Практические соображения

 

Один аспект собраний в Новом Завете, который является все еще знакомым сегодня – это пение. Церковь в Ефесе получила наказ: «назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф 5:19). Точно так же и колоссян призывали: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол 3:16). Возможно подобный аспект музыки, как «друг друга» (Еф 5:19, Кол 3:16) не столь знаком современным верующим. Согласно 1Кор 14:26, «каждый» из братьев имел возможность предложить или спеть «псалом». В Новом Завете совершенно отсутствует какое-либо упоминание о служении (группе) прославления или о лидере подобного служения, который управляет или руководит пением. Это - благословение иметь одаренных музы-кантов в общине, которые могут помочь церкви в пении и поклонении. Однако чтобы быть верными Новому Завету, такие люди должны быть осторожны, чтобы пение не превратилось в представление, подобно певцу на сцене. Братьям церкви нужно дать свободу и ответственность предлагать песни для прославления независимо от того, какие песни петь и когда петь.

Надо заметить, что некоторые люди непреклонно против использо-вания музыкальных инструментов на собраниях. Греческое слово, переведенное как «псалмы» (1Кор 14:26) является psalmos, которое означает: «песни, сопровождаемые струнным инструментом». Так как инструменты не запрещаются, и с тех пор нет никакого определенного образца не использования их, то это - вопрос выбора.

Другая особенность собраний ранней церкви, которая сохранилась до наших дней - обучение Слову Божьему. Наш Господь дал повеление апостолам крестить все народы, «уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мтф 28:20). Потом мы узнаем из Деян 2:42, что в Иеруса-лимской церкви «… постоянно пребывали в учении Апостолов».

Далее, «учение» внесено в список как духовный дар в Рим 12:7 и 1Кор 12:28. И, одно из требований к пресвитеру - то, что он должен быть «учителен» («способен учить других» 1Тим 3:2). Пресвитеры, которые трудятся в «слове и учении» (1Тим 5:17-18), достойны «сугубой чести» (финансовой поддержки). Однако, в 1Кор 14, учение включено в общий список даров, действующих во время собрания церкви. Учителю не дают выдающегося положения, которое каждый видит во время типичного собрания современной церкви. «Каждому» из «братьев» нужно дать возможность высказаться со словом «поучения» (14:26). То, что требуется от нас сегодня, является, прежде всего, понимание важности служения учения, но вместе с тем любому брату, желающему учить на собрании, должна быть дана возможность сделать это. Фактически, это также предполагает, что любое учение должно быть коротким, чтобы оставить «время в эфире» и для других, желающих учить сегодня.

Удивительно, но пасторы даже не упомянуты в 1Кор 14. Это могло быть только потому, что пасторы с их учением, не доминировали в собраниях церкви такого типа. Нельзя сказать, что пресвитеры не учили на собраниях, но это ясно из 1Кор 14, что «непресвитеры» также имели возможность учить. Таким образом, автор послания к Евреям сделал общее замечание: «Ибо, [судя] по времени, вам надлежало быть учителями» (Евр 5:12). То, что он не имел лидеров в виду очевидно из его приветствия: «Приветствуйте всех наставников ваших» (13:24), показывая, что он даже не был уверен, что пресви-теры будут читать это письмо! Надо так же принять во внимание, что хотя и есть возможность для любого брата в церкви учить, совсем необязательно, что каждый должен это делать. Пресвитеры должны напомнить церкви о предупреждении: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» (Иак 3:1). Предупреждение Иакова имеет смысл, если представить обстановку собрания, с глубиной общения и участия в жизни друг друга, которые характеризовали раннюю церковь.

В такой свободной обстановке, где каждый брат может учить, присутствие пресвитеров особенно необходимо. Если брат приносит в церковь неправильное учение или его применение, пресвитеры должны указать на ошибку. Тимофей, который нес апостольское служение в церкви в Ефесе, должен был «увещевать некоторых, чтобы они не учили иному» (1Тим 1:3). Вот как описывается одна из необходимых квалификаций для пресвитера: «Держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит 1: 9). Титу заповедуется: «Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя» (Тит 2:15). Таким же образом апостол Иоанн, будучи уже в преклонном возрасте, предупреждал о лжеучителях: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его» (2Ин 10). Это было особенно применимо к домашним церквям, где любой брат на собрании мог учить.

