Невербальные сигналы – материальные, чувственно воспринимаемые действия, несущие для собеседников фиксированный, закреплённый данной культурой смысл.
Среди невербальных сигналов различают симптомы, символы и знаки
1. Невербальные знаки – невербальные действия, имеющие в данной культуре определённый знаковый смысл, стандартное значение, автоматизировано или сознательно продуцируемые с целью передачи этого значения собеседнику.
1) знаки языка телодвижений: взгляд, мимика, позы, движение, походка, осанка, манипуляции с предметами
2) знаки организации пространства.
3) знаки отсутствия говорения (молчания) – степень допустимости молчания
4) жесты – значимые движения тела
Виды жестов:
- номинативные – заменяют, дополняют или дублируют вербальные средства (изображение размера, формы, большой палец к губам – «тихо»)
- эмоционально-оценочные – выражают оценку чего-либо в ходе общения (огорчённая отмашка рукой, кулак как угроза, руки к груди как знак просьбы и др.)
- указательные – выделяют предмет в коммуникативной ситуации, ориентируют собеседника в пространстве (указание пальцем, ладонью, головой)
- риторические – имеют усилительный характер, усиливают выражаемое содержание, акцентируют отдельные части высказывания, текста в целом (взмахи рукой, движение ладоней к аудитории);
- игровые – шуточные, используемые для игры, развлечения («нос», рожки при фотографировании);
- вспомогательные – жесты, используемые преимущественно в качестве физической помощи себе или собеседнику в конкретной ситуации (поддержать под руку, приложить ладонь ко лбу козырьком от солнца);
- магические – используются в суеверных, магических целях (скрещивание пальцев, осенение крестным знамением)
2. Невербальные симптомы – невербальные явления (движения, действия), бессознательно проявляющиеся в деятельности человека и отражающие психическое или физическое состояние участника общения. Например, симптомы страха, радости, удовольствия, задумчивости и т.д.
3. Невербальные символы – невербальные явления, являющиеся носителями, так называемого социального символизма – символического значения, приписываемого обществом определённым предметам, действиям, явлениям.
Например:
- высокий социальный статус – низкий социальный статус
- зажиточность – бедность;
- деловой преуспевающий человек;
- солидность;
- интеллигентность, образованность;
- принадлежность к определённой группе
Социальные невербальные символы имеют ярко выраженную национальную специфику.
Национальная специфика невербальной коммуникации
Значительное число жестов у разных народов совпадает или понятно для других народов. Но на этом фоне особенно заметны различия невербальных систем.
Например, жест «о,кей» («отлично»), возникший в США в начале XIX века и распространившийся в настоящее время во всех англоязычных странах, в Европе и Азии, во Франции, к примеру, означает «ноль, ничего», в Японии – «деньги», в некоторых странах Средиземноморья – гомосексуализм мужчины.
Жест «большой палец вверх» в США, Англии, Австралии и Новой Зеландии имеет три значения: просьбу подвезти, адресуемую водителю попутной машины, «всё в порядке» и нецензурное значение; в Греции этот жест означает – «заткнись», у итальянцев и немцев – это цифра 1.
Придуманный У. Черчиллем жест «победа» в Англии и Австралии выполняется только ладонью наружу, иначе он приобретает оскорбительный смысл, а у русских он означает цифру два и может выполняться ладонью, повёрнутой к себе.
Демонстрация мизинца у американцев означает «плохо», у японцев – «любовница».
Имидж
Имидж (от англ. image — «образ», «изображение») — 1. долговременная коммуникативно-ролевая маска человека; 2. искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия.
В отношении собственного имиджа необходимо соблюдать определённые правила поведения:
1. Знать свой фактический имидж: как тебя воспринимают окружающие;
2. Уметь нравиться, производить положительное впечатление, вызывать доверие, располагать собеседника к себе – создавать свой положительный имидж;
3. Уметь формировать свой целевой имидж – грамотно преподносить себя, с помощью определённых средств вызывать ту или иную реакцию, желательное отношение к себе.
Основные слагаемые имиджа:
· - внешний имидж – то, как человек выглядит;
· - коммуникативный имидж – какое впечатление он производит в общении;
· - поведенческий имидж – то, как он выглядит в совокупности своих поступков
Необходимо различать ситуативную роль и имидж.
Ситуативная роль – это особенности общения и поведения человека, которые он избирает для себя в данной ситуации, чтобы достичь определённой сиюминутной цели (например, выбирает в учреждении роль «просителя» или «требователя»)
Невербальные средства усиления коммуникативной позиции говорящего
Фактор внешности
Одежда
В целом коммуникативную позицию человека усиливает тёмная традиционная одежда, добротный материал, контраст тёмных и светлых тонов.
Сочные цвета одежды характеризуют человека как радующегося жизни, успешного, обращённого к бытию.
Расстёгнутый пиджак – стремление к контакту, застёгнутый – стремление сохранить дистанцию. Снятый пиджак – готовность взаимодействовать. Американские специалисты по проведению переговоров отмечали, что, по их наблюдениям, если мужчины до конца переговоров остаются в застёгнутых пиджаках, договорённость обычно не достигается.
Усиливает коммуникативную позицию говорящего умеренная модность его одежды.
Стили одежды:
- классический – подходит большинству людей и уместен в большинстве ситуаций. Он максимально универсален. Для мужчин классический стиль – это костюм тёмных тонов, рубашка светлого тона, галстук и носки в тон костюму и рубашке. Для женщин – юбка, блузка и пиджак. Обычно носителя классического стиля воспринимают как излучающего надёжность, силу, внушающего доверие и уважение, вызывающего ощущение персоны значительной и респектабельной. Такого человека могут воспринимать как лидера или, по крайней мере, как достаточно квалифицированного, владеющего информацией человека, как профессионала. Но, в среде людей, стоящих на нижних ступенях социальной лестницы, его могут воспринимать как человека недоступного, властного, холодного и авторитарного.
-романтический стиль – подходит стройной, выдержанной, спокойной и мягкой по характеру девушке, молодой женщине, которая отличается негромким голосом, не резка в движениях, не очень активная и тем более не агрессивна в жизни. В романтическом стиле могут одеваться и мужчины Широкополые шляпы, длинные прямые пальто и плащи, длинные шарфы, косынка вместо галстука, шёлковые рубашки. Оратор, одетый в романтическом стиле, производит впечатление человека творческого, необычного, возможно, приятного в общении, он вызовет в культурной аудитории внешний интерес, но будет при этом восприниматься как недостаточно компетентный и надёжный человек. В малообразованной и смешанной аудитории данный стиль вызовет прямое неприятие.
- экстравагантный стиль предполагает индивидуализм и независимость, смелость, наступательность, а иногда и агрессивность в поведении. Приёмы создания экстравагантного стиля: смелые цветосочетания, активное использование контрастов, нешаблонных фактур и орнаментов тканей, широкое использование асимметрии. Экстравагантный имидж будет восприниматься весьма благоприятно, возбуждать интерес и даже восхищение в специфической среде, где ценится яркая индивидуальность, незаурядность, непохожесть – в среде искусства, богемы, в окружении людей творческих профессий. Однако в среде, где ценится умение не выставлять свои эмоции на показ, способность быть непроницаемым, сдержанным, носитель экстравагантного имиджа может восприниматься как персона бестактная, непредсказуемая, не заслуживающая доверия.
- спортивный стиль предполагает оптимистичность, раскованность, желание не ограничивать себя нормами, рамками и стандартами, стремление к свободе и независимости, но в то же самое время стремление особо не выделяться. Основа этого стиля – джинсовые вещи. Неблагоприятной средой для носителя спортивного имиджа является та, где царит чёткая структурная иерархия, где люди принимают на себя определённые роли и стараются им соответствовать. Деловая сфера, бизнес, управленческие структуры, возрастная аудитория – не место для оратора, одетого в спортивном стиле. Там носитель такого стиля будет восприниматься как непредсказуемая, несолидная и ненадёжная личность.
- деловой стиль – нацелен на формирование максимально делового доверия к его носителю. Производит положительное деловое впечатление контраст тёмного и светлого в одежде, силуэт приближающийся к прямоугольнику. Цвета, вызывающие наибольшее доверие в деловых отношениях – тёмно-синий и серый. Деловой стиль при публичном выступлении оптимален.