Библейские аргументы в пользу собраний

 где участвуют все.

 

Суть вопроса основана на высказывании Павла в послании к Коринфянам: «Итак, что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, - все сие да будет к назиданию» (1Кор 14:26). Если бы Священное Писание использовало бы слова «только один» вместо «каждого», этот стих был бы более наглядным для современного собрания поклонения в церковном здании. Однако, ясно видно из текста, что те первоначальные собрания церкви были совсем не похожи на зрелище. Там было взаимодействие, спонтанность и участие всех. В некотором смысле не было никакой аудитории, потому что каждый из братьев был потенциальным участником всего происходящего.

Спонтанный и всеобщий характер их собраний также очевиден в инструкциях для тех, кто говорил на языках: «Если кто говорит на [незнакомом] языке, [говорите] двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй. Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу» (1Кор 14: 27-28). Разве те говорившие на языках были заранее внесены в план собрания? Вряд ли, учитывая сверхествественную природу этого дара. То, что в собрании участвовали все, очевидно из факта, что до трех человек могли говорить на языках, если в собрании был истолкователь, который затем истолковывал сказанное.

Дальнейший признак всеобщего характера их собраний наблюдается в руководящих принципах, данных для пророков (1Кор 14:29-32). Сначала, мы видим, что «И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают» (14:29). Непосредственный характер их участия описан в 14:30-31: «Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение». Ясно, что некоторые из пророков пришли на собрание не имея что сказать, но получили откровение во время собрания, когда сидели и слушали других.

Один из самых спорных отрывков в Новом Завете находится в 1Кор 14:33-35, относительно молчания женщин на собрании. Независимо оттого, что в этом подразумевалось касательно участия женщин и их молчания, не было бы никакой необходимости писать об этом, если бы собрания церкви первого столетия не были всеобщими в смысле участия. Это очевидно в 14:35, что люди задавали вопросы тем, кто учил в течение собрания церкви: «Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви». Даже если Павел считал, что женщины не должны были задавать вопросы на собрании, то мужчины были свободны задавать вопросы тому, кто поучает. Мы приходим к выводу, который напрашивается, что собрания церкви не были похожи на одностороннее обращение к аудитории, как это делается в современных церквях. На собрании церкви должны быть всеобщее участие, взаимодействие и двухсторонняя связь между говорящими и церковью.

Почти каждое послание в Новом Завете – это так называемый «документ по особому событию», потому что оно было написано в ответ на какую-нибудь местную проблему. Очевидно, некоторые в Коринфе хотели проводить свои собрания не так, как это указывается в этом отрывке из Писания. Ясно, что некоторые аспекты собраний в Коринфе были неправильными. Многое становится очевидным из характера двух вопросов, которые были им заданы: «Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?» (1Кор 14:36). Слово Божие, фактически, не вышло от коринфян, и они, конечно, не были единственными людьми, которых оно достигло.

Эти вопросы были поставлены таким образом, чтобы убедить их, что они не имели никакого права проводить свои собрания способом, отличным от предписанного в 1Кор 14. Вдохновленное исправление было адресовано церкви, не для того, что бы запретить участие всех, но чтобы урегулировать взаимодействие: «Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками; только все должно быть благопристойно и чинно» (14:39-40). Фактически, проведение собраний церкви в этой спонтанной всеобщей диалоговой манере, как видно, является обязательным в 1Кор 14:37: «Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни». Таким образом, 1Кор 14 не является просто описанием одного из вида собраний. Это действительно является предписанием или заповедью Божьей для того, как должны проходить собрания церкви во все вре-мена и повсюду.

Действительно, не удивительно, что в собраниях ранней церкви принимали участие все. Первые верующие в большинстве областей Римской империи имели еврейское происхождение. Они были знако-мы с типичными формами собраний синагоги, которые был открыты для участия всех присутствующих. Рассмотрение Деян 13:14-15, 14:1, 17:1-2, 17:10, 18:4 и 19:8 показывает, что апостолы, возможно, никогда бы не проповедовали о Христе тем способом, которым они это делали, если бы синагоги не позволяли участвовать аудитории. Апостолам всегда разрешали говорить на открытых собраниях синагоги. Фактически, если бы собрания синагоги первого столетия были чем-то похожим на наше современное типичное церковное собрание поклонения, Павел и его соратники должны были бы искать другой способ достигать евреев с Евангелием.

Есть также и другие примеры. В Деян 20:7, мы обнаруживаем, что Павел «продолжил беседу» в церкви в Троаде до полуночи. Греческое слово обозначающее «беседу» - dialegomia, которое фактически означает «рассматривают и обсуждают, спорят». От этого слова происходит наше английское слово «диалог». Далее, автор к Евреям убеждает верующих: «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещавать [друг друга], и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (10:25). «Увещавать друг друга» наиболее естественно вписывается в такую свободную для участия всех обстановку.

 

В 1Кор 14 дается основная цель - все, что может быть сказано или спето на собрании, должно служить к «назиданию» церкви (14:26). Греческое слово, используемое здесь - oikodome, что значит «созида-ние» или «наставление». Согласно словарю Тайера - это действие кого-либо, кто способствует или продвигает чье-либо возрастание в христианстве. Таким образом, любое высказывание, сделанное на собрании церкви, должно быть предназначено, чтобы помочь церкви. Оно рассчитано, чтобы ободрять, созидать, укреплять, или наставлять других присутствующих верующих. Павел поощрял верующих пророчествовать, потому что каждый, кто пророчествовал на собрании церкви, говорил с верующими для их назидания, увещевания и утешения (1Кор 14:3), так что в итоге церковь «получи-ла назидание» (14: 5). Коринфяне были проинструктированы: «Ревнуя о [дарах] духовных, старайтесь обогатиться [ими] к назиданию церкви» (14:12). Этот акцент на назидании также виден в Евр 10:24-25, где верующим предлагается собираться вместе чаще, чтобы поощ-рять друг друга к любви и добрым делам.

Одно заключительное наблюдение должно быть сделано относи-тельно цели тех древних собраний церкви. В современных церковных собраниях общины вдохновлены поклоняться внушительной архитектурой, большими хорами, гремящими трубами, органами и взволнованными речами ораторов. Такое собрание обычно называют «служением поклонения или богослужением». Это название пред-лагает, что главная цель собрания состоит в том, чтобы поклоняться Богу. Все же странно, но Новый Завет никогда не называет собирающуюся церковь, как «служение поклонения». Павел, в Рим 12:1-2, действительно упоминал «духовное служение поклонения» (NASV, в русских переводах «духовное служение ваше»- пер. Касс-сиана), но это говорит нам о жизни в святости, а не о собраниях святых.

Много может способствовать назиданию церкви, включая и совместное поклонение. Поклонение, однако, - не единственный способ, который может назидать церковь. Часть проблемы кроется в назывании собраний церкви «служением поклонения». Прежде всего, собрания церкви должны быть диалоговыми, всеобщими, и никак ни «служением». Во-вторых, такое название предполагает, что поклонение – это центральный фокус деятельности, которая будет происходить. Другие способы наставления здесь умалчиваются. Людей направляют к ожиданию эмоциональных чувств, которые ассоциируются с архитектурой здания, свечами, успокаивающей тишиной святилища, разноцветными окнами, вдохновляющей музыкой и представлением программы, которая, в сущности, похожа на представление. С такими небиблейскими ожиданиями, действии-тельно библейский образец собраний, описанный в 1Кор 14, будет казаться странным, неудобным или сбивающим с толку.

Иисус сказал женщине у колодца, что «наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» (Ин 4:21-24). Так сказав, Он дал ясно понять, что поклонение в Новом Завете не имеет никакого отношения к какому-либо специфическому местопо-ложению или времени. Это продолжается и после 11:00 утра в воскресенье утром и не должно быть ограничено никаким церковным «святилищем». Есть два греческих слова в Новом Завете для описания «поклонения». Первое – proskuneo, которое значит: отношение благоговеющего страха к Богу. Это - смирение пред Отцом, это - почтение, признание, страх и удивление. Это отношение внутренней преданности фактически очень хорошо заметно во втором слове для поклонения (latreia), которое относится к образу жизни повиновения и служения. Поклонение - таким образом,и отношение и действие. Как Френсис Скотт Кей сочинил в своем гимне: «Пусть моя жизнь прославит Тебя больше, чем даже могут выразить слова». Таким образом, как наше участие в еженедельных собраниях церкви - бесспорно акт поклонения, так и все остальное должно быть поклонением каждый день: воспитание наших детей, любовь к своей семье и т.д. В Новом Завете вся жизнь является святой.

Воскресное собрание предназначено для пользы собравшихся верующих. Бог не нуждается в укреплении, потому что Он не ослаб. Бог не нуждается в ободрении, так как Он не утомился и не обескуражен. Иисус не испытывает недостатка ни в чем, но Его народ, конечно, нуждается в помощи. Цель собрания церкви состоит в том, чтобы оснастить народ Божий, чтобы выйти поклоняться и служить Богу на протяжении еще одной недели (Евр 10:24-25). Это должно мотивировать избранных к более глубокому поклонению и повиновению. Это должно перезарядить их духовные батареи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: