Лекция 3: «вербальное речевое воздействие»

Правила вербального речевого воздействия

1. Фактор соблюдения коммуникативной нормы:

- необходимо соблюдать нормы речевого этикета;

- необходимо соблюдать нормы культуры речи (правильно ставить ударения, соблюдать темп речи, употреблять слова в правильных значениях, не использовать грубых слов)

2. Фактор установления контакта с собеседником:

- производить благоприятное внешнее впечатление;

- меньше говорить самому, дать собеседнику поговорить о себе;

- укрупнять собеседника;

- снижать себя в глазах собеседника;

- индивидуализировать собеседника;

- говорить комплименты;

- отождествлять свои интересы с интересами собеседника;

-интересоваться проблемами собеседника;

- вспоминать совместный положительный опыт

3. Фактор содержания речи:

- говорить на тему, которая интересует или должна заинтересовать собеседника;

- сообщать больше положительной информации;

- свести к минимуму негативную информацию;

- не давать советов, если вас не просят (если совет всё же дать надо – облечь его в форму заботы);

- чаще обращаться к собеседнику по имени (закон имени);

- приводить аргументы, не быть голословным;

- приводить примеры из жизни

4. Фактор языкового оформления:

- разнообразить номинативные средства (использовать синонимы, близкие по значению слова и обороты для обозначения одного и того же явления);

- использовать слова, вызывающие образы (употреблять больше конкретных слов, обозначающих действия и предметы, вместо абстрактных, обобщающих);

- говорить проще, не злоупотреблять книжными словами;

- разнообразить интонацию, не говорить монотонно;

- держать одинаковый темп речи с партнёром (нормальный темп – это около 120 слов в минуту);

- цифр приводить немного и округлять их

5. Фактор стиля общения:

Для этого необходимо демонстрировать

- общительность, приветливость;

- дружелюбие, искренность;

- воодушевление;

- умеренную эмоциональность;

- физическую бодрость, подвижность;

- умение выслушать собеседника;

- способность не повышать голос в споре или конфликте;

- культурный «языковой паспорт»

6. Фактор объёма сообщения:

- быть кратким;

- говорить меньше собеседника;

- говорить короткими предложениями

7. Фактор расположения информации:

- важную информацию давать в начале и конце;

- важную информацию повторять несколько раз в различных местах своей речи разными словами

8. Фактор адресата:

Необходимо учитывать тип собеседника или аудитории и обращаться к ним с учётом особенностей их восприятия

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое вербальные речевые барьеры?

2. Перечислите известные вам вербальные речевые барьеры

3. Какова причина их возникновения?

4. Перечислите правила вербального речевого общения. Охарактеризуйте их.

Список литературы:

Основная:

1 Крюков Р. В.. Риторика: конспект лекций [Электронный ресурс] / М.:А-Приор,2007. -176с. - 5-9030-4732-7     http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56370

2 Кузнецов И. Н.. Риторика: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.:Дашков и Ко,2012. -560с. - 978-5-394-01590-8 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=112208

3 Риторика. Деловое общение. Деловой этикет. Сборник студенческих работ [Электронный ресурс] / М.:Студенческая наука,2012. -1637с. - 978-5-00046-206-5 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228058

4 Риторика: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.:Дашков и Ко,2014. -559с. - 978-5-394-02149-7  http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=255812

5 Малинина М. Г., Позднякова И. Б.. Риторика и основы ораторского искусства: учебное пособие, Ч. 2 [Электронный ресурс] / Новосибирск:НГТУ,2012. -104с. - 978-5-7782-1930-4 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228853

6 Шубина И. В., Завражин А. В., Медведев Ю. В.. Общая риторика. Учебно-методический комплекс [Электронный ресурс] / М.:Евразийский открытый институт,2010. -320с. - 978-5-374-00382-6 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90651

 

Дополнительная:

1 Основы публичной речи = Learning to Speak in Public: учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / Дубна:Феникс+,2007. -136с. - 978-5-9279-0070-4 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256483

2 Реферативный журнал. Серия 7. Литературоведение. 2012. № 4 [Электронный ресурс] / М.:РАН ИНИОН,2012. -204с. - 2219-8784       http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=133164

3 Рузавин Г. И.. Методологические проблемы аргументации [Электронный ресурс] / М.:ИФ РАН,1997. -353с. - 5-201-01919-6   http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=42113

4 Силантьев И. В.. Газета и роман. Риторика дискурсных смешений [Электронный ресурс] / М.:Языки славянской культуры,2006. -223с. - 5-9551-0117-9  http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=73247

5 Солганик Г. Я.. Основы лингвистики речи [Электронный ресурс] / М.:МГУ,2010. -128с. - 978-5-211-05824-8   http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56824

6 Соснова М. Л.. Тренинг коммуникативного мастерства: учебно-практическое пособие [Электронный ресурс] / М.:Академический проект,2010. -272с. - 978-5-8291-1185-4 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=223534

7 Хазагеров Г. Г.. Убеждающая речь: учебное пособие [Электронный ресурс] / Ростов-н/Д:Издательство Южного федерального университета,2010. -70с. - 978-5-9275-0758-0 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241099

 

Лекции 4, 5: НЕВЕРБАЛЬНОЕ РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ. ДОКОММУНИКАТИВНАЯ ФАЗА РЕЧИ

Невербальное речевое воздействие – это воздействие, осуществляемое сопровождающими речь несловесными сигналами (жесты, мимика, внешний вид, поведение говорящего, дистанция до собеседника и др.)

Соотношение вербального и невербального речевого воздействия

Существует около 1 000 невербальных сигналов, некоторые учёные полагают, что это число достигает 3-5 тысяч, причём у отдельных сигналов есть несколько вариантов. Есть около 1 тысячи поз, около 20 000 выражений лица. Их роль в процессе общения тоже очень велика.

Левое полушарие контролирует речь, интеллектуальную деятельность – отражается на правой стороне лица.

Правое полушарие – управляет эмоциями, воображением, сенсорной деятельностью – отражается на левой стороне лица, поэтому эта сторона мало поддаётся контролю

Конгруэнтность – соответствие смыслов вербальных и сопровождающих их невербальных сигналов, неконгруэнтность – противоречие между ними.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: