличии чудачить, ср. также окказиональное босяковать (А ты в Крыму босяковал. – Устн. речь) и босячить.

Глаголы, мотивируемые словами с суффиксами - ак, -ач, относятся к разговорной речи или к просторечию. Финаль мотивирующей основы - ач + суффикс - ить превратились в своеобразное средство передачи разговорно-просторечной стилистической окраски. Этому способствовало и наличие ряда глаголов на - ачить, мотивированных теми существительными на - ак, -ач, в которых эти звуковые комплексы входят в состав корня: фордыбачить, булгачить, бурлачить, батрачить, мастачить. «Стереотипная форма»[44] -ач +

- ить отмечена в экспрессивных глаголах, мотивированных именами с основой не на - ак, -ач, ср. ведьмачить (ведьма): Мать Натхина рассказывала соседкам, что ее невестка… ведьмачила (В.Семин); лешачить (возможно, от диалектного лешак, но носитель литературного языка соотносит только с леший): Вот какая упрямая, вот старушонка!… В ее ли годы под таким дождем лишачить в лесу? (Ф.Абрамов); ср. окказиональные образования на - ачить от фамилий на - ский,

-ов: Ты можешь маяковить и маршачить, / Кирсанить поэтическую грань! / Ты можешь сельвинячить и смирнячить, / Но умоляю! – только не ошань. / (Б.Кежун) (пример заимствован из статьи Даниленко, 1964, с.80)[45], ср. также придуманный Л.В.Щербой глагол кудрячить («глокая куздра… курдячит бокренка»), воспринимающийся как просторечный благодаря стереотипной форме -ач – -ить.

4). Важно отметить также, что многочисленные и продуктивные названия лиц с суффиксами -щик/-чик и -льщик совершенно не мотивируют и не образуют глаголов данной словообразовательной категории. Причину этого интересного явления, по-видимому, следует искать в истории языка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: