Неожиданное краткое отвлечение от темы

Данный прием действует весьма сильно, хотя им нельзя пользоваться многократно. Забавный пример использования этого приема приводит А. А. Ивин: известный греческий оратор Демосфен, выступая в суде, заметил, что судьи рассеянны и невнимательны к его речи. Он прервал речь и стал рассказывать о человеке, который нанял осла с погонщиком. Седок сел отдохнуть в тени осла, а погонщик сказал, что отдал внаем только осла, но не тень от него. Спор превратился в судебную тяжбу... Тут Демосфен умолк, а когда заинтересовавшиеся исходом дела судьи попросили его закончить, он с упреком сказал им: «Басню о тени осла вы готовы слушать, а важное дело вы слушать не желаете».

Демонстрация предмета.

Можно активизировать восприятие слушателей, демонстрируя что-либо: «Вот посмотрите сюда. Видите этот предмет? Взглянем на эту маленькую вешицу...» и т.д.

Приближение к слушателям.

Этот прием весьма действен, однако не следует заходить слишком глубоко в зал, так как иначе это будет выглядеть как контроль за тем, чем занимаются ваши слушатели. Оптимальная глубина «захода» в зал, как уже отмечалось выше — примерно треть длины зала.

Развлекательные элементы во второй части выступления.

Необходимо делать более увлекательной, разнообразной и легко воспринимаемой вторую половину своего выступления независимо от того, сколько времени оно длится. О. Эрнсту принадлежит очень верное наблюдение: «Вторая половина речи кажется слушателям вдвое длиннее первой». Именно в силу сказанного вниимание слушателей особенно ослабляется во второй половине вступления, и именно поэтому эта часть выступления требует особой подготовки.

Закон края.

Этот закон гласит, что конец и начало запоминаются и воспринимаются лучше, чем середина. Поэтому, чтобы в середине вашего выступления не было провала, необходимо сделать ее более разнообразной, более эмоциональной и т.д.

 

5. Донесение главной мысли выступления

 

Актуален старый, но не потерявший своего значения риторический совет: расскажи слушателям, что ты собираешься рассказать; в то время как ты уже рассказываешь, разъясни им, что ты рассказываешь, а когда закончил, расскажи им, что ты рассказал.

Приемы эффективного донесения главной мысли оратора будут различаться в зависимости от длительности выступления, его типа, аудитории и т.д. Можно лишь дать некоторые наиболее общие рекомендации, применимые в подавляющем большинстве случаев.

Оптимальным является выступление по принципу «один текст — одна мысль».

Две-три идеи в одном выступлении— это предел, рекомендуется выделить из них одну главную и сформулировать ее как таковую.

Всегда лучше сформулировать главную мысль в виде отдельного предложения.

Во вступлении следует повторить тему. Основная мысль должна быть написана оратором для себя, ее лучше держать перед собой на протяжении всего выступления.

В небольших выступлениях не следует начинать с главной мысли, она должна прозвучать в середине и конце речи.

В средних по продолжительности и больших выступлениях главный тезис должен прозвучать:

А) если выступление строится дедуктивно (от тезиса к аргументам) — в конце вступления, в первой трети основной части и в начале заключения; при этом в главной части должны звучать ключевые слова из этого тезиса. Например, выступление посвящено экономическим реформам. Тезис: необходимо поддержать реформы, так как только они могут сделать экономику саморегулирующейся. Его надо упомянуть во вступлении, в основной части и заключении. В основной части можно использовать ключевые слова — реформы, поддержка реформ, саморегулирующаяся экономика и их синонимы — реорганизация, рыночная экономика, преобразования и др.;

Б) если выступление строится индуктивно (от аргументов, фактов к выводу) — во вступлении и основной части надо упомянуть ключевые слова, а в конце основной части и в заключении — полный тезис.

Главная мысль должна быть выражена в развернутой словесной форме, полным предложением не менее трех раз при дедуктивной форме изложения и не менее двух раз — при индуктивной форме изложения.

6. Соблюдение регламента

Существует закон прогрессирующего нетерпения слушателей, который формулируется так: чем дольше говоритj оратор, тем большее невнимание и нетерпение проявляют слушатели.

 

Продолжительность речи Реально длится Воспринимается как
Первые 10 мин 10 мин 10 мин
Вторые 10 мин 10 мин 20 мин
Третьи 10 мин 10 мин 30 мин
Итого 30 мин 60 мин

 

Как уложиться в регламент?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: