Совершенствование профессионального уровня кадрового потенциала на ЗАО «ТАРКИ-ТАУ»

 

Требования к профессиональному уровню персонала управления предприятием.

Качество и эффективность управления предприятием зависят от соответствия профессионального уровня персонала, занятого в сфере управления, всему спектру требований к его знаниям и квалификации, которые необходимы для того, чтобы в сложных ситуациях функционирования предприятия он был способен осуществлять объективную оценку обстановки, принимать правильные решения и обеспечивать их реализацию. Необходимо отметить, что требуемый профессиональный уровень персонала управления различен для разных сфер деятельности, их особых условий и зависит от вида функции, которую выполняет работник управления в общей системе управления. Наиболее высокие требования предъявляются к первым лицам персонала управления: директору, его заместителям, экономистам, менеджерам по различным направлениям управления. Несмотря на многообразие сфер производственной деятельности, имеется перечень наиболее общих требований, которым должны соответствовать лица, выполняющие ключевые задачи управления.

В число наиболее важных требований (рис. 3.1.1.) входят:

- компетентность в вопросах технологии данного вида производства или сферы услуг;

-  знание основ хозяйственного механизма функционирования предприятия, всех его элементов и взаимных связей между ними, понимание динамики влияния элементов этого механизма на конечный результат работы предприятия;

-  наличие знаний и практического опыта по анализу экономической ситуации на предприятиях данного вида производства или сферы услуг и состояния рынков потребления выпускаемой продукции и услуг;

-  владение методами прогнозирования направлений развития данного производства и услуг, тенденции изменения хозяйственной конъюнктуры;

-  способность вовремя, без опоздания принимать необходимые решения при существенном изменении экономической ситуации;

-  умение правильно перераспределять имеющиеся материальные, финансовые, трудовые ресурсы по наиболее выгодным сферам их применения;

-  правильный подбор и расстановка персонала предприятия, определение их функциональных обязанностей в соответствии с особенностями хозяйственного функционирования предприятия или сферы услуг с учетом их фактических способностей и возможностей;

-  систематический контроль выполняемой персоналом работы, помощь и обучение наиболее эффективным методам работы;

-  систематический анализ и сравнение затрат предприятия с результатами его хозяйственной деятельности;

-  установление постоянных связей с потребителями продукции или услуг, изучение требований потребителей к качеству продукции и услуг, принятие мер по обеспечению соответствия качества производимой продукции и услуг требованиям и запросам потребителей.

Особенностями деятельности персонала управления предприятием или сферой услуг является то, что большинство принимаемых решений должно иметь конкретные количественные значения в виде:

- количество выпускаемой продукции в месяц, квартал, год;

-  сумма затрат предприятия в денежной форме, прогноз суммы выручки за реализованную продукцию, требуемая сумма кредита, назначаемая цена на продукцию, необходимая для развития производства, прибыль, критический объем производства для обеспечения безубыточности, допустимый фонд заработной платы и т.д.

 

Требования к персоналу управления предприятием

 

Компетентность   Установление связей с потребителями

 

Знание особенностей хозяйственного механизма   Изучение требований потребителей к качеству продукции

 

Умение правильно распределять материальные и финансовые ресурсы   Способность обоснованно и оперативно принимать решения и добиваться их выполнения

 

Умение осуществлять контроль затрат и сопоставлять их с результатами деятельности   Владение методами применения аналитических и графических моделей принятия решений

 

Владение методами прогнозирования развития производства и сбыта продукции   Способность применять для управления технологии информационных систем (ЭВМ и АРМ)

 

Контроль выполняемой персоналом работы, обучение эффективным методам выполнения   Правильный подбор и расстановка кадров определение их обязанностей

Рис. 3.1.1 Основные требования к персоналу управления предприятием

 

К числу наиболее важных требований к персоналу управления в современный период относится способность к практическому применению в работе технологии информационных систем, знание и умение использовать для подготовки и принятия решений оптимизационные модели и количественные методы, с помощью которых можно быстро обнаружить возникшие отклонения в хозяйственной деятельности от нормального состояния и предложить наиболее целесообразные варианты ликвидации сбоев в производственной или сбытовой деятельности.

Наиболее характерной тенденцией в совершенствовании управления хозяйственной деятельности в экономически развитых странах мира является создание на промышленных предприятиях и в сфере услуг автоматизированных рабочих мест (АРМ) для персонала управления на основе персональных ЭВМ.

По этому одним из требований к персоналу управления является наличие знаний и навыков в пользовании персональными ЭВМ, их применение для сбора, обработки информации и решения с их помощью наиболее типичных задач, необходимых для выработки различных вариантов решений по управлению предприятием. Экономические результаты управления предприятием существенно улучшаются, если при принятии решений контролируются и обеспечиваются главные показатели финансового функционирования предприятия: платежеспособность, требования по обеспечению прибыльности, устойчивости функционирования при возможных отклонениях в ценах и объемах реализации, наступление кратких периодов убыточной деятельности.

Следовательно, принимаемые решения по функционированию предприятия должны быть подготовлены и оценены с учетом результатов стоимостного анализа производственной деятельности предприятия, проведенного качественно и своевременно. Для этого следует в необходимой степени автоматизировать с помощью ПЭВМ большинство учетных и управленческих задач.

Получить высокие результаты в управлении организацией можно только в том случае, если люди, которыми вы руководите обладают знаниями, умениями и соответствующим настроем, необходимым для того, чтобы их усилия были эффективными и результативными. Когда подходящие люди приняты на работу, обучение становится основным фактором, обеспечивающим развитие их умений, навыков и установок, необходимых для хорошего выполнения работы.

Обучение не является чем-то внешним по отношению к основной функции организации, наоборот, оно играет объединяющую роль в достижении организацией основных стратегических целей. Так как практически каждая организация действует в быстро меняющихся условиях, умения и знания людей, необходимые им в их деятельности, также меняются, при чем все более быстрыми темпами. Образование и обучение в наши дни должно быть непрерывными. Не случайно управление обучением подчиненных занимает все большее место в работе большинства линейных менеджеров. Ведь только линейный менеджер может располагать детальными знаниями о меняющихся требованиях, предъявляемых к выполняемой работе, а также о навыках, требующихся каждому подчиненному.

Это не означает, что специалисты по обучению становятся лучшими. Рост потребностей в обучении в современном мире, расширение как областей, в которых обучение необходимо, так и способов, с помощью которых оно проводится, - все это приводит к тому, что именно специалисты играют главную роль в процессе обучения. Однако они вряд ли смогут успешно справится с этой ролью, если будут действовать изолированно от линейных менеджеров. В дополнение к специалистам по обучению работающим в вашей организации (или вместо них если организация их не имеет), может потребоваться привлечение внешних специалистов по обучению - консультантов или работников учебных заведений.

С учетом вышесказанного можно установить требования к процессу обучения. Линейный менеджер совместно со специалистом по обучению обязан после определения соответствующих требований обеспечить необходимую организацию процесса обучения, а также контроль его эффективности.

Определение потребностей в обучении может предприниматься на различных уровнях. Потребности организации в целом должны быть проанализированы специалистом по кадрам или отделом обучения в соответствии с общими производственными целями и политикой организации в планировании рабочей силы. При этом определяются необходимость обучения конкретных групп работников по всем подразделениям после консультаций с линейными менеджерами. Эта работа должна также включать в себя анализ ожидаемого эффекта от воздействия обучения на выполнение организацией производственных задач.

Следующий уровень анализа - потребности в обучении коллектива отдела или подразделения. Они лучше всего могут быть определены линейным менеджером этого подразделения (хотя обычно рекомендуется приглашать на помощь специалистам по обучению). Такая работа требует некоторой предварительной подготовки, определенных затрат времени, чтобы проанализировать текущую ситуацию в отделе. Полезен ряд вопросов, на которые целесообразно ответить для выявления существующих недостатков. К ним можно отнести вопросы, касающиеся выполнения основных показателей отдела, а также и такие вопросы, как: обладают ли Ваши сотрудники навыками, позволяющими им замещать отсутствующих коллег? не являются ли аналогичные показатели более высокими в других отделах, занимающихся сходной деятельностью? и др. Очень полезно в процессе определения потребностей в обучении проанализировать критические случаи в работе отдела. Наиболее детальный анализ потребностей в обучении происходит на уровне самой работы. Основное требование здесь - определить все функции и действия, которые осуществляют сотрудники в процессе реального выполнения конкретной работы. Должностная инструкция, детально расширенная для организации обучения, может служить полезным материалом для выделения и описания знаний, навыков и установок, необходимых для выполнения каждого из составляющих задачу действия на требуемом уровне. Тщательный анализ даже кажущейся очень простой работы позволяет установить, что для ее квалифицированного выполнения требуются определенные навыки ручного труда. Хорошим примером является самостоятельное освоение печатания на машинке двумя пальцами. При этом методе можно достичь высокой степени умелости. Однако этот метод никогда не будет столь же эффективным, как «слепой метод», который требует более высокого уровня координации умственных и физических действий, т.е. более высокого уровня обучения.

Большинство исследований навыков посвящено ручному или машинному выполнению операций, хотя их принципы могут быть применимы к работе служащих, сотрудников, использующих компьютерную технику, и, конечно, к руководящим должностям. При анализе навыков по существу во всех случаях рассматривается то, каким путем идет мысль, как добывается и сводится воедино информация: происходит ли это в процессе общения и обсуждения решений или в процессе работы на станке. Изучаться могут и социальные навыки, которые все чаще оцениваются как важная составляющая часть многих работ. Если речь идет о работе менеджера или мастера, то специалисты по обучению помогут Вам выполнить ролевой анализ, который обеспечит Вас информацией, необходимой для целей обучения.

Уровни определения потребностей в обучении, рассмотренные выше, составляют основу систематической модели обучения. Однако, кроме того, важно учитывать, что люди хотят сами, что им самим необходимо для личного развития. Существует множество причин, по которым необходимо учитывать мнение самих сотрудников, если это возможно. Одна из них состоит в том, что иногда определение потребностей подчиненных в обучении на основе первого впечатления об их способностях может оказаться серьезной проблемой; в этом случае учет собственных взглядов подчиненных может быть очень полезным.

На результаты обучения влияет непосредственное участие менеджера во всем цикле систематической модели обучения, начиная с определения целей, составления учебных планов и контроля хода обучения. Однако, кроме этого, важен еще один аспект: должны быть созданы возможности для практического применения полученных в процессе обучения навыков и знаний. При проверке результатов обучения необходимо убедиться, что каждому, прошедшему курс обучения, созданы условия для применения полученных знаний при выполнении повседневных обязанностей.

То, чему работник обучился, только тогда принесет пользу, когда будет перенесено из учебной аудитории на рабочее место. Может случиться, что, возвратившись на свое рабочее место, полный энтузиазма, он не встретит поддержки и не сможет воспользоваться обратной связью. Через какое-то время социальная среда заставит его вернуться к тому, как он действовал раньше. Таким образом, теряется все ценное, что дало обучение, а в худшем случае отвергаются все мотивирующие факторы в потребности обучения.

Оценка обучения возвращает нас назад, к началу цикла обучения. С помощью такой информации мы имеем возможность совершенствовать учебные планы, сделав их более соответствующими поставленным целям, сконцентрировать внимание на дальнейших потребностях в обучении конкретных сотрудников.

Полная оценка обучения должна помочь ответить на вопросы, связанные с расчетом эффективности затраченных средств на обучение. Это наиболее сложный уровень оценки инвестиций и их окупаемости. Она должна проводится не только на уровне одного работника, но также на уровне отдела и организации - специалистами и бухгалтерских служб.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: