Молчание в смысле публичного обращения к церкви

 

В поддержку мнения о молчании, в смысле публичного обращения к церкви, заметьте кажущуюся безусловность в 1Кор 14:34-35. Пред-писание выглядит кристально ясно. И как уже рассматривалось выше, слово «сигао» (молчат), используемое здесь, обозначает отсутствие звука. Это, в отличие от другого слова «хесучиа», которое Павел мог использовать, и которое значит «молчаливый» в смысле мирный, тихий, спокойный, но не обязательно беззвучный (сравните 2Фесс 3:12; 1Тим 2:2, 11-12). Более того, для тех, кто мог бы не понять значение слов: «Жены ваши в церквах да молчат», Павел добавляет пояснение: «ибо не позволено им говорить» (14:34). Он не ограничивает это, уточняя, что им не позволяется говорить на языках, пророчествовать или учить. Никаких пояснений не дается. Очевидно, что женщины не должны говорить ничего к собравшейся церкви. В действительности, они даже не должны задавать вопросы церкви (14:35), потому что «неприлично жене говорить в церкви».

 Исследование норм культуры первого столетия тоже указывает на то, что Павел действительно рекомендовал женщинам воздер-живаться от обращения к собравшейся церкви. В еврейских синагогах женщинам не позволялось говорить публично. Также греческий светский философ Плутарх писал, чтобы скромные женщины воздерживались от публичных выступлений, и что для женщины стыдно быть услышанной публично, как и быть раздетой. Комментарии Плутарха, по всей видимости, отражают греко-римские обычаи тех дней. Таким образом, если бы Павел хотел разрешить женщинам обращаться к церкви, разве бы он не написал бы это убедительно, чтобы пойти против культурных обычаев тех дней. Но в Новом Завете не найти подобных аргументов. Напротив, мы находим заповеди молчания. Заповеди, не основанные на культуре тех дней, но на всеобщей практике церквей и Писаниях Еврейского Закона («как и закон говорит» 14:34).

Павел действительно утверждает равенство полов в Гал 3:28 (в отличие от культуры первого столетия), но он по-прежнему утверж-дает подчинение жен своим мужьям (1Кор 11, 14:34; Еф 5:22) и что лидерами в церкви должны быть мужчины (1Тим 2:11-13, 1Тим 3, Тит 1).

Какова цель молчания женщин в диалоговых собраниях церкви в 1Кор 14? Согласно Писания, их молчание - это форма подчинения: «ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и Закон говорит». Закон Ветхого Завета не рассматривал молчание женщин в собраниях, но он учил женщин подчинению своим мужьям, и этим устанавливал модель мужского лидерства в религии и обществе. В ситуации церкви, когда вся церковь собиралась для назидания через учение, пророчества, поклонение, свидетельства и т.д., мужчины призваны лидировать в этом служении Женщины же должны хранить молчание и тем самым побуждать мужчин высказываться и развивать свое лидерство.

 Как же воздержание женщин от публичных высказываний в 1Кор 14 гармонирует с пророчествованием женщин в 1Кор 11? Но в одиннадцатой главе нигде не указывается, что это пророчество или молитва происходит в формате диалогового собрания, описанного в 1Кор 14. Молитва и пророчество в 1Кор 11, как это видится, происходят в других формах общения верующих, отличных от диалогового собрания 1Кор 14. И встречающееся там слово «церкви» (11:16) используется в тексте не для указания на диалоговый формат собрания, а для указания согласия всех церквей, находящихся во всей географической зоне.

Но что значит утверждение в 1Кор 14:26, что каждый может высказываться на собрании и каждый пророчествовать? Часто, в контексте Писания, слово «братья» относится к мужчинам и женщинам. В других случаях это относится только к верующим мужчинам (как в 1Кор 7:29; 9:5). Это изменчивый термин. Некоторые считают, что во всем послании к Коринфянам слово «братья» относится к мужчинам и женщинам. Относится ли это также и к 1Кор 14? Продвигаясь от первой главы к четырнадцатой, это как - будто так и выглядит. К читателям обращаются «братья» или «вы» (местоимение 2-го лица). Однако появляется значительное и неожиданное изменение с «вы» на «они» (3-ее лицо) в отрывке, посвященном молчанию женщин (14:34-35). Вместо того чтобы написать «жены…вы», текст говорит: «жены…им, они». Почему Павел прямо не написал сестрам, если они были включены в термин «братья»?

Это изменение местоимения может легко найти объяснение, если слово «братья» во всей четырнадцатой главе действительно относится именно к братьям. Для женщин используется местоимение 3-го лица, так как о них пишется, а не обращается к ним. Поэтому, когда утверждается, что каждый или все можете участвовать в диалоговом собрании церкви (14:26), это относится непосредственно к братьям. Женщины («они») не должны делать комментарии, обращенные ко всей церкви. Textus receptusдобавляет слово «ваши» после слова «жены» (14:34), чтобы указать на то, что во всей четырнадцатой главе идет обращение к братьям, а не к сестрам. Так как Павел не упускал возможности в своих посланиях обратиться непосредственно к сестрам (например «Умоляю Еводию, умоляю Синтихию» Фил 4:2), факт, что он не сделал этого в 1Кор 14, лишь укрепляет наши выводы. Гордо Фи, в его комментариях к этому отрывку Писания пишет: «Все указания, данные апостолом, включая «каждого из вас» в 26 стихе и «все» в 31 стихе, не могут быть истолкованы, как включающие женщин».

Заключение

  

Молчание женщин – это наглядный пример и применение порядка, существующего в семье и церкви. Это побуждает мужчин взять лидерство на собрании и быть ответственным за то, что происходит, участвовать устно, начинать выражать свои мысли, учиться быть лидером и т.д. Одна женщина с радостью отметила, что чем более она хранила молчание на диалоговом собрании церкви, тем более это побуждало ее пассивного мужа говорить и брать лидерство (см. 1Пт 3:1-2).

Иногда те, кто истолковывают те отрывки из Писания, которые, как - будто бы, ограничивают роль женщин в служении, теряют из вида всю картину Божьего порядка в семье, установленного при творении и действительного в Ветхом и Новом Завете. Церковь преимуще-ственно состоит из семей. Порядок в церкви, который бы противо-речил порядку в семье (Еф 5), принес бы хаос и замешательство. Бог сотворил и одарил мужчину и женщину дополняющими ролями в служении. Истинное понимание Божьего порядка в семье и церкви позволяет нам понять, что ограничивающие отрывки Писания не столько ограничивающие, как предохраняющие. Они защищают женщин от бремени лидерства и функционирования как мужчина. Они также поощряют мужчин стать слугами-лидерами. И Бог показы-вает нам картину Христа и Его невесты - церкви, которая послушна Христу как Главе.

Это серьезный вопрос с далеко идущими последствиями, незави-симо от того, как это применяется. Мы все должны проявлять внимание к этому отрывку Писания каждую неделю. Моя цель в этой книге – предложить библейскую альтернативу тому преобладающему подходу сегодня, и не нападать на тех, кто думает иначе. Для тех, кто еще не решил для себя, как применять 1Кор 14:34-35, поймите, что мы не можем просто спрятать голову в песок и претвориться, что ничего не происходит. Как Павел предостерегает: «Если же кто не знает, его не знает Бог» (1Кор 14:38, НЗ пер. еп. Кассиана)

                                                                                                             

 

                        Стив Аткерсон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: