ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФФНР.
Научно-теоретическим обоснованием методики обучающего эксперимента явилась опора на общедидактические принципы, среди которых ведущими были: научность, систематичность и последовательность обучения; доступность материала и учет возрастных особенностей; сознательность, активность, самостоятельность; учет индивидуальных особенностей.
Опора на принцип системного подхода позволила рассматривать речевые нарушения как синдром, в структуре которого можно выделить сложные связи между речевыми и неречевыми симптомами. Наряду с коррекцией речи, логопедическое воздействие было направлено на развитие голосовой функции, снижение проявлений патологических симптомов в артикуляционной мускулатуре при их наличии, устранение недостатков формирования моторных функций, развитие мыслительной деятельности, памяти, восприятия.
Так как при коррекции недостатков в развитии фонематического восприятия особенно важным является последовательность в формировании умственных действий, задания аналитического характера давались в соответствии с основными этапами их формирования (выполнение действия в материализованной форме, в речевом плане без использования материальных опор и в умственном плане). Развитие языкового анализа осуществлялось сначала с опорой на вспомогательные средства (фишки, готовые графические схемы и действия с ними), а в дальнейшем во внешней речи и по представлениям во внутренней речи.
Использование наглядных опор с постепенным усложнением характера речевого материала и заданий применялось также в процессе логопедической работы по формированию представлений об интонационной выразительности речи. В ее основу легли представления о речевом слухе как психолингвистической способности человека различать и воспроизводить все звучащие элементы речи: звуки, мелодику, ритм, эмоциональную окраску голоса, темп. Полноценное формирование речевого слуха рассматривалось в соответствии с развитием всех его составляющих компонентов. В ходе обучения, наряду с развитием фонематического восприятия, у дошкольников вырабатывали способность слушать и слышать различные оттенки голоса при восприятии речи окружающих, формировали умение передавать их в собственной речи, а также осуществлять контроль за ее темпо-ритмической организацией.
Интонация рассматривалась как сложное звуковое явление, как обязательный признак устной звучащей речи, несущий на себе определенную функциональную нагрузку. Учитывая, что интонационное оформление речевого высказывания является средством коммуникативного намерения говорящего, для успешного овладения интонацией как средством общения была разработана система упражнений, построенных на основе создания различных речевых ситуаций. Эти упражнения были представлены в виде игр-драматизаций сказок (на основе воспринятого на слух текста), а также ролевых игр (на основе использования ситуативных рисунков или воспринятого на слух текста).
Цель формирующего эксперимента заключалась в определении оптимальных путей логопедической работы по устранению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей.
Задачи исследования:
1. Разработать содержание, методы, приемы логопедического воздействия по формированию интонационной стороны речи детей с ФФНР.
2. Провести экспериментальное обучение.
3. Выявить эффективность проведенного обучения в ходе контрольного эксперимента.
Экспериментальное обучение осуществлялось в естественных условиях педагогического процесса с организацией различных видов игровой и учебной деятельности.
Всего в эксперименте участвовало 26 детей 5,5 -6,5 лет с ФФНР. Из них для обучения по экспериментальной программе было отобрано 8 человек со стертой формой дизартрии и 8 человек с акустико-фонематической дислалией (всего 16 человек). Параллельно была выделена контрольная группа (10 чел.) также с ФФНР, с которыми работа по формированию интонационной выразительности речи не проводилась.
Логопедическая работа включала два раздела:
1) коррекцию звукопроизношения, фонематического восприятия, формирование языкового анализа
2) формирование интонационной выразительности речи у детей с ФФНР.






