Особенности организации учебно-воспитательного процесса

На изучение предмета "Музыкальный инструмент флейта" отводятся 2 академических часа в неделю. Сроки обучения - 6 или 8 лет. 6-й и 8-й, а в некоторых случаях 9-й классы являются классами профессиональной ориентации. Различные сроки обучения обусловлены разным возрастом детей, поступающих в учреждения. Несмотря на это, становится возможным осуществление дифференцированного подхода к обучению учащихся не только разных по возрасту, характеру и темпераменту, но и с разным уровнем музыкальной одаренности и общей подготовки.

Начальную подготовку учащиеся дошкольного и младшего школьного возраста могут получить, обучая на малой флейте (piccolo), либо на других аналогах поперечной или продольной флейты; для дошкольников рекомендуется создавать нулевые классы или подготовительные группы.

Основной формой учебно-воспитательной работы в классе флейты является урок, который проводится как индивидуальное занятие педагога с учеником. Следует максимально использовать возможности индивидуального обучения, которое создает преподавателю необходимые условия для всестороннего изучения способностей и личных качеств ребенка, позволяет на этой основе дифференцировать объем и сложность задач, темпы роста и методы работы.

Ежегодно, в начале I-го и II-го семестров (до 1 сентября и до 10 января), преподавателем по специальности составляется индивидуальный план на каждого ученика. План утверждается заведующим отделом (отделением). Индивидуальный план ученика должен базироваться на глубоком знании преподавателем музыкально-исполнительских способностей ребенка, уровня его общего развития, черт характера. В индивидуальный план желательно вносить пьесы различные по содержанию, жанрам, формами, стилями. Наряду с произведениями отечественной и зарубежной классики, существенное внимание необходимо уделять пьесам, созданным на основе народных песен и танцев, и эстрадно-джазовой музыки. Стоит также учитывать стремление учеников к современным ритмам, звукообразованию, к новым приемам звукоизвлечения. Необходимо помнить, что главным условием при составлении индивидуальных планов ученика по каждому классу в течение всего обучения в школе является постепенное целенаправленное и обоснованное усложнение программы не только произведениями с расширенным использованием технических приемов, но и произведениями с растущим интеллектуально-художественным наполнением.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных к изучению по каждому классу в течение учебного года, предоставляется в ориентировочных годовых планах. В работе над репертуаром ученик должен достигать разных степеней законченности исполнения музыкальных произведений, учитывая, что одни из них будут исполнены публично, другие изучаются для исполнения в классе, третьи - в порядке ознакомления.          

Ежегодно, в конце учебного года, преподаватель по специальности составляет в индивидуальном плане каждого ученика краткую характеристику развития его музыкальных способностей, творческих достижений или неудач. 

Важной составляющей успешных результатов ученика является четко продуманная система его домашних занятий, которая ориентирована на рациональное использование времени и умение организовывать самостоятельную работу таким образом, чтобы предотвратить перегрузки.

Для оптимизации учебного процесса преподавателю по специальности важно наладить творческие межпредметные связи с преподавателями музыкально-теоретических дисциплин, руководителями ансамблей, оркестров (хоров для учащихся 0-2 классов) и др.

Большое значение имеет постоянное сотрудничество преподавателя с родителями ученика. Необходимо разъяснять, что нужно для успешного обучения ребенка, как создать благоприятный климат для его творческого, в частности, музыкального развития и лучше организовать занятия дома.

Одним из основных элементов в учебном процессе является умение читать ноты с листа. Хорошо, когда на это выделены отдельные часы. Если ученик не получает уроков по учебной дисциплине "Предмет по выбору. Чтение нот с листа", то с первого года обучения он должен на простых упражнениях и этюдах систематически, последовательно совершенствовать навыки чтения нот с листа. Чтение нот с листа дает возможность развивать внутренний слух ученика, способность "мыслить", легко ориентироваться в нотном тексте. Умение ученика грамотно и быстро разбирать нотный текст активизирует учебный процесс, способствует более эффективному изучению ансамблевых и оркестровых партий.

Изложенные выше рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в классе флейты касаются и участия учеников в коллективном музицировании. Если ученик в силу определенных обстоятельств не получает уроков по предмету "Коллективное музицирование. Ансамбль (оркестр)", то это желательно наверстать на уроках по специальности. Ученик должен участвовать в ансамблях различных составов: от классического до смешанного и эстрадного. Это дает возможность практически реализовать вышеупомянутые ансамблевые формы, а также формирует умение слушать друг друга и четко ориентироваться в общей системе коммуникативных связей, которые складываются между участниками коллектива при выполнении тех или иных музыкальных произведений. Процесс этот достаточно сложный и требует от ученика в этом направлении длительной, систематической работы.

Программа не регламентирует каждый шаг преподавателя, поскольку трудно предугадать все аспекты и нюансы учебного процесса, вследствие того что разные по уровню одаренности и психофизиологическими особенностями ученики требуют индивидуального подхода. Программа ориентирует и направляет творческую деятельность преподавателя, который, опираясь на собственный опыт и используя определенные педагогические методы, должен организовать и обеспечить успешный ход учебного процесса.

Рекомендации по организации
и проведению контрольных мероприятий

Для успешной организации учебного процесса регулярно проводятся такие контрольные мероприятия как академический концерт, открытый академический концерт, технический зачет, контрольные уроки, итоговый академический концерт; для учащихся 1-го класса - прослушивание, для учеников выпускных классов - два прослушивания (в первом и втором семестрах) и выпускной экзамен.

В 0-м (подготовительном) классе обязательным контрольным мероприятием является:

• итоговый академический концерт в мае.

В 1-м классе обязательными контрольными мероприятиями являются:

• прослушивание (без оценки) - декабрь; 

• академический концерт (с оценкой) для учащихся после 0-го (подготовительного) класса - декабрь; 

• открытый академический концерт (без оценки) - февраль-март; 

• академический концерт: конец апреля - начало мая.

В 2-5-м классах (срок обучения - 6 лет) и в 2-7-м классах (срок обучения - 8 лет) обязательными контрольными мероприятиями являются:

• академический концерт - декабрь; 

• технический зачет: конец января - начало февраля (с 3-го класса со сроком обучения - 6 лет, с 4-го класса со сроком обучения - 8 лет);

 • открытый академический концерт (без оценки) - март; 

• академический концерт-май.

В 6-м классе (срок обучения - 6 лет) и в 8-м классе (срок обучения - 8 лет) обязательными контрольными мероприятиями являются:

• прослушивание (без оценки) - декабрь; 

• прослушивание (без оценки) - апрель; 

• итоговая аттестация (выпускной экзамен) - май.

Указанные сроки проведения контрольных мероприятий являются ориентировочными. 

Конкретные сроки определяются отделом (отделением) учреждения. Контрольные мероприятия желательно проводить на концертной эстраде и при наличии публики, что не позволяет образовываться комплексам, связанным со сценическими выступлениями и воспитывает чувство ответственности перед публикой (а не зависимость от оценки) у юного музыканта-исполнителя.

От выступлений на академическом концерте в I семестре и открытом во II семестре могут быть освобождены:

• учащиеся, которые принимали участие в конкурсах, фестивалях и т.п. (что засвидетельствовано в протоколах заседания отдела или отделения);

• вновь зачисленные учащиеся а так же те, что обучаются первое полугодие у нового преподавателя по специальности;

• учащиеся, которые учатся в 0-м (подготовительном) классе.        

Обязательными для всех учащихся являются итоговые академические концерты и соответственно выпускные экзамены.

Только в отдельных случаях (в соответствии с пунктами 3.12 и 3.16 Положения об учреждении дополнительного образования - школа искусств, музыкальная, художественная и хореографическая школа (школы искусств по видам искусств), утвержденного приказом Министерства культуры Донецкой Народной Республики от 13.04.2016 №76-ОД) учащиеся могут быть освобождены руководством учреждения от выступления на итоговом академическом концерте или сдачи выпускного экзамена.

В течение года учащиеся 1-5-х классов (срок обучения - 6 лет) и 1-7-х классов (сроком обучения - 8 лет) должны исполнить не менее 2 этюдов и 4-6 разнохарактерных пьес, а с 5-го класса (срок обучения - 6 лет) и 6-го класса (срок обучения - 8 лет) - желательно 1-2 произведения крупной формы.        С 3-го класса (срок обучения - 6 лет) и с 4-го класса (срок обучения - 8 лет) обязательно вводится технический зачет. При сдаче технического зачета, возможно, кроме гамм и этюдов, исполнение оркестровых партий.

В 0-м (подготовительном) классе программы контрольных мероприятий могут быть произвольными.

Открытые академические концерты могут иметь различную направленность, различные формы: тематические, шефские концерты, творческие вечера, концерты класса, концерты для родителей и тому подобное. Удачное проведение открытого академического концерта в определенной степени зависит от творческой инициативы преподавателя по специальности и уровня подготовки его учеников. Форма выступления ученика в этих мероприятиях возможна как сольная, так и в составе ансамбля.

Выступление на открытом академическом концерте (это контрольное мероприятие проходит без оценки) может включать не только исполнение учеником 2-3-х разнохарактерных пьес нового репертуара, также возможно повторное исполнение произведения из репертуара академического концерта  I-го семестра; исполнение 1-го или 2-х произведений в составе ансамбля; исполнение программы с учеником (учениками) других отделов (отделений); исполнение оркестровых партий и тому подобное.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: