Глава 1. Проблема формирования интонационно- фонетической стороны речи у детей

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Проблема развития детской речи - одна из важнейших в общей и специальной психологии и педагогике. Это обусловлено той исключительной ролью, которую играет речь в жизни человека. Являясь орудием человеческого мышления и средством регуляции его психической деятельности, речь служит еще и основным средством общения людей. Общепризнанно, что об­щение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим компо­нентом формирования его личности, поведения, эмоционально-волевых процессов [35; 93]. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, предполагающем определенную степень сформированности средств языка: произношения и различения звуков, словарного запаса, грамматического строя, интонации, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться ими в целях общения. В связи с возросшими требованиями школьного образования, изучение речевых нарушений, а также их коррекция приобретают особую важность в процессе подготовки детей к обучению в школе. Одной из основных задач обучения детей с речевыми нарушениями является коррекция и развитие иитонационно-фонетической стороны речи, задержка в формировании которой к моменту школьного обучения затрудняет овладение про­граммой по родному языку, может привести к возникновению ошибок чтения и письма. В настоящее время достаточно хорошо изучены особенности звукопроиз­ношения и слоговой структуры слов, лексико - грамматического строя речи, процессов фонематического восприятия и звукового анализа у детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи [76; 77; 90]. Процесс овладения интонацией, в качестве компонента звуковой системы языка, не подвергался столь тщательному изучению, как процесс овладения звукопроиз­ношением. Интерес к проблеме формирования интонационных возможностей у детей с ФФНР связан прежде всего с важностью интонации в процессе коммуникации. "Интонации, фразовые ударения, паузы также важны для фонетической системы русского языка, как фонемы. Ребенок, усваивая русский язык, должен владеть и этими средствами, в первую очередь научиться по ним, как по звукам распозна­вать разные по значенmo высказывания других, а также овладеть умением приме­нять их с теми же целями, Т.е. использовать их как фонологические средства языка" [38].

Относясь к фонологическим средствам языка, интонация представляет собой ту языковую область, которая непосредственно воспринимается и усваивается при помощи речевого слуха. Согласно существующим психолингвистическим иссле­дованиям, в его состав наряду с другими компонентами-физическим, звуковысот­ным слухом и чувством ритма, входит фонематический слух, каждый из состав­ляющих речевой слух компонентов, будучи развитым в той или иной мере, опре­деляет степень развития последнего [69]. Установлено, что даже в норме у детей 6-7 лет зачастую речевой слух ока­зывается недостаточно сформированным, что отражается на общем звучании речи: слишком тихое и невнятное произношение, чрезмерная быстрота речи или, наобо­рот, ее чрезмерная замедленность, монотонность, невыразительность [21; 67; 68; 69]. Несформированность интонационной стороны речи встречается у детей с различными формами речевой патологии. В работах, характеризующих речь детей, имеющих различныe речевые дефекты и посещающих специалъныe учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи, отмечается, что, наряду с фонетико-­фонематическими нарушениями, бедностью словаря, трудностью построения фра­зы, аграмматизмом, у этих детей наблюдается недоразвитие слухового внимания, слабая слуховая память, недостаточное понимание значений слов, фразеологиче­ских оборотов, что является причиной интонационно монотонной И лексически невыразительной речи [70; 19; 20 и др.]. Ввиду того, что проблема изучения особенностей интонационной стороны речи у детей с ФФНР специально не исследовалась, фактические данныe об инто­национных особенностях устной речи детей старшего дошкольного возраста ма­лочисленны. Вместе с тем, подробное изучение особенностей овладения различ­ными типами интонации и их восприятием, знание затруднений, которые при этом дошкольники испытывают, позволит целенаправленно строить работу по воспита­нию правильной интонации как важнейшего компонента нормированной речи. Таким образом, актуальность исследования обусловле­на тем, что проблема преодоления фонетических и фонематических расстройств у детей, имеющих нарушения звуковой стороны речи, и подготовка их к школьному обучению относится к числу теоретически и практически значимых, но еще недос­таточно разработанных в логопедической теории и практике. Изучение симптома­тики нарушений, а также разработка приемов коррекции выявленных нарушений обусловлены необходимостью поиска наиболее оптимальных путей повышения эффективности методов коррекционного воздействия в процессе логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.

В связи с этим определена проблема исследования: каковы особенности интонационной стороны речи у детей с фонетико-фонема­тическим недоразвитием и направления логопедической работы по ее форми­рованию в системе коррекционного воздействия.

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - речевая деятельность детей старшего дошколь­ного возраста, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Предмет исследования -особенности интонационного оформления речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Цель, объект и предмет исследования определили формулировку гипоте­зы: можно предположить, что формирование речевых умений у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи будет более успешным, если:

-в процессе коррекционного обучения учитывать, что в структуру дефек­та входит несформированность интонационной стороны речи;

- в системе логопедического воздействия использовать специальные приемы по формированию интонационной выразительности, основанные на развитии у детей фонематического восприятия, слухового внимания, звуковысотного слуха и слухоречевой памяти.

В соответствии с намеченной целью и вьдвинутой гипотезой поставлены следующие задачи:

1. Теоретически обосновать и разработать диагностическую методику выявления особенностей интонационной стороны речи в структуре фонетико-­фонематических нарушений.

2. Выделить направления и определить содержание логопедической рабо­ты по формированию интонационной выразительности у детей в системе лого­педического воздействия по устранению фонетико-фонематического недораз­вития речи.

3. Подобрать и систематизировать дидактический и игровой материал для работы над интонационной выразительностью речи.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, сбор и анализ анамнестических данных, изучение медико-педагогической документации, комплексное логопедическое обследование (наблюдение, диагностические задания), эксперимент, обработка и обобщение полученных результатов.

Методологическую основу исследования составили положения философии и психологии о взаимосвязи языка и мышления; о языке как важнейшем средстве общения и социального взаимодействия людей [34; 83; 91; 3]; современные на­учные знания о фонематической системе языка и развитии функций фонематиче­ской системы в норме и патологи, о симптоматике и структуре дефектов произно­сительной стороны речи [11; 12; 90; 33; 18]; теория речевой деятельности [34; 58; 91; 12; 13]; принципы коррекционной направленности обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.

Научная новизна и теоретическая значимость заключается в разработ­ке мало изученной проблемы, касающейся роли интонации в логопедической работе по устранению фонетико-фонематических нарушений речи у дошколь­ников в период подготовки к обучению грамоте.

Практическая значимость исследования:

- В соответствии с результатами и выводами обследования были проведены специальные коррекционные мероприятия по формированию интонаци­онных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-­фонематическим недоразвитием, обеспечившие эффективность обучения;

- подобран и систематизирован дидактический, игровой и наглядный ма­териал для работы над интонационной выразительностью речи, предложены методические рекомендации по его использованию.

Этапы проведенuя исследованuя:

1 этап (сентябрь – октябрь 20 г.) - изучение и анализ лингвистической, педагогической, психологической, психолингвистической литературы, постановка проблемы и оп­ределение задач исследования.

2 этап (ноябрь – декабрь 20 г.) - теоретическое обоснование методики эксперименталь­ного изучения, проведение констатирующего эксперимента, обобщение и система­тизация полученных данных.

3 этап (январь – март 20 г.) - проведение экспериментального обучения, анализ результатов контрольного эксперимента, формулирование исходных положений и выводов.

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

 

 

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННО- ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: