Эффективность коммуникации в речевом воздействии – достижение говорящим своих целей посредством общения.
Цели в общении:
1. Информационная – донести свою информацию до собеседника, получив подтверждение, что она получена;
2. Предметная – что-либо получить, узнать, изменить в поведении собеседника;
3. Коммуникативная – сформировать определённые отношения с собеседником
Эффективное речевое воздействие – такое, которое позволяет говорящему достичь поставленной цели и сохранить баланс отношений с собеседником (коммуникативное равновесие), то есть остаться с ним в хороших отношениях, не поссориться
Коммуникативное равновесие – отведение собеседнику в процессе общения роли не ниже той, которая обусловлена его социальной ролью и представлением о его собственном достоинстве
Итак, эффективность речевого воздействия определяется двумя взаимосвязанными факторами: достижением поставленной цели и сохранением коммуникативного равновесия
Рассмотрим следующие коммуникативные ситуации («+», «-» - достижение соответствующей цели и недостижение её)
|
|
№ | Примеры | Цели | ||
1 | - Передайте, пожалуйста, соль! - Пожалуйста! | Информационная | + | Воздействие эффективно, так как достигнуты все три цели |
Предметная | + | |||
Коммуникативная | + | |||
2 | - Передайте, пожалуйста, соль! - Простите, здесь соли не | Информационная | + | Воздействие эффективно, хотя предметная цель и не достигнута, но при этом коммуникативное равновесие сохранено |
Предметная | - | |||
Коммуникативная | + | |||
3 | - Дайте соль! - А почему так грубо? | Информационная | + | Воздействие неэффективно |
Предметная | - | |||
Коммуникативная | - | |||
4 | - Передайте, пожалуйста, соль! - Что? | Информационная | - | Воздействие неэффективно, так как не достигнута информационная цель |
Предметная | - | |||
Коммуникативная | - | |||
5 | - Передайте, пожалуйста, соль! - На! | Информационная | + | Результативное, но неэффективное воздействие, так как коммуникативное равновесие нарушено |
Предметная | + | |||
Коммуникативная | - |
Коммуникативное равновесие бывает двух видов:
- горизонтальное коммуникативное равновесие – это адекватное выполнение в соответствии с принятыми в обществе правилами роли равного собеседника – по степени знакомства, возрасту, служебному положению, социальному положению и др.
- вертикальное коммуникативное равновесие связано с соблюдением норм общения, принятых для лиц, находящихся в неравных отношениях по вертикали: начальник – подсинённый, старший – младший, занимающий более высокое служебное положение – занимающий более низкое служебное положение, слоящий выше в социальное иерархии – стоящий ниже в социальной иерархии
|
|
Условия эффективного речевого взаимодействия
1. Коммуникативная грамотность говорящего, знание коммуникантом общих законов общения и следование им, соблюдение правил бесконфликтного общения, использование правил и приёмов речевого воздействия);
2. Реальная достижимость поставленной предметной цели (никакими приёмами речевого воздействия мы не сможем, например, получить от собеседника луну с неба)
КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ
Коммуникативные барьеры – это типичные трудности, возникающие в общении людей в связи с действием тех или иных объективных или субъективных причин и препятствующие успешной коммуникации, пониманию людьми друг друга.
Виды коммуникативных барьеров:
1. Культурные барьеры – связаны с различием в национальных культурах общающихся людей, уровне образования, религиозных верованиях и т.д.
2. Социальные барьеры – связаны с несовпадением социального статуса общающихся. Например: различие в возрасте (родители не способны нас понять), социальном и имущественном положении (сытый голодного не понимает), принадлежности к мужскому или женскому полу (только женщина может понять женщину)
3. Ролевые барьеры – когда человек не может сменить роль при изменении ситуации общения: отец выступает в отношении своего сына отцом, сколько бы лет не было его ребёнку, начальник ведёт себя с женой и детьми как с подчинёнными и т.д.
4. Психологические барьеры – связанные с особенностями психики общающихся, с существенными различиями психологии общающихся людей (например: оптимист – пессимист, холерик – меланхолик, экстраверт – интроверт)
5. Этноцентризм – восприятие и интерпретация поведения других через призму своей культуры, что выражается в оценке различий между этническими группами по принципу «мы – лучше, они – хуже».
6. Группоцентризм – центризм профессиональной группы, объединения людей по дружеским связям, любой группы общения.
7. Когнитивные барьеры – вытекают из особенностей действия мыслительных механизмов человека
8. Стереотипы – определяют восприятие и интерпретацию фактов теми или иными группами людей
Стереотипы – это стандартизированные, упрощённые образы какого-либо явления, существующие в общественном сознании и усваиваемые индивидом в готовом виде.