Основные понятия науки о речевом воздействии

Способы речевого воздействия

Различаются два основных способа речевого воздействия: вербальный (при помои слов) и невербальный.

При вербальном (от лат. Verbum – слово) воздействии важно, в какой речевой форме вы выражаете свою мысль, «в каких словах», в какой последовательности приводите те или иные факты, как громко, с какой интонацией, что, когда и кому говорите.

Невербальное речевое воздействие – это воздействие при помощи несловесных средств, которые сопровождают нашу речь (жесты, мимика, наше поведение во время речи, внешность говорящего, дистанция общении я и др.)

Невербальные сигналы – это отдельные жесты, позы, черты внешности, действия собеседников в процессе общения ит.д.

Функции вербальных и невербальных сигналов в общении совпадают:

- передают информацию собеседнику (намеренную и ненамеренную);

- воздействуют на собеседника (сознательное и бессознательное воздействие);

- воздействуют на говорящего (сознательное и бессознательное самовоздействие)

Факторы, правила и приёмы речевого воздействия

Факторы речевого воздействия – совокупность типовых вербальных и невербальных сигналов, влияющих на эффективность общения. Основными факторами речевого воздействия являются:

1. Внешность говорящего;

2. Соблюдение коммуникативной нормы;

3. Установление контакта с собеседником;

4. Взгляд;

5. Физическое поведение во время речи (движение, жесты, позы);

6. Голос;

7. Стиль общения (дружелюбие, искренность, эмоциональность, немонотонность, воодушевление);

8. Организация пространства общения;

9. Содержание речи;

10. Языковое оформление;

11. Объём сообщения;

12. Расположение фактов и аргументов, идей;

13. Продолжительность;

14. Коммуникативный жанр (учёт правил эффективности определённого жанра речи – митинговое выступление, критика, замечание, приказ, просьба и т.д.)

Правила общения и речевого воздействия – это сложившиеся в обществе представления и рекомендации по общению.

 

 


Приёмы речевого воздействия – конкретные способы реализации правил речевого воздействия, например: правило «Сокращайте дистанцию до собеседника», приёмы реализации: подойти поближе.


Коммуникативная позиция.

Коммуникативная позиция – это степень авторитетности отдельного участника общения для собеседников, степень влиятельности его речи в конкретной ситуации общения.

Усиливают коммуникативную позицию следующие приёмы:

- повтор обращения (закон имени) – Ну Анна Петровна, ну Анна Петровна, ну пожалуйста, Анна Петровна…;

- повышенная эмоциональность речи;

- приближение к собеседнику;

- открытые жесты, обращённые к слушателю;

- укрупнение собеседника (когда мы хвалим его, выделяем из других, делаем ему комплименты и т.д.);

- повышение громкости голоса, придание речи авторитетности и уверенности;

- демонстрация доброжелательности мимикой, жестами;

- привлекательность нашего внешнего вида

Защитить свою позицию можно:

- увеличивая дистанцию между нами и собеседником;

- разместившись за препятствием (столом)

- отклоняясь назад при разговоре;

- принимая закрытые позы (например, скрещивая руки на груди, поворачиваясь боком к собеседнику)

Ослабить коммуникативную позицию собеседника можно, посадив его в низкое кресло, расположив собеседника так, чтобы у него за спиной было движение, чтобы он был хорошо освещён, а вы – в тени и т.д.

Способы речевого воздействия на личность

Задача речевого воздействия – при помощи речи изменить поведение или мнение собеседника либо собеседников в необходимом говорящему направлении.

Основные способы речевого воздействия

Доказывание

Доказывать – это приводить аргументы, подтверждающие правильность какого-либо тезиса.

Убеждение

Убеждать – это вселять в собеседника уверенность, что истина доказана, тезис установлен

Уговаривание

Уговаривать – это преимущественно эмоционально побуждать собеседника отказаться от его точки зрения и принять точку зрения уговаривающего

Клянченье

Клянчить – это эмоционально просить, используя простой многократный повтор просьбы

Внушение

Внушать – это побуждать собеседника просто поверить вам, принять на веру то, что вы ему говорите – без обдумывания, без критического осмысления.

Просьба

Просить – это побуждать собеседника сделать что- либо в интересах говорящего, руководствуясь положительным отношением к говорящему, откликаясь на его потребность.

Приказ

Приказать – это побудит человека выполнить что-либо в силу его зависимого должностного, социального и т.д. положения без какого-либо объяснения или мотивировки распоряжения

Принуждение

Принудить – значит заставить человека сделать что-либо против его воли.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: