Социально-этнические проблемы организации лесоуправления

Россия — многонациональная страна, согласно последней переписи населения (2010), в ней проживает более 200 национальностей (этнических групп). Мы будем рассматривать прежде всего те социальные аспекты лесоуправления, которые связаны с так называемыми коренными народами. Критерием отнесения к коренным народам является не столько национальная принадлежность, сколько образ жизни — ее традиционный уклад, в том числе ведение традиционного хозяйства. Одной из основных черт такого хозяйства является прямая зависимость хозяйственной жизни от тех природных условий, в которых живет народ. Другая важная черта — натуральный (полностью или в значительной степени) характер хозяйства. При натуральном хозяйстве все или большинство человеческих потребностей удовлетворяются за счет ресурсов поселения или общины, а не за счет товарно-денежного обмена. Все это означает, что лес для таких народов может быть жизненно важным как источник питания, топлива, строительных материалов, лекарственных средств и т. д. Для культурного самоопределения этих народов могут иметь огромное значение и всевозможные народные промыслы (резьба по дереву, плетение из бересты и ивового прута и др.), связанные с лесом. Необходимо также отметить, что характерной чертой традиционного хозяйства является наличие экологических традиций (отношение к лесу как к живому существу, особое почитание от" дельных видов животных, соблюдение собственных норм пользования лесом и др.). Невнимание ко всем этим особенностям жизни коренных народов всегда имеет негативные последствия как для лесного хозяйства, так и для самих этих народов. Существует несколько определений коренных народов, принятых в международной и российской практике. «Коренные народы — это современные потомки народов, которые полностью или частично населяли какую-либо территорию в период, когда представители иных культур или этнических общин пришли туда из других частей света, завоевали местное население и путем захвата, заселения или иными средствами низвели его до подчиненного или колониального положения, и которые в настоящее время в большей степени придерживаются своих собственных социально-экономических и культурных обычаев и традиций, чем обычаев и традиций страны, в которой они сейчас проживают и государственные институты которой основаны главным образом на национальных, социальных и культурных традициях той части населения страны, которая является в ней большинством». В отличие от международного российское законодательство не содержит четкого определения понятия «коренные народы». В нем существует только понятие «коренные малочисленные народы». В Законе «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (1999) им было дано следующее определение: «Коренные мало" численные народы Российской Федерации… — народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями». В соответствии с этим законом в 2000 г. был утвержден Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, в который было включено 45 народов (сейчас их 46). Кроме того, в ряде субъектов РФ существуют региональные списки коренных народов, которые повторяют и дополняют федеральный список. Таким образом, более многочисленные коренные народы (буряты, карелы, коми, якуты, тыва и другие титульные нации республик и автономных округов, входящих в состав РФ), многие сообщества которых также практикуют традиционные виды природопользования, законодательно не защищены. Кроме того, большая часть особых прав коренных народов, закрепленная в законодательстве, распространяется только на коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. А ведь есть еще малочисленные этнические общности и группы, такие, как, например, коми-ижемцы или русские старожилы: поморы, казаки, староверы, старообрядцы и другие группы, имеющие свою культуру и самоидентификацию. Все они также не попали в указанные выше списки. Коренные народы живут практически на всей территории России. Например, одни лишь земли, на которых проживают коренные малочисленные народы, включенные в упомянутый выше перечень, составляют 70 % территории России. Большая их часть покрыта лесом. На эти земли приходится 2/3 природно-ресурсного потенциала страны, в том числе лесных ресурсов. При этом уровень жизни этих народов до сих пор гораздо ниже среднероссийского. Финансовое положение многих северных субъектов РФ крайне сложное. Все это создает предпосылки для нарушений прав представителей коренных народов, в том числе при лесоуправлении.

Особое значение приобретают проблемы коренных народов в местах их компактного проживания. Ведущиеся здесь лесозаготовки зачастую разрушают традиционный уклад их жизни и наносят ущерб различным важным для них ресурсам (например, местам обитания промысловой дичи) и объектам (например, священным рощам). Социально-этнические проблемы переплетаются с экономическими, так как нередко заготовка древесины сторонними структурами не приносит коренным народам дохода. В других случаях судьба многих коренных жителей в лесных поселках целиком зависит от Региональные органы власти раньше шли навстречу пожеланиям коренных жителей, передавая им участки лесного фонда для ведения традиционных лесных промыслов. Например, в 1995 г. произошла беспрецедентная передача более 10 млн га лесного фонда на территории Республики Саха (Якутия) в ведение Совета национальных родовых общин. Сейчас согласно новому Лесному кодексу (2006) региональные власти получили большую самостоятельность, в том числе и в этом вопросе. Однако будут ли эти возможности реализовываться, пока не ясно.

Как нужно организовать лесоуправление, чтобы не нарушались права коренных народов — сохранялись места их традиционного природопользования, а также места, представляющие для них культурную, экологическую и религиозную ценность?

Во-первых, планируемые лесохозяйственные мероприятия не должны приводить к истощению природных ресурсов (например, промысловых животных), которые используют коренные народы, нарушать их права и ухудшать условия жизни. Если такое все же происходит, то предприятиям следует компенсировать местному населению нанесенный ущерб, в том числе вследствие потерь ресурсов (например, уничтожения ягодников) или ухудшения их качества (например, воды).

Во-вторых, необходимо сохранять отдельные участки, имеющие особую (культурную, экологическую, экономическую, религиозную и др.) ценность для коренных народов. Такие места должны быть выявлены на стадии планирования лесохозяйственной деятельности путем консультаций с представителями коренных народов, взяты под охрану, а проводимые мероприятия не должны угрожать их состоянию. доходности местных предприятий, в том числе лесного сектора. В последние годы многие производства были свернуты и люди лишились средств к существованию, что заставило их задуматься о возрождении традиционных видов лесо- и природопользования. Однако условия для такой деятельности, в том числе и правовая основа, часто отсутствуют.

В-третьих, коренные народы должны получать компенсацию за использование их традиционных знаний о лесных видах растений и животных и способах ведения хозяйства. Размер этой компенсации необходимо определять при их свободном и осознанном участии и официально согласовывать с ними до начала лесохозяйственной деятельности. Особого внимания заслуживает проблема обеспечения права на труд местного населения, живущего в пределах или вблизи территорий, на которых ведется лесозаготовительная деятельность.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: