Поддержание внимания аудитории в ходе выступления

Факторы, влияющие на внимание слушателей

Разумеется, что основной фактор, обеспечивающий внимание, — это_интерес к теме выступления.

Установлено, что внимание слушателей снижается, если они рассеяны по ау д и т о р и и. Как уже отмечалось, не надо пересаживать их в передние ряды, но целесообразнее выйти из-за трибуны и подойти к основной массе слушателей.

Влияет на внимание также размер аудитории. Очень большая аудитория чаще всего недостаточно внимательна. Одна фирма, занимающаяся организацией больших совещаний, конференций, симпозиумов, специально исследовала поведение слушателей на таких крупных мероприятиях. Специалисты этой фирмы пришли к следующим выводам: только 10% аудитории слушает пленарный доклад, да и то только первые 15 мин. Пятая часть аудитории мысленно пребывает в это время в другом месте, половина дремлет и предается фантазиям, а 20 % просто спят.

Было установлено также, что комфорт для участников конференции обратно пропорционален их вниманию к выступлениям: чем удобнее кресла, тем менее продуктивно проводят на конференции время присутствующие.

Какие отсюда можно сделать выводы?

Первое: долгие пленарные доклады в большой аудитории неэффективны.

Второе: кресла должны быть попроще. Вообще говоря, самая внимательная аудитория — это та, которая слушает оратора стоя.

В последнем случае внимание обеспечено, так как люди, которые не хотят слушать, просто уходят. Кстати, стоящая аудитория не дает оратору говорить «не по делу», она более требовательна к содержанию выступлений.

Таким образом, внимание аудитории легче поддержать, если аудитория невелика, компактна, а большая аудитория слушает внимательнее, если она не может расположиться в помещении с особым комфортом.

2. «Чтение» оратором аудитории

О внимании к оратору говорят:

 • взгляды слушателей, направленные на оратора;

 • наклон корпуса в сторону оратора;

20. стремление слушателя сдвинуться на край стула, чтобы быть как бы ближе к оратору;

21. наклон головы вбок (обычно говорит о заинтересованности слушателя).

О невнимании к оратору, о неудовлетворенности слушателя говорят следующие факты:

22. взгляд слушателя направлен в сторону;

23. тело напряжено, посадка прямая, ноги сведены и стоят на полу (такая поза часто означает имитацию внимания);

24. голова не наклонена, слушатель держит голову прямо, позвоночник выпрямлен;

25. слушатель совершает следующее движение: голова выпрямляется, плечи поднимаются, потом опускаются, взгляд начинает блуждать по сторонам — потеря мысли, потеря внимания;

26. тело принимает позу, направленную в сторону выхода (слушатель «подается» к выходу);

27. ноги вытянуты вперед и перекрещены, тело откинуто назад, голова опущена вперед (чаще всего означает несогласие);

28. голова подпирается всей ладонью;

29. пощелкивание колпачком ручки, постукивание ногой, постукивание пальцами по чему-либо;

30. рисование на бумаге посторонних предметов;

31. отсутствие движения глаз, немигающий взгляд (имитация внимания);

32. легкое поглаживание носа;

33. крепко сцепленные руки;

34. поглаживание шеи (у мужчин);

35. поправление прически, покачивание ногой, поиски чего-либо в сумочке (у женщин);

36. рука дотрагивается до уха и опускается вниз; рука дотрагивается до губ и опускается вниз (скрываемое желание возразить, перебить);

37. застегивание пиджака (мужчиной) и др.

Умение «читать» собеседников — важнейшее качество лектора. приходящее с опытом. Необходимо тренировать его в общении со знакомыми, развивая наблюдательность и умение интерпретировать невербальное поведение собеседников.

3. Периоды внимания

Необходимо также иметь в виду, что существуют своеобразные периоды внимания: они равны приблизительно 10 -15 мин. По истечении такого периода внимание людей падает, затем оно восстанавливается еще на такой же промежуток времени, потом снова падает, а после третьего пятнадцатиминутного периода внимание падает уже существенно.

Таким образом, внимание слушателей падает к 15, 30, 45-й минуте. В эти моменты следует дать им возможность расслабиться или немного отдохнуть. Можно сделать паузу, закончить рассмотрение вопроса, перейти к новой теме, пошутить — словом, дать слушателям возможность осознать, что они отдыхают.

Через 45 мин нужно дать большую паузу или сделать перерыв. Кстати, учитывая периоды внимания, мы придем к выводу, что лучшее выступление — это такое, которое укладывается в минимальный период внимания, т.е. в 10 — 15 мин. Десятиминутное выступление будет наиболее предпочтительным, так как оно целиком обеспечено вниманием аудитории и даже останется некоторый избыток внимания.

Если мы обратим внимание на длительность современных оперативных радио- и теленовостей, информационных передач ведущих информационных агентств мира, то заметим, что они укладываются, как правило, в 10 мин.

Таким образом, краткость выступления — гарантия внимания аудитории.

 

4. Приемы поддержания внимания

 

Вопросы к аудитории.

Разнообразные вопросы к слушающим способны существенно активизировать аудиторию, пробудить ее от спячки. Важно только, чтобы вопросы были простыми для ответа. Они могут быть сложными по содержанию, но должны задаваться так, чтобы ауди­тория могла ответить просто да или нет. Если аудитория долго не отвечает на заданный вопрос, нет смысла ждать момента, когда кто-то все-таки ответит. В таком случае оратор должен ответить на заданный вопрос сам.

Организация дискуссии.

«Если вы замечаете, что внимание аудитории падает, заведите дискуссию» (О.Эрнст): выскажите что-либо явно спорное, а затем разъясните свою позицию. Активизация внимания аудитории будет обеспечена.

Обращение к отдельным слушателям.

Скажите кому-либо из слушателей: «Вы не согласны? Вы, я вижу, придерживаетесь другого мнения?». Вопросы к отдельным слушателям оказывают активизирующее воздействие на всю аудиторию.

Авансирование.

Под авансированием понимается нарочитое затягивание сообщения важной или интересной мысли, идеи, некоторых подробностей, которые наверняка интересуют слушателей. В этом случае оратор лишь упоминает о том или ином факте и говорит: «Но об этом несколько позже. Об этом подробнее я расскажу потом...» и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: