Факторы конкурентоспособности предприятия можно характеризовать как движущие силы, воздействующие на ее составляющие с целью изменения экономического состояния предприятия. Эти факторы по воздействию на предприятие можно разделить на внешние и внутренние.
Внутренние факторы - это те факторы, которые находятся в сфере воздействия предприятия, они относятся к внутренней среде обеспечения конкурентоспособности, и их надо трансформировать в свою пользу.
Факторы конкурентоспособности ЗАО «ТАРКИ-ТАУ» приведены на рисунке 2.3.1. Основными факторами внутренней среды для фирмы являются: качество и обеспеченность материалами и конструкциями, техническое состояние предприятия (машины и оборудование), технология и организация производства, кадровое и финансовое состояние предприятия. Эти факторы вносят большой вклад в формирование конкурентоспособности предприятия.
Однако предприятие, состоящее из множества взаимосвязанных частей, неразрывно связано с окружающей его внешней средой, которая оказывает немалое влияние на его конкурентоспособность.
Среди внешних факторов, обеспечивающих конкурентоспособность ЗАО «ТАРКИ-ТАУ» можно выделить факторы прямого - немедленного и косвенного - опосредованного воздействия.
Факторы прямого немедленного воздействия составляют: информационное и правовое обеспечение; воздействие заказчиков, поставщиков ресурсов, субподрядчиков и конкурентов; финансово-кредитная и бюджетная политика; природно-климатические условия; инфляционный процесс и т.д.
Эти факторы оказывают прямое немедленное воздействие на операции предприятия и учитывать их обязательно при определении мероприятий, обеспечивающих его конкурентоспособность.
К факторам косвенного воздействия следует относить такие факторы, как: политическая стабильность, т.е. обстановка в обществе; состояние экономики страны; научно-техническая политика; состояние и политика мирового рынка; социальные тенденции; состояние и защита окружающей среды; демографические сдвиги происходящие в стране и т.д.
Факторы косвенного воздействия обычно не влияют немедленно на операции предприятия, но учитывать их необходимо при принятии управленческих решений. Учет факторов косвенного воздействия в обеспечении конкурентоспособности фирмы должен опираться на интуицию и осведомленность руководителя и прогнозировании возможных последствий влияния этой среды на состояние предприятия.
Внешняя среда характеризуется большой силой воздействия факторов друг на друга, сложностью среды, где факторы постоянно подвижны, а также большей неопределенностью, так как информация о среде может быть недостаточной и недостоверной. Предприятие обязано своевременно и четко реагировать на все изменения, происходящие во внешней среде.

Рис. 2.1. Факторы, влияющие на формирование конкурентоспособности ЗАО «ТАРКИ-ТАУ»
Внешняя среда не зависит от изменений факторов внутренней среды, тогда как внутренняя среда в значительной степени формируется под воздействием внешних факторов. Надо считать, что воздействие факторов внешней среды при входе в систему определяют условия развития внутренней среды (производственного процесса) и системы (предприятия) в целом.
Конкурентоспособность предприятия формируется под влиянием как внутренних, так и внешний факторов, которые могут нарушать пропорции в соотношениях элементов производственной системы и тем самым воздействовать на общее ее (системы) состояние.
По мере развития общества, роста его технологических возможностей, совершенствования системы производственных отношений и расширения на этой базе совокупности социально-экономических потребностей происходит увеличение числа и уточнение содержания факторов, оказывающих влияние на формы и содержание производственного процесса, на уровень и качество получаемых результатов и как следствие, на конкурентоспособность предприятия.
Рассмотрим представленные на рис. 2.3.1. факторы более подробно.
Качество и обеспеченность материалами и конструкциями - этот фактор характеризует полноту и своевременность обеспечения производства необходимыми для изготовления выпускаемой продукции материалами, конструкциями, сырьем и полуфабрикатами, а также их качество. От качества используемых материалов и конструкций во многом зависит качество выпускаемой продукции, а от своевременности их поставки - сроки сдачи этой продукции. Материалы и конструкции плохого качества и непрогрессивные материалы и конструкции не обеспечат на выходе строительную продукцию, качество которого будет соответствовать требованиям рынка. При несвоевременной поставке материалов и конструкций на объект соблюдение договорных сроков строительства не может быть гарантировано.
Совершенствование качества (потребительских свойств) используемых в производстве материалов и конструкций приводит к совершенствованию техники производства. Совершенствование техники является важнейшим фактором конкурентоспособности ЗАО «ТАРКИ-ТАУ». В современных условиях недостаточным является простое совершенствование отдельных производственных машин и оборудования. Необходимо создание такого сочетания машин и механизмов, когда в полной мере используется мощность отдельных из них и достигается наивысшая эффективность производства, т.е. необходимо создать единую техническую систему, которая обеспечивает возможности предприятия по производству кондитерских изделий в заданном количестве и высокого качества.
Можно утвердить, что отсталая техническая база фирмы, также не может обеспечивать качество потребительской продукции, соответствующей требованиям рынка. В результате будет снижена конкурентоспособность этой продукции и фирмы.
Фирма, определяя состав и структуру выпускаемой продукции, решает технологические задачи. При безусловной важности машин, механизмов, оборудования, материалов и сырья наиболее значительным компонентом технологии является процесс, с помощью которого исходные материалы обращаются на выходе в готовый продукт. Следовательно, технология - это способ преобразования сырья и материалов в готовый продукт. Технологическое обеспечение представляет собой набор правил, определяющих последовательность операций процесса производства, в ходе которых создается, в нашем случае, строительная продукция заданных параметров и качества. Оно включает в себя и тщательный операционных контроль на каждой технологической стадии производства.
Применительно к фирме важным является и соответствие уровня технологичности выпоускаемой продукции (совокупности свойств объемно-конструктивных решений строительных объектов) требованиям строительного производства (технологии, организации и техническому потенциалу фирмы). При максимальном соответствии параметров объекта строительства параметрам совокупности технологических процессов будет достигаться максимальная эффективность производства работ.
Предприятия, владеющие передовыми технологиями, обладают, при прочих равных условиях, большими возможностями для экономического роста. Напротив, производства, со слабой технологической базой оказываются, как правило, в экономически невыгодном положении.
Организацию производства следует рассматривать как систему, позволяющую рационально использовать людей, технику, предметы труда, здания и сооружения и создающую условия для того, чтобы процесс производства осуществлялся с помощью современных наиболее прогрессивных приемов и методов и с наименьшими затратами.
Высокая эффективность производства и конкурентоспособность фирмы обеспечивается организацией производства при которой:
а) более полно и рационально реализуются потенциальные возможности работника к труду и производству работы определенного объема и сложности;
б) эффективно используются эксплуатационные характеристики основных и оборотных производственных фондов предприятия;
в) отсутствуют перерывы в производственном процессе.
Обеспечение конкурентоспособности предприятия неразрывно связано с формированием эффективной, способной адаптироваться к постоянно изменяющимся условиях хозяйствования системы управления. Дело в том, что все изменения в производстве осуществимы только при прямом участии системы управления предприятием и требуют одновременно структурных и функциональных преобразований в самом управлении.
В рыночных условиях управление предприятием представляет собой постоянно осуществляемый динамический процесс воздействия субъекта на количественно-качественное состояние его ресурсов с целью обеспечения баланса ресурсных возможностей предприятия с потребностями рынка в условиях изменения внешней среды. Поэтому процесс управления предприятием может рассматриваться как система обладающая определенной структурной, совокупностью целей и методов, предназначенных для реализации управленческих функций, состоящая из множества взаимосвязанных подсистем, подчиненных определенному руководящему принципу, в которой каждая подсистема может рассматриваться самостоятельно, но только при обязательном учете воздействия со стороны других элементов общей системы.
Эффективное функционирование предприятия и его экономический рост во многом зависит от совершенствования управления и организации всех сторон его деятельности. Поскольку предприятие создается людьми, внутренние перемены в основном являются результатом управленческих решений.
Следует заметить, что задачи материального и технического обеспечения, а также совершенствования технологии и организации производства не могут быть решены успешно без сотрудничества людей. Поэтому важнейшим внутренним фактором, обеспечивающим конкурентоспособность предприятия, следует признать кадровое обеспечение.
Трудовые ресурсы - центральный фактор в любой модели предприятия поэтому от полноты использования их потенциала во многом зависит эффективность производства и следственно конкурентоспособность предприятия. При этом в использовании людского потенциала важное значение приобретает мотивация их труда, т.е. при организации производства должно учитываться, что каждый человек имеет свои психологические и физические потребности удовлетворение которых он ожидает и которые предприятие должно удовлетворять.
Важнейшим фактором обеспечивающим конкурентоспособность любого предприятия независимо от отраслевой принадлежности и формы собственности является его финансовое обеспечение. Без соответствующего финансового обеспечения предприятия не возможно обеспечить производство необходимыми ресурсами и эффективную его организацию. Для своевременного обеспечения предприятия качественными ресурсами, а также для внедрения прогрессивных технологий и методов организации производства и управления нужны финансовые средства.
Следует заметить, само по себе использование того или иного фактора внутренней среды без связи с другими еще не означает, что будет обеспечено должное экономическое и технологическое развитие предприятия, нужен комплексный, интегрированный учет всех внутренних факторов.
На следующем этапе исследования проследим влияние факторов внешней среды на обеспечение конкурентоспособности фирмы.
Факторы внешней среды определяют условия входа в систему, т.е. внешние ограничения условий функционирования внутренней среды предприятия.
Прокомментируем факторы внешней среды прямого воздействия. Серьезным фактором, воздействующим на конкурентоспособность фирмы, является инфляция под которой, как известно, понимается процесс обесценивания (снижение покупательской способности) денег.
Влияние инфляции на конкурентоспособность многогранно. Инфляция ведет к обесцениванию доходов предприятия, занижению реальной стоимости его имущества и себестоимости выпускаемой продукции, искусственному занижению прибыли и изъятию в бюджет фактически не существующих доходов, снижению, инвестиционных возможностей предприятия.
Достаточно важным фактором внешней среды, прямо влияющим на деятельность предприятия, является воздействие заказчиков выпускаемой продукции, поставщиков производственных ресурсов, субподрядчиков и конкурентов.
Действительно, потребитель определяет спрос товара на рынке, фактически устанавливает его качественные параметры и цену. Точно так же запросы потребителя влияют на взаимосвязи предприятия с поставщиками производственных ресурсов и вызывает значительные перемены в производственном процессе изготовления продукции.
Конкурентные отношения составляют основу рыночной системы организации хозяйства. Они обусловливают возможность преобразования производства в направлении изменения отношений собственности, воспроизводственной структуры, перехода к новому технологическому укладу.
Во многом это связано с тем, что сущность конкуренции раскрывается в таких ее свойствах, как возбуждение борьбы за наиболее выгодные условия производства, принуждение к росту производительности труда, межотраслевому переливу капитала. Именно конкуренция постоянно заставляет производителей и поставщиков ресурсов удовлетворять потребности общества, повышать производительность труда, снижать издержки, расширять производство.
Конкурентная борьба существенно влияет на внутренние факторы, особенно на организацию производства, условия работы, взаимоотношение персонала и другие. Поэтому маркетинговой службе следует глубоко изучать и анализировать рынок, чтобы четко прогнозировать конкурентоспособность предприятия, своевременно предупреждая негативные воздействия как потребителей, так и конкурентов на внутренние преобразования процессов.
Как известно, управление производством требует знания реальной обстановки, экономического прогнозирования каждого технического, технологического и организационного мероприятий, вариантного принятия решений, т.е. для реализации управления требуется достоверная оперативная информация. От того, на сколько информация совершенна, во многом зависит качество управления.
Следовательно, важным фактором обеспечения конкурентоспособности предприятия является информационное обеспечение.
Следует выделить вид информации: знание наук; накопленный опыт; схожие ситуации; данные, опубликованные в печати о работе других предприятий и прочее. Эта информация относится к внешней.
Внутренняя информация отражает данные о ходе производства, работе строительных участков, отдельных объектов, различных служб предприятия, о сбыте продукции, себестоимости, о статистической и финансовой отчетности и другие. Все виды информации, необходимые для управления на предприятии, составляют информационную сеть, которая определяется тем, что при любых объемах производства происходит сбор, передача и переработка информации.
Можно утверждать, что современное общество трансформируется и движется к обществу информационному. Действительно, объем информации очень велик. Технический прогресс в обработке информации - компьютеры, спутники связи, всемирная телефонная и телевизионная сеть и т.д. - резко увеличили объем обращающейся информации, улучшили ее качестве, значительно сократили время передачи для эффективного ее использования. Обладая нужной информацией, руководство может принять своевременное и обоснованное решение.
Важным внешним фактором прямого воздействия является также правовое обеспечение предпринимательской деятельности. Законы и государственные инструктивные материалы, составляющие правовое обеспечение во многом определяет эффективность производства и конкурентоспособность фирмы. Предприятия обязаны соблюдать не только федеральные законы, и законы субъектов Российской Федерации, но и требования органов государственного регулирования, которые обеспечивают принудительное выполнение действующего законодательства в соответствующих сферах своего влияния, а так же вводят собственные требования, в ряде случаев, так же имеющих силу закона. К сожалению, нередко эти требования противоречат нормативным актам других государственных учреждений, за которыми так же стоит авторитет федерального правительства, позволяющий принудительно обеспечивать выполнение таких требований. Такое положение создает неопределенность правового поля для предпринимательства и усложняет его практическую деятельность.
Внешним фактором прямого воздействия характерным для являются природно-климатические условия. Объясняется это тем, что большинство технологических операций строительного производства происходит под открытым небом и на эффективность их протекания существенное влияние оказывают времена года и природно-климатические условия местности. Следовательно, при организации функционирования фирмы учет данного фактора имеет важное значение.
Что касается спросовых ограничений в кризисный период экономики России, на наш взгляд, они вызваны: падением жизненного уровня большинства населения и уменьшением за счет этого платежеспособного спроса; резким расслоением населения по доходности; активным проникновением на внутренний рынок импортных товаров и иностранных производителей; сужением географических границ внутреннего рынка и другими причинами.
На конкурентоспособность предприятий существенное влияние оказывает и состояние мирового рынка, а также происходящие демографические процессы. Мировой рынок, как фактор внешней среды, оказывает сложное влияние на все те предприятия, которые свою деятельность осуществляют на международном уровне.
Таким образом, для приспособления своей деятельности к требованиям мирового рынка, предприятие обязано научиться понимать факторы международной среды, культуру, экономику, законодательство, политическую обстановку и т.д. с тем, чтобы на мировом рынке обеспечить свою конкурентоспособность.
Рассмотрев организационно-экономическую характеристику конкурентоспособности предприятия, можно сделать следующие выводы:
любые изменения факторов внешней среды приводят к изменениям во внутренней среде предприятия;
если руководство предприятия может влиять на внутренние факторы конкурентоспособности, то внешние факторы действуют вне зависимости от предприятия.






