Чертеж как средство проектной коммуникации

Коммуникативные особенности архитектурной графики связаны с анализом назначения архитектурного чертежа, со спецификой его восприятия глазами профессионала и глазами зрителя, не имеющего профессиональной  подготовки.

Архитектурный чертеж как средство проектной коммуникации мо- жет рассматриваться одновременно в нескольких ракурсах: как доку- мент, отражающий профессиональные задачи архитектора, как систе- ма различных изображений, выражающая замысел автора, как лексика изложения авторского рассказа в графике и, наконец, как объект при- надлежности к общекультурным ценностям.

Чертеж в архитектурной практике может выполнять различные за- дачи. Он может быть обмерочным, демонстрационным, рабочим или учебным. У архитектора всегда было стремление рационализировать свой труд, совмещая в одном или нескольких чертежах различные практические задачи, что приводит к интересным и неожиданным ре- зультатам. Их оценка не разрешает проблемы сложности восприятия архитектурной графики людьми с различным уровнем подготовки.

Чтобы составить впечатление о качестве архитектурного чертежа, начать говорить его ясным языком с разными зрителями, необходимо классифицировать коммуникативное назначение каждого графическо- го документа на три уровня.

Первый уровень графической коммуникации отражает общение специалиста со специалистом. На этом уровне главным посредником общения являются архитектурные чертежи и эскизы, рисунки и схемы, выполненные в условной, линейной графике с применением миниму- ма изобразительных средств и приемов. Восприятие и прочтение  тако-


го рода графической информации требует большой профессиональной культуры и исключает ее использование людьми, профессионально не подготовленными. Информативность графики чертежных схем сведе- на к разумному минимуму, ибо никаких других изобразительных нагру- зок не несет. Полнота восприятия такого документа полностью зависит от профессиональной подготовки и доступна лишь  специалисту.

В системе архитектурного обучения коммуникационные связи первого уровня сложности возможны только на старших курсах, когда студент уже имеет достаточный опыт профессиональной подготовки и способен полноценно понимать советы педагога, изложенные в про- стейшей изобразительной форме.

Для развития пространственного мышления, приемов адекватного изображения пластических свойств архитектурной формы учащемуся необходимо вначале освоить арсенал средств второго уровня графичес- кой коммуникации. Этот уровень коммуникации отражает общение специалиста с неспециалистом, главным образом архитектора с его заказчиком. Здесь архитектурная графика направлена на создание реа- листического изображения в тоне или цвете, где архитектурный объект моделируется с максимальным приближением к натуре.

Чаще всего заказчик представляет собой человека с невысоким уровнем графической культуры, не имеющего профессиональной ху- дожественной подготовки, который легко воспринимает лишь изоб- ражения, достоверно передающие свойства архитектурной формы и ее окружения. Именно на этом уровне коммуникационного общения архитектор использует демонстрационные чертежи, которые иногда могут быть использованы для представления широкому кругу зрителей на выставках, в процессе просмотров кино- и видеофильмов.

С определенной степенью условности можно выделить три раз- новидности приемов демонстрации проектной идеи, раскрывающие заказчику различные трактовки авторского замысла. Первая разно- видность – это демонстрация проектного замысла с выявлением плас- тического характера архитектурной композиции сооружения, деталей его формы и поверхностей, особенностей тектонической структу- ры, подчеркивающих монументальность, силуэт, материал и рисунок конструкций. Вторая разновидность приемов связана с демонстраци- ей проектного замысла, выявляющего пространственные  взаимосвязи


сооружения с окружающей его средой. В данном случае изображение архитектурного объекта является органической частью пространс- твенной среды, ее непосредственной принадлежностью. Демонстра- ция проектного замысла с выявлением условий реального восприятия проектируемого сооружения – третья разновидность графических приемов, которые направлены на то, чтобы чертеж отражал состояние, близкое к условиям натурального восприятия. Для достижения этого в изображениях предопределялись наиболее вероятные точки зрения на осуществленное в будущем архитектурное сооружение, что вызыва- ло его обостренное восприятие и порождало ряд ассоциаций, обогаща- ющих процесс освоения изобразительной  информации.

Демонстрационный чертеж исполняется с учетом возможности его репродуцирования в полиграфических изданиях и фотографиях, пре- дусматривающей легкое прочтение его информации любым зрителем. Для этой цели используется графическое перспективное изображение с высоким горизонтом, с высоты птичьего полета, воспринимаемое зри- телем без всяких затруднений. Обязательным условием «понятности» изображения является его моделирование графическими приемами, максимально выявляющими форму объекта, а также сечений частей или целого здания в перспективе, аксонометрии с выявлением теней, деталей мебели, оборудования и окружающего ландшафта. С помощью таких изобразительных документов архитектор, с одной стороны, об- щается с широкой аудиторией читателей, а с другой стороны, он может убедительно объяснить свою проектную идею  заказчику.

Третий уровень графической коммуникации отражает общение специалиста с широкой публикой, в процессе которого архитектор го- ворит со зрителем языком изобразительного искусства: произведений живописи, станковой графики, театральных декораций и костюмов, плакатов, книжной и журнальной иллюстрации. Сюда относятся гра- фические материалы, подготовленные в рамках архитектурных кон- курсов, экспозиций выставочных работ, конкурсов плакатов или про- изведений монументального искусства.

При всей специфике графики третьего уровня в характере чертежа, рисунка, начертания фигур людей и животных, цветовой композиции прослеживаются черты, свойственные архитектурной графике, – лако- низм и условность, конструктивный характер и ясный композицион-


ный строй изображения. Иначе говоря, несмотря на то, что творческие задачи в работах такого характера не всегда имеют ярко выраженную архитектурную специфику, архитектор сохраняет особый профессио- нальный почерк изложения авторской идеи. При этом изображение, выполненное руками мастера архитектуры, доведено до совершенства произведения искусства.

Опыт общения архитектора с заказчиками, инженерами, смежны- ми специалистами, строителями, зрителями, оценивающими архи- тектурный чертеж или постройку, приводит к выводу о необходимости учитывать, какие цели преследует и кому адресовано его графическое изображение, каждый архитектурный эскиз или чертеж. Воспринять изобразительный текст и освоить графический язык может лишь че- ловек, понимающий код изобразительной информации. Это обстоя- тельство заставляет рассматривать архитектурный чертеж как средство изобразительной коммуникации, т. е. средство общения людей с раз- ным уровнем культурной и профессиональной  подготовки.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: