Правила вербального речевого воздействия
1. Фактор соблюдения коммуникативной нормы:
- необходимо соблюдать нормы речевого этикета;
- необходимо соблюдать нормы культуры речи (правильно ставить ударения, соблюдать темп речи, употреблять слова в правильных значениях, не использовать грубых слов)
2. Фактор установления контакта с собеседником:
- производить благоприятное внешнее впечатление;
- меньше говорить самому, дать собеседнику поговорить о себе;
- укрупнять собеседника;
- снижать себя в глазах собеседника;
- индивидуализировать собеседника;
- говорить комплименты;
- отождествлять свои интересы с интересами собеседника;
-интересоваться проблемами собеседника;
- вспоминать совместный положительный опыт
3. Фактор содержания речи:
- говорить на тему, которая интересует или должна заинтересовать собеседника;
- сообщать больше положительной информации;
- свести к минимуму негативную информацию;
- не давать советов, если вас не просят (если совет всё же дать надо – облечь его в форму заботы);
|
|
- чаще обращаться к собеседнику по имени (закон имени);
- приводить аргументы, не быть голословным;
- приводить примеры из жизни
4. Фактор языкового оформления:
- разнообразить номинативные средства (использовать синонимы, близкие по значению слова и обороты для обозначения одного и того же явления);
- использовать слова, вызывающие образы (употреблять больше конкретных слов, обозначающих действия и предметы, вместо абстрактных, обобщающих);
- говорить проще, не злоупотреблять книжными словами;
- разнообразить интонацию, не говорить монотонно;
- держать одинаковый темп речи с партнёром (нормальный темп – это около 120 слов в минуту);
- цифр приводить немного и округлять их
5. Фактор стиля общения:
Для этого необходимо демонстрировать
- общительность, приветливость;
- дружелюбие, искренность;
- воодушевление;
- умеренную эмоциональность;
- физическую бодрость, подвижность;
- умение выслушать собеседника;
- способность не повышать голос в споре или конфликте;
- культурный «языковой паспорт»
6. Фактор объёма сообщения:
- быть кратким;
- говорить меньше собеседника;
- говорить короткими предложениями
7. Фактор расположения информации:
- важную информацию давать в начале и конце;
- важную информацию повторять несколько раз в различных местах своей речи разными словами
8. Фактор адресата:
Необходимо учитывать тип собеседника или аудитории и обращаться к ним с учётом особенностей их восприятия
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое вербальные речевые барьеры?
2. Перечислите известные вам вербальные речевые барьеры
|
|
3. Какова причина их возникновения?
4. Перечислите правила вербального речевого общения. Охарактеризуйте их.
Список литературы:
Основная:
1 Крюков Р. В.. Риторика: конспект лекций [Электронный ресурс] / М.:А-Приор,2007. -176с. - 5-9030-4732-7 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56370
2 Кузнецов И. Н.. Риторика: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.:Дашков и Ко,2012. -560с. - 978-5-394-01590-8 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=112208
3 Риторика. Деловое общение. Деловой этикет. Сборник студенческих работ [Электронный ресурс] / М.:Студенческая наука,2012. -1637с. - 978-5-00046-206-5 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228058
4 Риторика: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.:Дашков и Ко,2014. -559с. - 978-5-394-02149-7 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=255812
5 Малинина М. Г., Позднякова И. Б.. Риторика и основы ораторского искусства: учебное пособие, Ч. 2 [Электронный ресурс] / Новосибирск:НГТУ,2012. -104с. - 978-5-7782-1930-4 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228853
6 Шубина И. В., Завражин А. В., Медведев Ю. В.. Общая риторика. Учебно-методический комплекс [Электронный ресурс] / М.:Евразийский открытый институт,2010. -320с. - 978-5-374-00382-6 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90651
Дополнительная:
1 Основы публичной речи = Learning to Speak in Public: учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / Дубна:Феникс+,2007. -136с. - 978-5-9279-0070-4 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256483
2 Реферативный журнал. Серия 7. Литературоведение. 2012. № 4 [Электронный ресурс] / М.:РАН ИНИОН,2012. -204с. - 2219-8784 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=133164
3 Рузавин Г. И.. Методологические проблемы аргументации [Электронный ресурс] / М.:ИФ РАН,1997. -353с. - 5-201-01919-6 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=42113
4 Силантьев И. В.. Газета и роман. Риторика дискурсных смешений [Электронный ресурс] / М.:Языки славянской культуры,2006. -223с. - 5-9551-0117-9 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=73247
5 Солганик Г. Я.. Основы лингвистики речи [Электронный ресурс] / М.:МГУ,2010. -128с. - 978-5-211-05824-8 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56824
6 Соснова М. Л.. Тренинг коммуникативного мастерства: учебно-практическое пособие [Электронный ресурс] / М.:Академический проект,2010. -272с. - 978-5-8291-1185-4 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=223534
7 Хазагеров Г. Г.. Убеждающая речь: учебное пособие [Электронный ресурс] / Ростов-н/Д:Издательство Южного федерального университета,2010. -70с. - 978-5-9275-0758-0 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241099
Лекции 4, 5: НЕВЕРБАЛЬНОЕ РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ. ДОКОММУНИКАТИВНАЯ ФАЗА РЕЧИ
Невербальное речевое воздействие – это воздействие, осуществляемое сопровождающими речь несловесными сигналами (жесты, мимика, внешний вид, поведение говорящего, дистанция до собеседника и др.)
Соотношение вербального и невербального речевого воздействия
Существует около 1 000 невербальных сигналов, некоторые учёные полагают, что это число достигает 3-5 тысяч, причём у отдельных сигналов есть несколько вариантов. Есть около 1 тысячи поз, около 20 000 выражений лица. Их роль в процессе общения тоже очень велика.
Левое полушарие контролирует речь, интеллектуальную деятельность – отражается на правой стороне лица.
Правое полушарие – управляет эмоциями, воображением, сенсорной деятельностью – отражается на левой стороне лица, поэтому эта сторона мало поддаётся контролю
Конгруэнтность – соответствие смыслов вербальных и сопровождающих их невербальных сигналов, неконгруэнтность – противоречие между ними.