Никто не станет спорить с истиной, что наряду с другими, в церкви есть более квалифицированные братья, чтобы учить. Находясь в зрелом возрасте, благочестивый муж, одаренный учитель, любящий Бога, который изучает Библию и служит людям всю свою жизнь, должен иметь глубокие понимания, чтобы разделить их с церковью. В присутствии таких мужей каждый из нас должен быть «скор на слышание, медлен на слова» (Иак 1:19). Нужно выделить специи-альное время, чтобы дать такому мужу возможность учить Слову Божию. Однако, такие собрания – это то, что Вочман Ни назвал «собраниями работника» или «апостольскими собраниями». Это не собрания церкви типа 1Кор 14. Дело в том, что есть время и место для тех и других.

Харизматические церкви хорошо знакомы с откровениями, языками и истолкованиями. Церкви, которые практикуют такие дары, должны убедиться, что они близки к руководящим принципам 1Кор 14:26-32. В отсутствие истолкования языки не должны говориться к церкви. Число тех, кто действительно говорит на языках должно быть ограничено (двое, трое). Одновременно может говорить только один человек. Пророчества должны быть оценены, и любой, кто желает пророчествовать должен осознавать заранее, что его слова будут тщательно взвешены. Несомненно, много, что выглядит как пророчество или языки, может не быть таковым. Иметь дело с определением истины может быть трудным и расстраивающим, особенно когда чрезмерно эмоциональные и несбалансированные люди часто воображают, что они имеют такие дары. Возможно, именно поэтому к верующим в Фессалониках было указание: «Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держи-тесь. Удерживайтесь от всякого рода зла» (1Фесс 5:20-22). И, посреди всех этих сверхъестественных высказываний должен быть порядок: «И духи пророческие послушны пророкам, потому что Бог не есть [Бог] неустройства, но мира» (1Кор 14:32,33). Пресвитеры играют ключевую роль в оказании помощи всему происходящему, чтобы собрание проходило «благопристойно и чинно» (1Кор 14:40).

Некоторые другие церкви полагают, что дары остались в первом столетии, или сделали так, что никто из присутствующих их не имеет. Даже в этом случае, принцип участия всех в собрании должен сохраняться. Братья все равно должны иметь спонтанную возмож-ность прийти с учением, предлагать песни для прославления, делиться свидетельством, призывать к молитве, задавать вопросы тем, кто учит и т.д. Все же, несмотря на наши теологические сомне-ния, надо сделать паузу и увидеть, что Священное Писание ясно указывает: «Но не запрещайте говорить и языками» (1Кор 14:39). Может быть, языки действительно прекратились, но возможно и нет. Разве мы стали действительно настолько уверенными в своем богословии, что мы отважимся прямо противостать библейской заповеди?

Другое практическое соображение в рассмотрении собраний, где каждый мог принимать участие, касается идеи относительно регули-рующего или ведущего собрание. Заметьте, что ни один из них не упомянут в 1Кор 14. Поскольку церковь взрослеет в продол-жающихся всеобщих собраниях, потребность в ком-то, кто мог бы председательствовать и управлять собранием уменьшается. Было бы идеально, если бы пришедший впервые на собрание должным обра-зом функционирующей церкви, даже не знал бы, кто здесь лидеры, до тех пор, пока не возникла проблема, требующая исправления.

 «Предупредительный выстрел перед носом корабля» был сделан вдохновленным автором в 1Кор 14:38, после заявления, что эти собрания, в которых все могут участвовать являются заповедями Господа (14:37). Он тогда предостерег, что любой, кто игнорирует то, что было написано, будет сам «игнорирован» (14:38 пер. Кассиана). Хотя и не совсем ясно, что это означало, но видно, что здесь есть угроза наказания за непослушание. Цена будет платиться за игно-рирование «заповеди Господа» в отношении порядка проведения собраний церкви.

Автор этой статьи имеет много лет практического опыта с собрании-ями, где участвуют все. Мы заметили, что есть некоторые типичные проблемы, которые могут встретиться. Мы детализируем их ниже в надежде, что быть предупрежденным - значит быть вооруженным!

 

1. Эффект молчаливой скамьи: Большинство людей в церкви, после нескольких лет посещения служений, привыкли сидеть тихо, как будто они смотрят телевизор. Чтобы это молчание победить потребуется побуждение и время! Первое время участие людей будет казаться немного неуклюжим. Понадобится побуждение и ободрение в течение недели, пока люди, наконец, «не преодолеют барьер молчания». Есть ли какое свидетельство того, что Господь делал на этой неделе? Есть ли песня, которая назидала бы церковь? Есть ли какой-нибудь вопрос или отрывок Священного Писания, чтобы учить? Если протянуть веревку через речку на уровне поверхности воды, то на ней застряли бы многие вещи, плывшие за это время по течению. Точно так же взгляд назад на все, что происходило за неделю назидательного, может помочь понять, чем можно поделиться с церковью на собрании. Если бы никто не принес пищи на Вечерю Любви, это бы не было похоже на праздник. Точно так же, если при-шедшие на собрание пришли ни с чем, то, конечно, и собрание церкви не будет надлежащим! Мужчины, когда ваши жены готовятся к собранию (приготовляя еду для Вечери Любви), как вы готовитесь к собранию (в том, чтобы сказать что–то назидающее на собрании)?

2. Неназидающие высказывания: Иногда после того, как люди действительно преодолеют барьер молчания, их высказывания становится поверхностными и несерьезными. На собрании становится много болтовни. Свобода общения на собрании не означает, что люди могут сказать все, что им хочется сказать. Лидеры должны напоминать церкви, что все сказанное должно служить к назиданию тела Христова, ободрять каждого присутствующего. Петр дает наставление по этому поводу: «Говорит ли кто, говори как слова Божии» (1Птр 4:11). Собрания церкви не должны также стать сессиями терапии для раненого, со всем сосредоточенным вниманием на одном человеке и его потребностях. Хотя такие люди действии-тельно нуждаются в консультировании, это в основном должно быть сделано отдельно от общего собрания (так же, как говорение языками для себя в 1Кор 14:4).

 

3. Погружение в заблуждение: Это - противоположность подготов-ленному учению. Это - вид антиучения. Вместо того чтобы изучить интересующую тему заранее, чтобы прийти с учением, некоторые люди приходят на собрание, абсолютно не подготов-ленные и с порога задают вопрос о том, что они хотят узнать, ко всей церкви в ожидании ответа. Не позволяйте людям задавать подобные (вызван-ные личным интересом узнать что-то) вопросы к церкви. Это только поучает человека, задающего вопрос, и не предназначено, чтобы назидать церковь. Это – ориентируемое на собственное «Я» поведение. Вопрос задан с целью удовлетворения интереса одной персоны. И так как никто еще толком не изучал эту тему, искушение будет состоять в том, чтобы ответить на вопрос и всем попасть в заблуждение. Просто нет никакой замены внимательному, системати-ческому и глубокому изучению Священного Писания по конкретной теме перед собранием, и нет никаких оправданий тому, кто так не делает.

 

4. Сверхнамеченные собрания: Те, кто привык к программам церковных собраний, захотят наметить заранее темы учения, песни, музыку и т.д. Остерегайтесь подавления творческой инициативы Святого Духа! Это ясно из 1Кор 14, что собрания церкви в Новом Завете были в основном спонтанными.

 

5. Наносящие вред посетители: Впервые пришедшие гости могут легко разрушать собрание неназидающими замечаниями. Эгоисты будут пытаться захватить внимание. Душевнонеуравновешанные будут говорить громко и часто, к огорчению собрания. Критики могут напасть во время собрания на то, что церковь делает или во что верит. Лидеры необходимы в таких случаях, чтобы восстановить порядок с мудростью и терпением. Гостей надо ознакомить с божественными руководящими принципами, указанными в 1Кор 14 перед посещением собрания. На это действительно стоит потратить время, чтобы предотвратить возможный беспорядок на собрании. Может быть лучше уделить внимание вопросам критика позже, после того, как собрание закончится, во время Вечери Господней или собраться на неделе для изучения Библии и рассмотрения этих вопросов.

 

6. Количество участвующих: Собрания, которые являются или слишком большими или слишком маленькими, создают свой собственный набор проблем. Собрания со слишком малым количес-твом участников могут показаться унылыми. Слишком много участников на собрании могут испугать застенчивых, и будут дейс-твовать против глубокой открытости и общения.

7. Лидеры поклонения: Музыканты должны облегчить пение и поклонение церкви, а не управлять этим. Остерегайтесь лидеров по-клонения, которые бы взяли роль управления поклонением и превратили бы это в представление.

 

8. Пунктуальность: Церкви, основанные на взаимоотношениях, пользуются славой начинающих собрания с опозданием. Если объявлено, что собрание начнется в определенное время, то лидеры должны убедиться, что это действительно начинается в назначенное время. Это - вопрос признательности и уважения других людей и их времени. Прибытие вовремя также показывает уважительное отношение. Постоянное опаздывание на собрание – это зачастую признак пассивной агрессии. По крайней мере, это грубость и невнимательность.

 

9. Ведущий. Некоторые лидеры будут иметь тенденцию стать ведущим собрания, как будто они были телевизионными хозяевами ток-шоу. Возможно, такое побуждение будет необходимо в начале становления церкви, но по мере развития в этом отпадет необходимость. Далее, нет ничего неправильного с возникающим иногда молчанием или паузами. Доверяйте Святому Духу, чтобы вести собрание. В идеале, посетитель такого собрания не должен даже определить, кто является пресвитерами в этой церкви. Если не возникла проблема, пресвитеры участвуют в общении наряду с другими! Вероятно, что причиной недостаточного участия всей церкви может быть какая-нибудь проблема. В таком случае пресвитеры, возможно, должны проявить больше участия в таких случаях, чтобы ободрить других верующих внести свой вклад.

 

10. Дети. Кажется, что во времена церкви Нового Завета, дети присутствовали на собраниях вместе с родителями. Павел просил прочитать вслух некоторые из его посланий ко всей церкви (Кол 4:16). Следуя Еф 6:1-3, дети присутствовали на собраниях церкви Нового Завета. Их не отделяли от взрослых в отдельное место, иначе они бы не смогли слушать адресованные им инструкции Павла, когда читалось письмо. Сравните также Мтф 19:13-15, Лк 2:41-50, Деян 21:5. Однако, когда совсем маленькие дети начинают громко каприз-ничать, они должны быть вынесены родителями из комнаты для того, чтобы успокоить их и вернуться назад. Старших детей надо учить сидеть тихо или играть тихо на полу, чтобы не прерывать собрание. Некоторые родители не будут обращать внимания на эту необходи-мость, и в таких случаях лидерство должно говорить с родителями в частном порядке, чтобы завоевать их сотрудничество в управлении их детьми.

 

11. Ложные ожидания. Люди могут прийти на такое собрание со своими ожиданиями того, что должно происходить. Например, некоторые будут хотеть двигаться в продолжительном служении поклонения или петь только гимны веры, или будут ожидать про-явления драматических исцелений, или проповедь из библии великой силы, или эмоциональные представления евангелия. Отказ оставить свои ожидания может закончиться разочарованием и досадой. Лиде-ры церкви должны знать об этом и предпринимать шаги, чтобы помочь людям иметь библейские ожидания от собраний, иметь те же самые цели, которые устанавливает наш Господь.

 

Возражения.

1. Некоторые лидеры подают голос против собраний церкви такого типа. С серьезным основанием они боятся, что может вспыхнуть хаос и анархия. Однако нужно помнить, что на кладбище тоже есть порядок, но там нет жизни. Так уж лучше иметь жизнь с риском иметь немного беспорядка! Сохранение порядка - одна из обязанностей пресвитера. Лидеры церкви также несут ответствен-ность оснастить всех верующих, чтобы они могли внести вклад в такое собрание и самим обнаруживать ошибки. Далее, Святому Духу нужно доверять, чтобы Он мог действовать в жизни церкви. Если Священное Писание действительно показывает волю Бога для собраний, где все могут участвовать, то Бог также проследит, чтобы эти собрания стали успешны, в конечном счете.

Честно говоря, некоторые пасторы выступают против руководящих принципов 1Кор 14, потому что следование им приведет к уменьше-нию центра внимания на пасторе. Печально, но небольшой процент пасторов находится в увлекательном путешествии собственного эгоизма или испытывают потребность в самоутверждении, которую они осуществляют, становясь «звездой» служения. Это - мертвая точка, которая должна быть преодолена, и в которой необходимо покаяться.

2. Противление указаниям 1Кор 14 может также произойти, если верующие становятся настолько опьяненными их недавно найденной свободой, что они по существу уходят в анархию или гностицизм. Они становятся чрезмерно опасающимися «повесток дня». Для них, любой человек со склонностями лидерства или опытом кажется так или иначе своевольным или злым. Все же очевидно, что у Павла была «повестка дня» для церквей которым он служил. Здесь необходим баланс. Мы должны держаться Божьей повестки дня, помогая Его церквям, войти в согласие со всем, что Бог заповедал!

Немало людей прочли 1Кор 14 и пришли к выводу, что их церкви находятся в полном соответствии с этим, потому что община участвует в совместном чтении, совместном коленопреклонении, принимает участие в хлебе и вине Вечери Господней, совместно поет гимны, давая десятины и приношения и т.д. Часть проблемы – в том, что все это запланировано, та же самая структура сохраняется каждую неделю, и порядок поклонения указан в бюллетене. Там может быть ограничено участие аудитории, но нет никакой реальной свободы. Может ли любой из братьев предложить гимн? Прийти на собрание с учением? Поднять свою руку и задать вопрос? Есть ли какая спонтанность в происходящем?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: