Разработка технологических карт

 

   Для наиболее рациональной организации работ по ТО, ремонту и диагностированию автомобилей, его агрегатов и систем составляются различные технологические карты. На их основе определяются объемы работ по техническим воздействиям, а также производится распределение работ (операций) между исполнителями.

   Любая технологическая карта является руководящей инструкцией для каждого исполнителя и, кроме того, служит документом для технического контроля выполнения обслуживания или ремонта автомобиля и его агрегатов и узлов.

  В технологических картах указывают перечень операций, место их выполнения, применяемое оборудование и инструмент, норму времени на операцию, краткие технические условия на выполнение работ.

   Формулировка операций и переходов должна указываться в строгой технологической последовательности, кратко, в повелительном наклонении (например: «установить автомобиль на пост, открыть капот» или «отвернуть болты крепления поддона картера ДВС, снять поддон» и т.д.).

   В соответствии с индивидуальным заданием необходимо разработать технологический процесс ТО, ТР автомобиля (агрегата), либо одну из операций по этим воздействиям.  

   Технологический процесс ТО и диагностики оформляется в виде операционно-технологической или постовой технологической карты и выполняется по форме, указанной в Приложении 8 методических указаний.

   Технологический процесс ТР топливной аппаратуры, разборочно-сборочные, вулканизационные, шинные, аккумуляторные, сварочные и другие работы выполняются по форме, указанной в Приложении 8 методических указаний.

 

3.4.1. Виды и назначение технологических карт

Для наиболее рациональной организации работ по ТО, ре­монту и диагностированию автомобилей, его агрегатов и систем составляются различные технологические карты.

На основании этих технологических карт определяется объ­ем работ по техническим воздействиям, а также производится распределение работ (операций) между исполнителями.

Любая технологическая карта является руководящей инст­рукцией для каждого исполнителя и, кроме того, служит доку­ментом для технического контроля выполнения обслуживания или ремонта.

В дипломных проектах технологические карты составляются на:

• специализированный пост зоны ТО (постовая карта);

• один из постов линии диагностирования (карта диагности­рования Д-1, Д-2);

• специализированное переходящее звено (бригаду) рабочих при методе универсальных постов;

• определенный вид работ ТО, ремонта, диагностирования (часть постовых работ);

• операцию ТО, ремонта, диагностирования (операционная карта);

• операции, выполняемые одним или несколькими рабочими (карта на рабочее место).

В зависимости от темы дипломного проекта студент состав­ляет соответствующую технологическую карту, указанную в зада­нии на проектирование, и помещает ее в пояснительной записке на листах формата А4.

Технологическая карта составляется раздельно по видам об­служивания (ЕО, ТО-1, ТО-2), а внутри вида обслуживания — по элементам.

Например, по видам работ:

контрольные, крепежные, регулировочные операции; элек­тротехнические работы; обслуживание системы питания; сма­зочные, очистительные операции и др.

В технологических картах указывают перечень операций, ме­сто их выполнения (снизу, сверху или сбоку автомобиля), при­меняемое оборудование и инструмент, норму времени на опера­цию, краткие технические условия на выполнение работ, разряд работ и специальность исполнителей.           

Формулировка операций и переходов должна указываться в строгой технологической последовательности, кратко, в повелительном наклонении (например: «установить автомобиль на пост, открыть капот» или «отвернуть болты крепления поддона картера ДВС, снять поддон» и т.д.).

Технологические карты (рис. 4.1) составляют в соответствии с перечнем основных операций, изложенных в первой или вто­рой (нормативной) части положения о ТО и ремонте.

  При разработке технологических карт необходимо преду­смотреть:

- удобство установки, снятия и перемещения автомобиля или агрегатов в процессе выполнения операций;

- необходимое осмотровое, подъемно-транспортное обору­дование;

- применение высокопроизводительного технологического оборудования, инструмента и приспособлений;

- создание удобных, безопасных и гигиенических условий труда для рабочих в соответствии с требованиями НОТ;

- средства и способы контроля качества работ. Формулиров­ка операций и переходов должна указываться в строгой технологической последовательности, кратко, в повелительном наклонении, например «Установить автомобиль на пост, открыть капот...» и т. д.

Технологическая карта на вид работ (группу операций), спе­циализированный пост ТО, диагностирования или переходящее звено рабочих помещается в технологической части проекта и в общем виде может быть выполнена по рис. 4.1, а, б.




 

Рисунок 4.1 - Технологическая карта: а — лицевая сторона; б — последующие листы

 

Постовые карты. Выполнению постовых карт предшествуют:

- выбор метода организации процесса ТО, диагностирова­ния; распределение объемов работ и исполнителей по по­стам поточной линии или специализированным переходя­щим звеньям, обеспечивающее синхронность работы по­стов;

- определение перечня работ (операций), выполняемых на данном посту ТО, ремонта, диагностирования или перечня операций, выполняемых данным звеном рабочих.

 

Операционные карты. Состоят из нескольких переходов, приемов и представляют собой детальную разработку технологи­ческого процесса той или иной операции ТО, диагностирования или ремонта. Операционная карта составляется по форме рис. 4.2, а, б на основные контрольно-диагностические, регули­ровочные, демонтажно — монтажные, разборочно-сборочные и другие работы, выполняемые на постах зон ТО, ремонта, диаг­ностирования или в цехах (отделениях). Операции, на которые должны быть составлены карты, устанавливаются в задании или этот вопрос согласовывается с руководителем проекта в процес­се проектирования.

Карта на рабочее место содержит операции, выполняемые на рабочем месте (местах), и определяет круг обязанностей одного или нескольких рабочих.

Маршрутная карта. Отражает последовательность операций по ремонту агрегата или механизма автомобиля в одном из под­разделений ТР (рис. 4.3).

Эскизы к технологическим и операционным картам. Необходимые эскизы, по­ясняющие последовательность выполнения операций и перехо­дов, выполняются на отдельных листах записки (формат А4) и вкладываются после технологиче­ской карты или выносятся на лист графической части проекта (формат А4 или АЗ) с угловыми штампами по ГОСТ.

Эскизы обязательны при выполнении контрольных, регули­ровочных, разборочно-сборочных и других работ, так как при этом одного описания недостаточно для четкого представления о выполняемой операции или переходе.

Детали на эскизах обозначаются номерами (позициями), на которые делаются ссылки при описании операций или перехо­дов в текстовой части технологической карты. Эскиз может быть представлен в изометрии, в виде чертежа с разрезами, сечения­ми, выносками, в виде схемы, иллюстрирующей последователь­ность операций, например, при проведении разборочно-сбороч­ных работ.

Приспособления и инструмент, применяемый при проведе­нии работ, показывается в рабочем положении, соответствую­щем окончанию операции.

3.4.2. Дополнительные указания по оформлению карт диагностирования

Оформление карт является универсальным для карт любого назначения (названия), но для процесса диагностирования она несколько изменится. В частности, в заголовке записывается «Карта диагностирования» с указанием вида диагностирования (Д-1, Д-2) и номера поста, например «для поста № 2»; в первой графе записывается «Наименование снимаемых параметров», а в четвертой графе проставляются условные обозначения исполни­телей (СД или/и МД) в зависимости от того, заняты этой рабо­той (операцией) оба исполнителя или нет, так как на постах ди­агностирования одновременно работают, как правило, два ис­полнителя (диагноста): слесарь-диагност (СД) IV разряда и мастер-диагност (МД) V разряда по работам Д-1, по работам Д-2 — СД IV—V разряда, МД V—VI разряда (специальность и разряд указываются в строке «Исполнители»).

При составлении карт используется литература (см. список использованных источников).

 



Рисунок - 4.2.Операционная карта: а — лицевая сторона; б — последующие листы      


 

Риссунок 4.3 -Маршрутная карта: а — лицевая сторона; б — последующие листы

 

Рисунок 4.4 -Карта эскизов

 









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: