Способы воздействия стереотипов сознания

на коммуникативное поведение человека:

1. Увязывание группового членства с определёнными психологическими характеристиками собеседник. Например,

Культура Определения
Англичане Консервативные, замкнутые, вежливые, правильные, формалисты
Французы Надменные, грубые, романтичные, гурманы, культурные, артистичные
Итальянцы Показные, разговорчивые, эмоциональные, романтичные, артистичные, смелые
Латиноамериканцы Панибратские отношения, мачо, любители музыки, чувственные
Азиаты Загадочные, интеллигентные, развито чувство коллективизма, вежливые, тихо разговаривают.

2. Воздействие стереотипа на способ отбора и прохождения информации (о своей группе запоминается наиболее благоприятная информация, о чужой группе – наиболее неблагоприятная)

3. Формирование ожидания определённого поведения от других

4. Порождение предсказаний, которые сбываются (так как люди отбирают модели поведения других людей, согласующиеся с уже сложившимися в их сознании стереотипами).

9. Языковые барьеры – собеседники говорят на разных языках либо уровень владения языком у них очень сильно различается. Языковой барьер часто создают научные термины, иноязычные слова, обилие жаргонизмов.

10. Страхи, препятствующие эффективной коммуникации:

- «я могу сделать ошибку»

(! Ошибка – это ценное средство обучения, совершивший её получает свой уникальный опыт, а опыт не может быть плохим или хорошим. Главное сделать из него соответствующие выводы. Но как отличить правильное от неправильного, если ошибаться не позволено);

- «обо мне составят неверное впечатление

(! Этот страх заставляет многих не «быть», а «казаться» в погоне за принятием в какую-либо группу);

- «меня будут критиковать»

(! Для преодоления страха осуждения важно помнить: вы являетесь последним судьёй над самим собой)

11. Установка – это предрасположенность индивида определённым образом оценивать других людей, а также различные объекты, явления и идеи

- негативная коммуникативная установка – человек не скрывает и не смягчает свои негативные оценки и переживания

- позитивная коммуникативная установка – доброжелательное восприятие людей

- установки в отношении телесности («по одежке встречают»)

12.Убеждения - прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что–нибудь, точка зрения. (Политика – грязное дело, Я невезучий…)

Источники формирования убеждений: воспитание, авторитеты, повторяющийся опыт, прошлые травмы.

Виды убеждений:

- позитивные – запускают наши способности

- негативные – программируют на неудачу, ограничивают и препятствуют обнаружению и развитию способностей

13. Искажение информации:

- часть информации упускается;

- обобщение информации, чтобы разговор не был громоздким;

- некоторое искажение информации (когда даётся упрощённая версия)

Невербальные барьеры

-особые положения рук и ног (скрещивание);

- завуалированные закрытые позиции (проверять пуговицы, смотреть на часы)

- сигарета в руке;

- обе руки что-либо сжимают

Барьеры взаимодействия.

Мотивационный барьер возникает, если у партнеров разные мотивы вступления в контакт

Барьер некомпетентности. Некомпетентность партнера вызывает чувство досады, ощущение потерянного времени.

Этический барьер возникает тогда, когда взаимодействию с партнером мешает его нравственная позиция, несовместимая с вашей.

Барьер стилей общения.

Содержание стиля общения составляют:

- преобладающий мотив общения (взаимодействие, самоутверждение, эмоциональная поддержка собеседника и т.п.);

- отношение к другим людям (мягкость, доброжелательность, терпимость, жестокость, рационализм, эгоцентризм, предубежденность и т.п.);

- отношение к себе (самолюбование, признание своих недостатков, отстаивание «чести мундира», навязывание своего мнения и т.п.);

- характер воздействия на людей (давление, принуждение, манипуляция, сотрудничество, личный пример, невмешательство и т.п.).

16. Логический барьер - неумение выражать свои мысли

17. Фонетический барьер - плохая техника речи

Неумение слушать

Невежливость

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое коммуникативные барьеры?

2. Перечислите виды убеждений.

3. Назовите способы воздействия стереотипов сознания на коммуникативное поведение человека.

4. Какие условия эффективного речевого взаимодействия вы знаете?

5. Достижение каких целей в общении вы можете назвать?

6. Что такое барьеры в коммуникации? Перечислите основные из них.

 

Список литературы:

Основная:

1 Малинина М. Г., Позднякова И. Б.. Риторика и основы ораторского искусства: учебное пособие, Ч. 2 [Электронный ресурс] / Новосибирск:НГТУ,2012. -104с. - 978-5-7782-1930-4 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228853

2 Шубина И. В., Завражин А. В., Медведев Ю. В.. Общая риторика. Учебно-методический комплекс [Электронный ресурс] / М.:Евразийский открытый институт,2010. -320с. - 978-5-374-00382-6 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90651

3 Риторика. Деловое общение. Деловой этикет. Сборник студенческих работ [Электронный ресурс] / М.:Студенческая наука,2012. -1637с. - 978-5-00046-206-5 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228058

4 Риторика: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.:Дашков и Ко,2014. -559с. - 978-5-394-02149-7  http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=255812

Дополнительная:

1 Основы публичной речи = Learning to Speak in Public: учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / Дубна:Феникс+,2007. -136с. - 978-5-9279-0070-4 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256483

2 Реферативный журнал. Серия 7. Литературоведение. 2012. № 4 [Электронный ресурс] / М.:РАН ИНИОН,2012. -204с. - 2219-8784       http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=133164

3 Рузавин Г. И.. Методологические проблемы аргументации [Электронный ресурс] / М.:ИФ РАН,1997. -353с. - 5-201-01919-6   http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=42113

4 Силантьев И. В.. Газета и роман. Риторика дискурсных смешений [Электронный ресурс] / М.:Языки славянской культуры,2006. -223с. - 5-9551-0117-9  http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=73247

5 Солганик Г. Я.. Основы лингвистики речи [Электронный ресурс] / М.:МГУ,2010. -128с. - 978-5-211-05824-8   http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56824

6 Соснова М. Л.. Тренинг коммуникативного мастерства: учебно-практическое пособие [Электронный ресурс] / М.:Академический проект,2010. -272с. - 978-5-8291-1185-4 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=223534

7 Суспицына И. Н., Ворошилова М. Б., Дзюба Е. В., Еремина С. А., Попова Э. Ю.. Русский язык. Культура речи. Риторика: учебное пособие [Электронный ресурс] / Екатеринбург:Уральский государственный педагогический университет,2012. -223с. - 5-7186-0261-1 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=137755

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: