Эффективность коммуникации. Коммуникативные барьеры

Эффективность коммуникации в речевом воздействии – достижение говорящим своих целей посредством общения.

Цели в общении:

1. Информационная – донести свою информацию до собеседника, получив подтверждение, что она получена;

2. Предметная – что-либо получить, узнать, изменить в поведении собеседника;

3. Коммуникативная – сформировать определённые отношения с собеседником

Эффективное речевое воздействие – такое, которое позволяет говорящему достичь поставленной цели и сохранить баланс отношений с собеседником (коммуникативное равновесие), то есть остаться с ним в хороших отношениях, не поссориться

Коммуникативное равновесие – отведение собеседнику в процессе общения роли не ниже той, которая обусловлена его социальной ролью и представлением о его собственном достоинстве

Итак, эффективность речевого воздействия определяется двумя взаимосвязанными факторами: достижением поставленной цели и сохранением коммуникативного равновесия

Рассмотрим следующие коммуникативные ситуации («+», «-» - достижение соответствующей цели и недостижение её)

 

Примеры Цели    

1

- Передайте, пожалуйста, соль!

- Пожалуйста!

Информационная +

Воздействие эффективно, так как достигнуты все три цели

Предметная +
Коммуникативная +

2

- Передайте, пожалуйста, соль!

- Простите, здесь соли не

Информационная +

Воздействие эффективно, хотя предметная цель и не достигнута, но при этом коммуникативное равновесие сохранено

Предметная -
Коммуникативная +

3

- Дайте соль!

- А почему так грубо?

Информационная +

Воздействие неэффективно

Предметная -
Коммуникативная -

4

- Передайте, пожалуйста, соль!

- Что?

Информационная -

Воздействие неэффективно, так как не достигнута информационная цель

Предметная -
Коммуникативная -

5

- Передайте, пожалуйста, соль!

- На!

Информационная +

Результативное, но неэффективное воздействие, так как коммуникативное равновесие нарушено

Предметная +
Коммуникативная -

 

Коммуникативное равновесие бывает двух видов:

- горизонтальное коммуникативное равновесие – это адекватное выполнение в соответствии с принятыми в обществе правилами роли равного собеседника – по степени знакомства, возрасту, служебному положению, социальному положению и др.

- вертикальное коммуникативное равновесие связано с соблюдением норм общения, принятых для лиц, находящихся в неравных отношениях по вертикали: начальник – подсинённый, старший – младший, занимающий более высокое служебное положение – занимающий более низкое служебное положение, слоящий выше в социальное иерархии – стоящий ниже в социальной иерархии

Условия эффективного речевого взаимодействия

1. Коммуникативная грамотность говорящего, знание коммуникантом общих законов общения и следование им, соблюдение правил бесконфликтного общения, использование правил и приёмов речевого воздействия);

2. Реальная достижимость поставленной предметной цели (никакими приёмами речевого воздействия мы не сможем, например, получить от собеседника луну с неба)

КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ

Коммуникативные барьеры – это типичные трудности, возникающие в общении людей в связи с действием тех или иных объективных или субъективных причин и препятствующие успешной коммуникации, пониманию людьми друг друга.

Виды коммуникативных барьеров:

1. Культурные барьеры – связаны с различием в национальных культурах общающихся людей, уровне образования, религиозных верованиях и т.д.

2. Социальные барьеры – связаны с несовпадением социального статуса общающихся. Например: различие в возрасте (родители не способны нас понять), социальном и имущественном положении (сытый голодного не понимает), принадлежности к мужскому или женскому полу (только женщина может понять женщину)

3. Ролевые барьеры – когда человек не может сменить роль при изменении ситуации общения: отец выступает в отношении своего сына отцом, сколько бы лет не было его ребёнку, начальник ведёт себя с женой и детьми как с подчинёнными и т.д.

4. Психологические барьеры – связанные с особенностями психики общающихся, с существенными различиями психологии общающихся людей (например: оптимист – пессимист, холерик – меланхолик, экстраверт – интроверт)

5. Этноцентризм – восприятие и интерпретация поведения других через призму своей культуры, что выражается в оценке различий между этническими группами по принципу «мы – лучше, они – хуже».

6. Группоцентризм – центризм профессиональной группы, объединения людей по дружеским связям, любой группы общения.

7. Когнитивные барьеры – вытекают из особенностей действия мыслительных механизмов человека

8. Стереотипы – определяют восприятие и интерпретацию фактов теми или иными группами людей

Стереотипы – это стандартизированные, упрощённые образы какого-либо явления, существующие в общественном сознании и усваиваемые индивидом в готовом виде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: