Понятие неторгового оборота и его особенности

 

Процесс адаптации ВЭД к условиям рыночной экономики и включение отечественной экономики в мировой рынок напрямую связаны с деятельностью таможенных органов. При этом таможенная служба принимает непосредственное участие в защите национальных интересов путем экономико-правового регулирования поведения субъектов ВЭД. Роль таможенных органов в этом направлении весьма ответственна: необходимо таким образом организовывать взаимодействие, чтобы работал механизм регулирования ввоза/вывоза товаров, положительно влияющий не только на сохранение уровня обеспеченности государственного бюджета, но и на его рост.

Известно, что основная нагрузка в части сбора таможенных платежей приходится на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, являющихся субъектами торгового оборота. Но на данном этапе возросла численность физических лиц, перемещающих товары в неторговом обороте, с которыми таможенным органам все больше приходится сотрудничать. При этом следует отметить, что подавляющее большинство физических лиц, пересекающих границу в зоне деятельности П таможни – лица государства-члена ЕАЭС. Под термином «лицо государства-члена ЕАЭС» следует понимать «физические лица, имеющие постоянное местожительство в государстве-члене ЕАЭС».

Порядок перемещения товаров, предусмотренный главой 49 ТК ЕАЭС, применяется только в отношении физических лиц и только в отношении перемещаемых ими товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд (далее – для личного пользования).

Таким образом, одной из составляющих, имеющих существенное значение для применения порядка перемещения товаров, предусмотренного главой 49 ТК ЕАЭС, является процедура определения предназначения товаров. Отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя из:

- заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации);

- характера и количества товаров;

- частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу.

Товары для личного пользования могут перемещаться через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, в качестве товаров, доставляемых перевозчиком, а также в международных почтовых отправлениях в соответствии с главой 44 ТК ЕАЭС. Если под видом товаров для личного пользования заявлены и выпущены товары, ввезенные с целью их использования в предпринимательской деятельности, то такие товары считаются незаконно перемещенными через таможенную границу и к таким товарам после их выпуска применяются нормы Таможенного кодекса ЕАЭС без учета особенностей, установленных главой 49 Кодекса.

Не секрет, что многие субъекты неторгового оборота пытаются воспользоваться данным направлением с целью ухода от налогов и нежелательных для них таможенных платежей, в результате чего государственный бюджет лишается большой доли потенциально возможного пополнения. В связи с этим данная сфера деятельности в последние годы все чаще является предметом обсуждений на уровне различных министерств и ведомств. В свою очередь это привело к корректировке правил перемещения товаров физическими лицами в Таможенном кодексе.

В настоящее время существует единое для всех правило, предусмотренное действующим таможенным законодательством, в соответствии с которым «…все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу». Под термином «товары» следует понимать «…любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимому имуществу».

Порядок перемещения через таможенную границу физическими лицами товаров для личного пользования включает в себя полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, применение единых ставок таможенных пошлин, налогов, взимание таможенных платежей в виде совокупного таможенного платежа, а также неприменение к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, обязательного подтверждения соответствия товаров и упрощенный порядок таможенного декларирования.

Для выявления особенностей неторгового оборота необходимо определить смысл понятия «упрощенный, льготный порядок». Итак, упрощенный порядок перемещения относится к операциям таможенного декларирования. При заявлении товаров для таможенного декларирования и таможенного контроля применяются упрощенные формы декларирования: для декларирования в письменной форме пассажирская таможенная декларация, устная форма декларирования.

Пассажирская таможенная декларация более упрощена, по сравнению с декларацией на товары, используемой в торговом обороте. Бланк декларации на товары содержит более 50 граф. Для заполнения, которой требуются навыки и знания, которые нельзя передать быстро на словах или при помощи инструкции, чтобы полностью было понятно при первичном, быстром ознакомлении физическим лицом без предварительной специальной подготовки. Кроме того, по каждому из существующих таможенных процедур предусмотрены многочисленные особенности по заполнению декларации на товары в целом или ее отдельных граф. Правила заполнения декларации на товары непрерывно изменяются, дополняются, разъясняются. Для правильного заполнения декларации на товары, декларанту требуется потратить более часа рабочего времени, значительное время занимает, и проверка декларации должностными лицами таможенных органов. Столь строгие требования к заполнению этой декларации обусловлены тем, что это - источник подробной информации о товарах (конфиденциальная информация), перемещаемых через границу, - это информации об условиях внешнеторговой сделки и ее участниках.

Если бы товары, перемещаемые для личных целей, было необходимо декларировать по декларации на товары, это вызвало бы «паралич» международных аэропортов, железнодорожных, автомобильных и морских пунктов пропуска, а также серьезно замедлило бы оформление несопровождаемого багажа во внутренних таможнях. Поэтому вместо декларации на товары используется декларация упрощенной формы – пассажирская таможенная декларация. Эта форма предусматривает только минимально необходимый набор сведений о перемещаемых товарах, позволяющий установить их наименование, количество, стоимость и законность перемещения через таможенную границу. Поэтому практически любой человек может заполнить такую декларацию в течение нескольких минут. Кроме этого, согласно упрощенному, льготному порядку таможенные органы могут применять технологическую схему «красного» и «зеленого» каналов – «систему самостоятельного выбора физическим лицом, следующим через таможенную границу таможенного союза, формы декларирования и соответствующего ей канала для таможенного оформления и контроля ввозимых товаров». При этом «красный» канал предназначен для декларирования товаров, ввозимых в сопровождаемом багаже, подлежащих обязательному письменному декларированию, а также для заявления сведений о намерении ввезти товары в несопровождаемом багаже. В свою очередь «зеленый» канал используется для декларирования в устной форме товаров, перемещаемых в сопровождаемом багаже, и при отсутствии намерения ввезти товары в несопровождаемом багаже. Под устной формой декларирования понимается «форма заявления физического лица таможенным органам об отсутствии у него товаров, подлежащих письменному декларированию». В «зеленом» канале таможенный контроль проводится выборочно. Однако неприменение отдельных форм таможенного контроля не означает, что лица освобождаются от обязанностей соблюдать таможенное законодательство.

Упрощенная форма при взимании таможенных платежей выражается в применении так называемых единых ставок таможенных платежей либо исчисления совокупного таможенного платежа и внесении платежей непосредственно при производстве таможенного декларирования.

Единые ставки таможенных пошлин и налогов - это ставки платежей, применяемые в отношении всех категорий товаров, ввозимых в сопровождаемом и несопровождаемом багаже, независимо от уровня их налогообложения и страны происхождения. Единые ставки не включают таможенные сборы за хранение товаров и за таможенное декларирование.

Применение единой ставки таможенных пошлин является наиболее льготным вариантом ввоза товаров, по сравнению с торговым оборотом, поскольку на основные товары народного потребления размер сумм таможенных пошлин и налогов значительно превышает суммы платежей по единым ставкам.

Совокупный таможенный платеж - сумма, эквивалентная сумме таможенных пошлин, акцизов и НДС, установленных общим порядком и условиями тарифного регулирования и налогообложения, предусмотренными для юридических лиц.

Льготный порядок предполагает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных платежей и неприменение мер экономической политики. Меры экономической политики – это широкий спектр действий и мероприятий, позволяющий таможенным органам достаточно свободно и гибко маневрировать в современных сложных и противоречивых политических и социально-экономических ситуациях, осуществляя таможенную политику и реализуя конкретные направления таможенного дела. Отсюда возможность, а подчас и необходимость устанавливать ограничения на ввоз в страну и вывоз из нее товаров и транспортных средств, сообразуясь с интересами экономической политики России. Такие меры могут включать в себя квотирование, лицензирование, установление минимальных и максимальных цен и иные меры регулирования взаимоотношений российской экономики с мировым хозяйством. В применении таких мер нет никакой необходимости по той причине, что перемещение товаров в неторговом обороте не должно оказывать существенного влияния на экономику страны. Но для отдельных категорий товаров могут применяться стоимостные и количественные ограничения. Например, таможенные платежи подлежат взиманию при превышении установленных стоимостных и/или количественных квот.

Таким образом, упрощенный, льготный порядок перемещения товаров физическими лицами – это особый порядок таможенного декларирования и взимания таможенных платежей, установленный таможенным законодательством для физических лиц, перемещающих товары для личных целей, и предусматривающий значительное упрощение таможенных формальностей, а также в большинстве случаев полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов либо взимание их по единым ставкам.

Как уже отмечалось выше, неторговым оборотом охватываются товары для личного пользования, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. При этом следует отметить, что предназначение товаров устанавливает должностное лицо таможенного органа.

При установлении предназначения товаров должностное лицо таможенного органа принимает во внимание следующие факторы:

- характер товаров. Учитываются потребительские свойства товаров, традиционная практика их применения и использования в быту;

- количество товаров. Однородные товары (одного наименования, размера, фасона, цвета и т.п.) в количестве, явно превышающем потребность одного лица, перемещающего товары (а также членов его семьи), могут рассматриваться как не предназначенные для личного пользования;

- частоту перемещения товаров. Однородные товары, перемещаемые хотя бы и в небольших количествах одним лицом в течение одной недели рассматриваются как не предназначенные для личного пользования адресата.

Законодатель исходит из того предположения, что товары для личного пользования будут перемещаться в относительно небольших количествах, поэтому ввоз или вывоз таких товаров не может нарушить сложившееся на внутреннем рынке страны равновесие и нанести сколько-нибудь серьезный ущерб ее экономической безопасности. Кроме того, законодатель, упрощая таможенное оформление и взимание таможенных платежей в отношении товаров физических лиц, преследует также цель ускорить прохождение гражданами таможенных формальностей и избежать их скопления в пунктах пропуска и местах таможенного оформления.

В неторговом обороте товар может перемещаться как в сопровождаемом багаже, так и в несопровождаемом. Способ перемещения товаров имеет важное значение для таможенных целей в части, касающейся таможенного оформления и взимания таможенных платежей.

Итак, товары, перемещаемые физическими лицами в сопровождаемом багаже - товары для личного пользования, включая ручную кладь, непосредственно перемещаемые физическим лицом, пересекающим таможенную границу. Под товарами, перемещаемыми физическими лицами в несопровождаемом багаже понимаются товары для личного пользования, принадлежащие физическому лицу, переданные или передаваемые перевозчику по договору международной перевозки (транспортной экспедиции) для фактического перемещения через таможенную границу.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: