Глава 3. Логопедическая работа по формированию

ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФФНР.

Научно-теоретическим обоснованием методики обучающего эксперимента явилась опора на общедидактические принципы, среди которых ведущими были: научность, систематичность и последовательность обучения; доступность мате­риала и учет возрастных особенностей; сознательность, активность, самостоятель­ность; учет индивидуальных особенностей.

Опора на принцип системного подхода позволила рассматривать речевые нарушения как синдром, в структуре которого можно выделить сложные связи между речевыми и неречевыми симптомами. Наряду с коррекцией речи, логопе­дическое воздействие было направлено на развитие голосовой функции, снижение проявлений патологических симптомов в артикуляционной мускулатуре при их наличии, устранение недостатков формирования моторных функций, развитие мыслительной деятельности, памяти, восприятия.

Так как при коррекции недостатков в развитии фонематического восприятия особенно важным является последовательность в формировании умственных дей­ствий, задания аналитического характера давались в соответствии с основными этапами их формирования (выполнение действия в материализованной форме, в речевом плане без использования материальных опор и в умственном плане). Развитие языкового анализа осуществлялось сначала с опорой на вспомогательные средства (фишки, готовые графические схемы и действия с ними), а в дальнейшем во внешней речи и по представлениям во внутренней речи.

Использование наглядных опор с постепенным усложнением характера ре­чевого материала и заданий применялось также в процессе логопедической работы по формированию представлений об интонационной выразительности речи. В ее основу легли представления о речевом слухе как психолингвистической способно­сти человека различать и воспроизводить все звучащие элементы речи: звуки, ме­лодику, ритм, эмоциональную окраску голоса, темп. Полноценное формирование речевого слуха рассматривалось в соответствии с развитием всех его составляю­щих компонентов. В ходе обучения, наряду с развитием фонематического воспри­ятия, у дошкольников вырабатывали способность слушать и слышать различные оттенки голоса при восприятии речи окружающих, формировали умение переда­вать их в собственной речи, а также осуществлять контроль за ее темпо-ритмиче­ской организацией.

Интонация рассматривалась как сложное звуковое явление, как обязатель­ный признак устной звучащей речи, несущий на себе определенную функциональ­ную нагрузку. Учитывая, что интонационное оформление речевого высказывания является средством коммуникативного намерения говорящего, для успешного ов­ладения интонацией как средством общения была разработана система упражне­ний, построенных на основе создания различных речевых ситуаций. Эти упражне­ния были представлены в виде игр-драматизаций сказок (на основе воспринятого на слух текста), а также ролевых игр (на основе использования ситуативных ри­сунков или воспринятого на слух текста).

Цель формирующего эксперимента заключалась в определении оптималь­ных путей логопедической работы по устранению фонетико-фонематического не­доразвития речи у детей.

Задачи исследования:

1. Разработать содержание, методы, приемы логопедического воздействия по формированию интонационной стороны речи детей с ФФНР.

2. Провести экспериментальное обучение.

3. Выявить эффективность проведенного обучения в ходе контрольного эксперимента.

Экспериментальное обучение осуществлялось в естественных условиях пе­дагогического процесса с организацией различных видов игровой и учебной деятельности.

Всего в эксперименте участвовало 26 детей 5,5 -6,5 лет с ФФНР. Из них для обучения по экспериментальной программе было отобрано 8 человек со стертой формой дизартрии и 8 человек с акустико-фонематической дислалией (всего 16 человек). Параллельно была выделена контрольная группа (10 чел.) также с ФФНР, с которыми работа по формированию интонационной выразительности ре­чи не проводилась.

Логопедическая работа включала два раздела:

1) коррекцию звукопроизно­шения, фонематического восприятия, формирование языкового анализа

2) фор­мирование интонационной выразительности речи у детей с ФФНР.

 




double arrow
Сейчас читают про: