Пояснительная записка

Согласно Положению об учреждении дополнительного образования - школа искусств, музыкальная, художественная и хореографическая школы (школы искусств по видам искусств), утвержденному приказом Министерства культуры Донецкой Народной Республики № 76-ОД от 13.04.2016 (с изменениями), зарегистрированному в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 28.04.2016 под регистрационным № 1224 (далее - Положение), учреждения дополнительного образования сферы культуры, в своей деятельности руководствуются Конституцией Донецкой Народной Республики, другими нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики и предоставляют государственные гарантии эстетического воспитания через доступность к достижениям отечественной и мировой культуры, готовят базу для занятий художественным творчеством, а для наиболее одаренных учеников - к выбору профессии в области культуры и искусств.

В соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании», принятым Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.06.2015 № 55-IНС (с изменениями) в учреждениях дополнительного образования - школа искусств, музыкальная, художественная и хореографическая школа (школы искусств по видам искусств) реализуются дополнительные образовательные предпрофессиональные программы в области искусств.

Реализация образовательных программ в области культуры и искусств основана на принципах непрерывности и преемственности, возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физических факторах, а также на последовательном прохождении взаимосвязанных этапов профессионального становления личности.

Программа «Музыкальный инструмент флейта» составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты», утвержденными Приказом Министерства культуры Донецкой Народной Республики от        и рассчитана на учащихся коммунальных учреждений дополнительного образования - музыкальных школ и школ искусств.

Много веков назад флейта стала неотъемлемой частью почти всех музыкальных культур. На протяжении своего существования занимая ведущие позиции в сольном, ансамблевом и оркестровом исполнительстве инструмент и в наше время не потерял популярность и всемирное признание.

Ответственная миссия связи между заинтересованным ребенком, желающим приобщиться к первым шагам владения инструментом и творчески развитой личностью возлагается на преподавателя учреждения дополнительного образования школ искусств по видам искусств.

Даже если брать во внимание то, что большинство выпускников школы в будущем не станет профессиональными музыкантами, одной из главных задач преподавателя должно быть развитие у ученика умение самостоятельно, грамотно, осмысленно разбираться в том или ином доступном явлении музыкального искусства, отдельном музыкальном произведении и эмоционально реагировать на них. Таким образом, одним из приоритетных направлений в обучении ребенка должно быть развитие творческих способностей.

Основой для творческой деятельности является развитое художественное музыкально-образное мышление, одним из важнейших факторов которого можно назвать осознание учеником комплекса музыкальных средств выразительности. Вместе с тем, реализация творческой деятельности требует овладение исполнительскими навыками, которые формируются на художественных и слуховых представлениях.

Актуальность программы заключается и в том, что здесь обозначены современные требования по организации учебного процесса на начальном этапе.

Учебная программа имеет следующую структуру:

· определение основных задач и цели учебного предмета "Музыкальный инструмент флейта"; 

· выяснение особенностей организации учебно-воспитательного процесса; 

· организация и проведение контрольных мероприятий;

· организация учета успеваемости с указанием критериев оценки знаний учащихся.

В разделах "Срок обучения -6 лет. Общие требования", "Срок обучения - 8 лет. Общие требования" определены практические навыки и музыкально-теоретические понятия, которые необходимо изучать, усваивать и совершенствовать ученику на протяжении всех лет обучения в школе. Для каждого класса предлагается ориентировочные годовые требования, ориентировочный годовой план, перечень контрольных мероприятий, приведены варианты ориентировочных программ академических концертов (выпускных экзаменов). Комплекс предложенных ориентировочных требований и программы контрольных мероприятий в каждом классе - это необходимый минимум, рассчитанный на средний уровень способностей. В работе с одаренным учеником годовые программные требования могут быть освоены гораздо раньше. Ориентировочные репертуарные списки содержат перечень произведений, которые желательно использовать в учебном процессе. Наряду с произведениями известных композиторов в репертуарные списки введены произведения современных композиторов, новые обработки и переложения.

Имея ориентировочный характер, репертуарные списки не должны ограничивать творческую инициативу преподавателя по использованию и поиску оригинальных произведений, ансамблей и переложений произведений российских, украинских и зарубежных композиторов-классиков, современных композиторов.

В последнем разделе "Библиография" помещен перечень нотных изданий для флейты; сборники современных школ. Отдельно указаны адреса сайтов всемирной сети «Internet» связанных с флейтой и нотными архивами, которые пригодятся не только молодым, но и опытным педагогам для повышения собственного профессионального уровня.

Основные задачи и цель учебного предмета
«Музыкальный инструмент флейта»

Главным направлением современной педагогики является воспитание гармонично развитой личности ребенка. Раннее образование способствует формированию эстетических взглядов, предпочтений, развивает творческие способности, общую культуру. Преподавание учебного предмета "Музыкальный инструмент флейта" в музыкальной школе (музыкальном отделении учреждения дополнительного образования в сфере искусств) является составной частью музыкально-эстетического воспитания учащихся и перед преподавателем по специальности стоят следующие задачи:

• привитие любви к культуре и музыке родного края;

• воспитание уважения к культурным ценностям других наций и народов; 

• введение учащихся в мир искусства путем привития любви к музыке и ее пониманию; 

• осуществление эстетического воспитания учащихся средствами инструментального искусства; 

• формирование чувства прекрасного; 

• развитие музыкального слуха, творческих и исполнительских способностей учащихся; создание условий для развития творческих способностей, интеллектуального и духовного развития учащихся.

Благодаря выполнению этих задач достигается основная цель предмета, а именно:

• воспитание и развитие творческих способностей ребенка средствами инструментального искусства;

• овладение определенными знаниями, умениями, навыками в процессе обучения игре на флейте;

• повышение общего культурного уровня ребенка;

• ориентирование наиболее одаренных учеников на поступление в художественные учебные заведения среднего профессионального образования.

На протяжении обучения в школе ученик должен научиться:

• чувствовать и воспринимать художественно-музыкальный образ;

• воплощать замыслы композиторов на инструменте (основы техники инструментального интонирования)

• усвоить основные приемы звукоизвлечения и техники штрихов; 

• самостоятельно разбирать музыкальное произведение;

 •    работать над преодолением технических сложностей; 

• свободно читать нотный текст соответствующей сложности; 

• свободно держаться на сцене;

• выполнять несложные сугубо сольные произведения; произведения в сопровождении фортепиано или других инструментов, а также произведения в составе ансамбля (оркестра).

Более подробные требования изложены в ориентировочных годовых планах по каждому классу. 

Дополнительные сведения по совершенствованию форм и методов работы с учащимися преподаватели могут найти в специальной методической литературе, список которой предоставляется в разделе "Библиография".

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: