Правила вербального речевого воздействия
1. Фактор соблюдения коммуникативной нормы:
- необходимо соблюдать нормы речевого этикета;
- необходимо соблюдать нормы культуры речи (правильно ставить ударения, соблюдать темп речи, употреблять слова в правильных значениях, не использовать грубых слов)
2. Фактор установления контакта с собеседником:
- производить благоприятное внешнее впечатление;
- меньше говорить самому, дать собеседнику поговорить о себе;
- укрупнять собеседника;
- снижать себя в глазах собеседника;
- индивидуализировать собеседника;
- говорить комплименты;
- отождествлять свои интересы с интересами собеседника;
-интересоваться проблемами собеседника;
- вспоминать совместный положительный опыт
3. Фактор содержания речи:
- говорить на тему, которая интересует или должна заинтересовать собеседника;
- сообщать больше положительной информации;
- свести к минимуму негативную информацию;
- не давать советов, если вас не просят (если совет всё же дать надо – облечь его в форму заботы);
- чаще обращаться к собеседнику по имени (закон имени);
- приводить аргументы, не быть голословным;
- приводить примеры из жизни
4. Фактор языкового оформления:
- разнообразить номинативные средства (использовать синонимы, близкие по значению слова и обороты для обозначения одного и того же явления);
- использовать слова, вызывающие образы (употреблять больше конкретных слов, обозначающих действия и предметы, вместо абстрактных, обобщающих);
- говорить проще, не злоупотреблять книжными словами;
- разнообразить интонацию, не говорить монотонно;
- держать одинаковый темп речи с партнёром (нормальный темп – это около 120 слов в минуту);
- цифр приводить немного и округлять их
5. Фактор стиля общения:
Для этого необходимо демонстрировать
- общительность, приветливость;
- дружелюбие, искренность;
- воодушевление;
- умеренную эмоциональность;
- физическую бодрость, подвижность;
- умение выслушать собеседника;
- способность не повышать голос в споре или конфликте;
- культурный «языковой паспорт»
6. Фактор объёма сообщения:
- быть кратким;
- говорить меньше собеседника;
- говорить короткими предложениями
7. Фактор расположения информации:
- важную информацию давать в начале и конце;
- важную информацию повторять несколько раз в различных местах своей речи разными словами
8. Фактор адресата:
Необходимо учитывать тип собеседника или аудитории и обращаться к ним с учётом особенностей их восприятия
1. Что такое вербальные речевые барьеры?
2. Перечислите известные вам вербальные речевые барьеры
3. Какова причина их возникновения?
4. Перечислите правила вербального речевого общения. Охарактеризуйте их.
Список литературы:
Основная:
1 Крюков Р. В.. Риторика: конспект лекций [Электронный ресурс] / М.:А-Приор,2007. -176с. - 5-9030-4732-7 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56370
2 Кузнецов И. Н.. Риторика: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.:Дашков и Ко,2012. -560с. - 978-5-394-01590-8 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=112208
3 Риторика. Деловое общение. Деловой этикет. Сборник студенческих работ [Электронный ресурс] / М.:Студенческая наука,2012. -1637с. - 978-5-00046-206-5 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228058
4 Риторика: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.:Дашков и Ко,2014. -559с. - 978-5-394-02149-7 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=255812
5 Малинина М. Г., Позднякова И. Б.. Риторика и основы ораторского искусства: учебное пособие, Ч. 2 [Электронный ресурс] / Новосибирск:НГТУ,2012. -104с. - 978-5-7782-1930-4 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228853
6 Шубина И. В., Завражин А. В., Медведев Ю. В.. Общая риторика. Учебно-методический комплекс [Электронный ресурс] / М.:Евразийский открытый институт,2010. -320с. - 978-5-374-00382-6 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90651
Дополнительная:
1 Основы публичной речи = Learning to Speak in Public: учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / Дубна:Феникс+,2007. -136с. - 978-5-9279-0070-4 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256483
2 Реферативный журнал. Серия 7. Литературоведение. 2012. № 4 [Электронный ресурс] / М.:РАН ИНИОН,2012. -204с. - 2219-8784 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=133164
3 Рузавин Г. И.. Методологические проблемы аргументации [Электронный ресурс] / М.:ИФ РАН,1997. -353с. - 5-201-01919-6 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=42113
4 Силантьев И. В.. Газета и роман. Риторика дискурсных смешений [Электронный ресурс] / М.:Языки славянской культуры,2006. -223с. - 5-9551-0117-9 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=73247
5 Солганик Г. Я.. Основы лингвистики речи [Электронный ресурс] / М.:МГУ,2010. -128с. - 978-5-211-05824-8 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56824
6 Соснова М. Л.. Тренинг коммуникативного мастерства: учебно-практическое пособие [Электронный ресурс] / М.:Академический проект,2010. -272с. - 978-5-8291-1185-4 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=223534
7 Хазагеров Г. Г.. Убеждающая речь: учебное пособие [Электронный ресурс] / Ростов-н/Д:Издательство Южного федерального университета,2010. -70с. - 978-5-9275-0758-0 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241099
Лекции 4, 5: НЕВЕРБАЛЬНОЕ РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ. ДОКОММУНИКАТИВНАЯ ФАЗА РЕЧИ
Невербальное речевое воздействие – это воздействие, осуществляемое сопровождающими речь несловесными сигналами (жесты, мимика, внешний вид, поведение говорящего, дистанция до собеседника и др.)
Соотношение вербального и невербального речевого воздействия
Существует около 1 000 невербальных сигналов, некоторые учёные полагают, что это число достигает 3-5 тысяч, причём у отдельных сигналов есть несколько вариантов. Есть около 1 тысячи поз, около 20 000 выражений лица. Их роль в процессе общения тоже очень велика.
Левое полушарие контролирует речь, интеллектуальную деятельность – отражается на правой стороне лица.
Правое полушарие – управляет эмоциями, воображением, сенсорной деятельностью – отражается на левой стороне лица, поэтому эта сторона мало поддаётся контролю
Конгруэнтность – соответствие смыслов вербальных и сопровождающих их невербальных сигналов, неконгруэнтность – противоречие между ними.






