Во Ⅱ классе параллельно с разъяснением предметного смысла умножения начинается работа по формированию вычислительных навыков умножения.
Особенности методики формирования навыков табличного умножения заключается в следующем:
1. Составление и усвоение таблицы умножения начинается со случаев умножения числа 9, что помогает сосредоточить внимание учащихся на наиболее сложных для запоминания случаях табличного умножения - 9*8, 9*7, 9*6, 8*7, 7*6.
2. Составление таблицы осуществляется небольшими порциями.
3. В учебнике в определенной системе даются установки на запоминание трех-четырех случаев табличного умножения.
4. Использование переместительного свойства умножения при составление таблицы сокращает объем, и последняя таблица (умножение на 2) содержит только одну строку - 2*2=4.
Разработана следующая система упражнений.
Ⅰ. Основанные на приеме использования стимулирующих звеньев:
Ⅱ. Основанные на приеме выделения смысловых опорных пунктов.
Ⅲ. В основе лежит приём реконструкции.
|
|
Ⅳ. Базирующиеся на приёме соотнесения.
Упражнения могут включаться в процесс обучения на любом этапе урока. Целесообразнее предложить учащимся выполнить такие задания самостоятельно, без предварительного обсуждения.
Журнал «Начальная школа» 2006г. № 8 стр.68 «К вопросу об изучении умножения в начальном курсе математики» - М. А. КАЗАКОВА https://n-shkola.ru/storage/archive/1408533072-1918909844.pdf
На первой ступени обучения математике изучаются четыре основных математических действия: сложение, вычитание, умножение и деление. Эти действия, связывающие между собой три абстрактных числа, нелегко даются ученикам. Поэтому на первой ступени обучения абстрактные числа стараются овеществлять, связывая их с предметами, например с яблоками, кубиками, шариками и т.п.
Подойдем к поиску образа числа постепенно, шаг за шагом, двигаясь от простого понятия к более сложному и используя жизненный опыт ребенка. Начнем с такого простого понятия, как точка. Как представляет точку ученик начальной школы? Как след, оставляемый остро отточенным карандашом (ручкой) при нажатии его (ее) на бумагу.
Отвлекаясь от математической абстрагированности и находясь на доступном для ребенка уровне образного представления вещей, рассмотрим еще несколько видов геометрических фигур: прямая линия, параллельные линии, плоскость, полоса, площадь.
В начальном курсе обучения математике будем рассматривать линии и полосы, расположенные только вдоль и поперек тетрадного листа в клетку, используя готовые тетрадные линии для упрощения построения площадей и вычисления их величины.
|
|
Итак, умножение — это действие, с помощью которого находится пересечение. Чтобы вычислить пересечение (произведение) двух чисел, нужно:
а) представить первое число в виде горизонтальных линий;
б) представить второе число в виде вертикальных линий, пересекающих горизонтальные;
в) пересчитать число пересечений, тем самым найти результат.
Естественно, этими правилами нужно пользоваться на ранних этапах обучения математике, пока у учеников не закрепилось представление об абстрактных числах. Со временем они будут строить пересечения мысленно, что будет способствовать развитию пространственного представления и логического мышления.