Есть некоторые принципы, которым надо следовать

1. Подготовиться к возможному сокращению. Надо всегда иметь в плане своего выступления такие фрагменты, которые вы можете без ущерба сократить.

2. Не опаздывать. Начинайте свое выступление вовремя.

3. Идти навстречу аудитории. Если аудитория проявляет нетерпение и слушатели по той или иной причине просят пораньше закончить, необходимо пойти им навстречу, не настаивая на своем праве изложить все до конца. Если вы с самого начала пойдете навстречу просьбе аудитории, то расположите ее к себе и вас будут с большим вниманием слушать.

4. Не увеличивайте темп речи, чтобы успеть. Это нарушает понимание и раздражает слушателей.

5. Отвечая на вопрос, не превращайте ответ во вторую лекцию. Отвечайте на любой вопрос не более 1 — 1,5 мин.

6. Поставьте себе задачу закончить немного раньше намеченного срока. Слушателям очень нравится такое завершение любой лекции или выступления — это неожиданный приятный подарок для них, несколько минут жизни, на которые они не рассчитывали, вдруг оказавшиеся в их полном распоряжении. Сообщение, закончившееся чуть раньше намеченного срока, хорошо запоминается, положительно оценивается, а оратор получает высокий рейтинг у слушателей. Лучше заканчивать на 2—3 мин до срока, не больше.

«Прекращайте говорить тогда, когда слушатели ещё хотят вас слушать» (Д. Карнеги).  

 

Вопросы для самопроверки:

1. Перечислите риторические позиции оратора в ходе выступления

2. Каковы риторические позиции оратора в ходе выступления?

3. Каковы факторы, влияющие на внимание аудитории?

4. Назовите основные причины потери внимания аудитории.

5. Как донести основную цель выступления до аудитории? Назовите риторические приемы

6. Что такое регламент? Перечислите основные виды регламента.

7. Как уложиться в регламент?

8. Что такое периоды внимания и как их использовать в процессе выступления?

 

 

                                                       Список литературы

Основная:

1 Захарова Л. Л.. Риторика: учебное пособие [Электронный ресурс] / Томск:Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники,2012. -198с. - 978-5-4332-0047-0 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208666

2 Крылова М. Н.. Риторика: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.:Директ-Медиа,2014. -242с. - 978-5-4458-8818-5 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235641

3 Крюков Р. В.. Риторика: конспект лекций [Электронный ресурс] / М.:А-Приор,2007. -176с. - 5-9030-4732-7     http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56370

4 Кузнецов И. Н.. Риторика: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.:Дашков и Ко,2012. -560с. - 978-5-394-01590-8 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=112208

5 Будильцева М. Б., Варламова И. Ю., Пугачёв И. А.. Основы риторики и коммуникации. Нормативный и коммуникативный аспекты современной риторики: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.:Российский университет дружбы народов,2013. -118с. - 978-5-209-05484-9 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226458

6 Голуб И. Б., Неклюдов В. Д.. Русская риторика и культура речи: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.:Логос,2011. -328с. - 978-5-98704-603-6 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84998

7 Захарова Л. Л.. Риторика: учебное пособие [Электронный ресурс] / Томск:Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники,2012. -198с. - 978-5-4332-0047-0 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208666

      Дополнительная:

 

1. Гофман В.. Слово оратора. Риторика и политика [Электронный ресурс] / Л.:Издательство Писателей в Ленинграде,1932. -265с. - 978-5-4460-3819-0 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116357

2. Гричененко Т. И.. Русский язык и культура речи: практикум для студентов вузов экономического профиля: учебное пособие [Электронный ресурс] / Ростов-н/Д:Издательство Южного федерального университета,2011. -112с. - 978-5-9275-0828-0 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241040

3. Гуманитарный вектор. Филология. Востоковедение. 2012. № 4(32) [Электронный ресурс] / Чита:Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет,2012. -296с. - 1996-7853 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235740

4. Зубра А. С.. Ораторское искусство - ключи к Успеху [Электронный ресурс] / Минск:Дикта,2011. -294с. - 978-985-494-572-9

 

 

Лекция 9: ЗАВЕРШЕНИЕ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ. АРГУМЕНТАЦИЯ

 

Варианты концовок

Заключительная часть публичного выступления должна логично вытекать из предыдущего изложения. Лучше не говорить: А теперь я сделаю заключение или Теперь я перехожу к завершающей части своей лекции, концовка должна быть и так очевидной для слушателя, без специальных вводных слов.

Можно предложить следующие варианты концовок.

 Цитата, крылатое изречение, поговорка, народная мудрость.

Данная концовка особенно хорошо запоминается в аудитории среднего и ниже среднего уровня подготовленности. Например: Правильно говорит русская поговорка «Терпение и труд все перетрут». Таким образом, все зависит от нас.

Обобщающий вывод.

Обобщающий вывод надо словесно оформить как вывод, чтобы он был воспринят аудиторией именно в этом качестве, как основная мысль выступления: Итак... Основной вывод формулируется кратко, но исчерпывающе. Он должен быть выражен простыми словами; после вывода не надо ничего добавлять и ничего комментировать.

Обращение к слушателям.

Можно завершить выступление пожеланием слушателям приятно провести выходные или летний отпуск, хорошо провести сегодняшний вечер и т.д., поздравить их с наступающими праздниками и др.

Подытоживающее повторение.

Основная мысль повторяется в развернутой словесной форме в виде тезиса или перечисления: во-первых, во-вторых и в-третьих. Как слушатели мы большей частью ленивы, у нас короткая память, поэтому слушатели всегда благодарны за краткое повторение, сделанное в любой форме.

Иллюстрация.

Основная идея поясняется примером, аналогией, притчей, аллегорией.

Кульминация.

Главная мысль высказывается в конце выступления на высокой эмоциональной ноте, например: «И история яркими буквами напишет имя этого человека над именами всех тех, кто пытался ему помешать!». Специалисты отмечают, что кульминация как эффектная концовка подходит не для всех типов публичных выступлений, но обычно производит сильное впечатление на слушателей.

Комплимент аудитории.

Д.Карнеги приводит такой пример подобной концовки: «Великий штат Пенсильвания должен возглавить движение за то, чтобы ускорить приход нового времени!».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: