Способы речевого воздействия
Различаются два основных способа речевого воздействия: вербальный (при помои слов) и невербальный.
При вербальном (от лат. Verbum – слово) воздействии важно, в какой речевой форме вы выражаете свою мысль, «в каких словах», в какой последовательности приводите те или иные факты, как громко, с какой интонацией, что, когда и кому говорите.
Невербальное речевое воздействие – это воздействие при помощи несловесных средств, которые сопровождают нашу речь (жесты, мимика, наше поведение во время речи, внешность говорящего, дистанция общении я и др.)
Невербальные сигналы – это отдельные жесты, позы, черты внешности, действия собеседников в процессе общения ит.д.
Функции вербальных и невербальных сигналов в общении совпадают:
- передают информацию собеседнику (намеренную и ненамеренную);
- воздействуют на собеседника (сознательное и бессознательное воздействие);
- воздействуют на говорящего (сознательное и бессознательное самовоздействие)
Факторы, правила и приёмы речевого воздействия
|
|
Факторы речевого воздействия – совокупность типовых вербальных и невербальных сигналов, влияющих на эффективность общения. Основными факторами речевого воздействия являются:
1. Внешность говорящего;
2. Соблюдение коммуникативной нормы;
3. Установление контакта с собеседником;
4. Взгляд;
5. Физическое поведение во время речи (движение, жесты, позы);
6. Голос;
7. Стиль общения (дружелюбие, искренность, эмоциональность, немонотонность, воодушевление);
8. Организация пространства общения;
9. Содержание речи;
10. Языковое оформление;
11. Объём сообщения;
12. Расположение фактов и аргументов, идей;
13. Продолжительность;
14. Коммуникативный жанр (учёт правил эффективности определённого жанра речи – митинговое выступление, критика, замечание, приказ, просьба и т.д.)
Правила общения и речевого воздействия – это сложившиеся в обществе представления и рекомендации по общению.
Приёмы речевого воздействия – конкретные способы реализации правил речевого воздействия, например: правило «Сокращайте дистанцию до собеседника», приёмы реализации: подойти поближе.
Коммуникативная позиция.
Коммуникативная позиция – это степень авторитетности отдельного участника общения для собеседников, степень влиятельности его речи в конкретной ситуации общения.
Усиливают коммуникативную позицию следующие приёмы:
- повтор обращения (закон имени) – Ну Анна Петровна, ну Анна Петровна, ну пожалуйста, Анна Петровна…;
- повышенная эмоциональность речи;
- приближение к собеседнику;
- открытые жесты, обращённые к слушателю;
|
|
- укрупнение собеседника (когда мы хвалим его, выделяем из других, делаем ему комплименты и т.д.);
- повышение громкости голоса, придание речи авторитетности и уверенности;
- демонстрация доброжелательности мимикой, жестами;
- привлекательность нашего внешнего вида
Защитить свою позицию можно:
- увеличивая дистанцию между нами и собеседником;
- разместившись за препятствием (столом)
- отклоняясь назад при разговоре;
- принимая закрытые позы (например, скрещивая руки на груди, поворачиваясь боком к собеседнику)
Ослабить коммуникативную позицию собеседника можно, посадив его в низкое кресло, расположив собеседника так, чтобы у него за спиной было движение, чтобы он был хорошо освещён, а вы – в тени и т.д.
Способы речевого воздействия на личность
Задача речевого воздействия – при помощи речи изменить поведение или мнение собеседника либо собеседников в необходимом говорящему направлении.
Основные способы речевого воздействия
Доказывание
Доказывать – это приводить аргументы, подтверждающие правильность какого-либо тезиса.
Убеждение
Убеждать – это вселять в собеседника уверенность, что истина доказана, тезис установлен
Уговаривание
Уговаривать – это преимущественно эмоционально побуждать собеседника отказаться от его точки зрения и принять точку зрения уговаривающего
Клянченье
Клянчить – это эмоционально просить, используя простой многократный повтор просьбы
Внушение
Внушать – это побуждать собеседника просто поверить вам, принять на веру то, что вы ему говорите – без обдумывания, без критического осмысления.
Просьба
Просить – это побуждать собеседника сделать что- либо в интересах говорящего, руководствуясь положительным отношением к говорящему, откликаясь на его потребность.
Приказ
Приказать – это побудит человека выполнить что-либо в силу его зависимого должностного, социального и т.д. положения без какого-либо объяснения или мотивировки распоряжения
Принуждение
Принудить – значит заставить человека сделать что-либо против его воли.