Цель: изучение аналитико‑синтетической деятельности, развитие конструктивного праксиса, умения ориентироваться в пространстве и на плоскости, выделять, называть, использовать геометрические фигуры для выполнения учебной работы, устанавливать математические («больше – меньше» по длине, ширине, высоте, размеру) и пространственные («выше – ниже», «впереди – сзади», «над – под – между» и т. д.) отношения. Активное использование математической терминологии.
Материал: карточки с изображением «Елки», «Узора», «Лодочки», «Грузовика», «Домика», выполненные из геометрических фигур. Наборы геометрических фигур, в каждом есть 1–2 лишние фигуры.
Описание обследования: педагог кладет перед ребенком карточку и говорит: «Посмотри на карточку. Что на ней изображено? Назови, из каких геометрических фигур состоит данный предмет. Найди среди своих геометрических фигур такие же фигуры и выложи на столе такой же рисунок». Ребенку предлагается сложить из геометрических фигур точно такую же картинку, как на карточке. Рассказать, из каких геометрических фигур состоит данный рисунок.
|
|
Оценочные критерии выполнения задания:
1 – Называет изображение предмета. Не может назвать геометрические фигуры, но показывает по словесной инструкции. Хаотично манипулирует фигурами.
2 – Приступает к выполнению задания, называет изображение предметов, может самостоятельно назвать некоторые геометрические фигуры. При составлении картины не может самостоятельно развернуть треугольники в нужном направлении.
3 – Приступает к выполнению задания, называет изображение предметов, называет все геометрические фигуры. Затруднение вызывает сравнение геометрических фигур по величине.
4 – Приступает к выполнению задания, называет изображение предметов, называет все геометрические фигуры. Затруднение вызывает называние пространственных отношений между геометрическими фигурами.
5 – Может самостоятельно выполнить все задания. Дает развернутые и правильные ответы на поставленные вопросы.
Выбери нужную задачу»
Цель: изучение аналитико‑синтетической деятельности, умения сравнивать математические задания, понимание и использование математической терминологии.
Материал: тексты задач, прочитанные парами.
– Алеша начертил отрезок длиной 6 см, а Витя – отрезок 4 см. У кого из мальчиков отрезок длиннее?
– Начерти синий отрезок длиной 6 клеток, а красный – длиной 4 клетки.
Описание обследования: педагог читает парами два текста и говорит: «Ты послушал тексты задач. Я сейчас еще раз их прочитаю, а ты выбери задачу на построение и решить ее». Ребенок должен выбрать один текст задачи, объяснить свой выбор и решить данную задачу.
|
|
Оценочные критерии выполнения задания:
1 – Не приступает к выполнению, не понимает задания.
2 – Слушает оба текста, уточняет понятие «задача на построение». Не понимает разницы между текстами, совершить выбор не может.
3 – Слушает оба текста, уточняет понятие «задача на построение». Выбирает задачу, решает с помощью педагога, но объяснить свой выбор и решение не может.
4 – Приступает к выполнению задания, выбирает задачу верно, решает ее самостоятельно, но объяснить выбор и решение не может.
5 – Может самостоятельно выбрать и решить задачу, при выполнении решения поясняет свои действия. Дает развернутые и правильные ответы на поставленные вопросы.
Группировка геометрических фигур»
Цель: изучение аналитико‑синтетической деятельности, наличия интереса, устойчивости внимания и точности представлений. Выявление умения анализировать геометрические фигуры по определенному признаку (цвет, форма, величина) и вербализировать их названия, умение классифицировать фигуры, ориентируясь на определенный признак, определение уровня восприятия цвета, формы, величины.
Материал: геометрические фигуры различные по форме (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники), цвету (красные, синие, зеленые, желтые), величине (большие, средней величины, маленькие).
Описание обследования: педагог кладет перед ребенком все фигуры и говорит: «Это фигуры разного цвета. Разложи их на группы по цвету». Ребенок раскладывает фигуры и называет их цвет. Далее педагог задает следующий вопрос: «А как можно разложить по‑другому эти фигуры?» При затруднении предлагается иная инструкция: «Покажи все круги, треугольники». Ребенок раскладывает фигуры, ориентируясь на форму, и называет ее. Педагог спрашивает: «У нас фигуры одинаковые по величине? Как можно разложить фигуры по величине?». Ребенок раскладывает фигуры и называет их величину.
Оценочные критерии выполнения задания:
1 – Не приступает к выполнению или хаотично манипулирует фигурами.
2 – Приступает к выполнению задания, раскладывает фигуры по ведеркам или (в группы) без учета заданного признака дифференциации.
3 – Приступает к выполнению задания, начинает правильно дифференцировать по определенному признаку (по цвету), на дифференциацию по форме не переключается.
4 – Приступает к выполнению задания, дифференцирует по 1–2 признакам (цвет и форма), на дифференциацию по величине не переключается.
5 – Выполняет задание, дифференцирует без ошибок по трем признакам.
Изучение состояния активной математической лексики
Шарады»
Цель: изучение аналитико‑синтетической деятельности, умения сравнивать математические задания, умения классифицировать математические термины, выделять существенные характеристики математических понятий, лежащие в основе определений, умение свободно пользоваться знаниями и умениями в новых учебных ситуациях.
Материал: небольшие тексты, в которых описывается то или иное математическое отношение, арифметическое действие, свойство, термин.
– Круг, прямоугольник, квадрат, треугольник. Какая фигура лишняя? Почему?
– Прямоугольник, квадрат, один, четыре, круг, треугольник, ноль. Распредели все термины в разные группы. Объясни правильность распределения.
– Круглый, квадратный, большой, треугольный. Выбери лишний термин, почему он лишний?
Описание обследования: педагог говорит: «Слушай внимательно. Я сейчас буду называть тебе разные слова. Надо внимательно послушать, подумать и выполнить задание с этими словами». Ребенок слушает, выполняет задания и объясняет свой выбор.
|
|
Оценочные критерии выполнения задания:
1 – Не приступает к выполнению, не понимает задания.
2 – Слушает слова, но самостоятельно выполнить задание не может, требуется разъяснительная помощь и зрительная опора.
3 – Слушает слова, требуется повтор задания, самостоятельно может выполнить только одно задание, не объясняет свой выбор.
4 – Приступает к выполнению задания, выполняет все задания, но объяснить свой выбор не может.
5 – Может самостоятельно решить задание и пояснить свои действия. Дает развернутые и правильные ответы на поставленные вопросы.
Дополни ряд чисел».
Цель: изучение аналитико‑синтетической деятельности, наличия интереса, устойчивости внимания и точности представлений, умения обобщать представления о числах и действиях с ними.
Материал: карточки с числами:
– 10, 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9
– 5, 11, 12, 14, 15, 17, 18. 19, 20.
Описание обследования: педагог кладет перед ребенком карточку и говорит: «Посмотри на карточку. Что на ней изображено? Назови эти цифры. Придумай задание к данной карточке и выполни его (например: какое число лишнее; какое число надо убрать, чтобы остались цифры; какое число надо дописать, чтобы был дописан первый (второй) десяток)».
Оценочные критерии выполнения задания:
1 – Не приступает к выполнению, не понимает задания.
2 – Приступает к выполнению задания, называет все цифры, но придумать к ним задание не может.
3 – Приступает к выполнению задания, называет все цифры. Предлагает для первого ряда задание – назвать лишнюю цифру. Но сам выполнить этого задания не может.
4 – Приступает к выполнению задания, называет все цифры. Предлагает одинаковое задание для двух рядов – найти лишнюю цифру. Самостоятельно выполняет это задание и может объяснить свой выбор.
5 – Предлагает несколько вариантов заданий. Может их самостоятельно выбрать и объяснить свой выбор.
Математическое сито»
Цель: изучение аналитико‑синтетической деятельности, наличия интереса, устойчивости и переключения внимания, точности представлений, умения обобщать представления о числах, умение использовать имеющиеся знания в стандартных учебных ситуациях, уровень развития графомоторных навыков.
|
|
Материал: карточки с числами:
1). 1, 2, 6, 8, 12, 18, 20.
2). 3, 13, 4, 14, 6, 16, 8, 18.
Описание обследования: педагог кладет перед ребенком карточку 1 и говорит: «Посмотри на карточку. Что на ней изображено? Назови эти цифры. Выбери и запиши те, которые: относятся к первому десятку; ко второму десятку; больше 10, но меньше 20. Карточка: с числами 3, 13, 4, 14, 6, 16, 8, 18». Далее педагог предлагает ребенку карточку 2 и говорит: «Посмотри на карточку. Что на ней изображено? Назови эти цифры. Выбери и запиши числа по порядку; распредели числа в разные группы. Объясни распределение».
Оценочные критерии выполнения задания:
1 – Не приступает к выполнению, не понимает задания.
2 – Приступает к выполнению задания, называет все цифры, но самостоятельно задание выполнить не может.
3 – Приступает к выполнению задания, называет все цифры. С помощью выполняет задания только к первой карточке.
4 – Приступает к выполнению задания, называет все цифры. Самостоятельно выполняет задания к первой карточке и объясняет свой выбор. С помощью педагога выполняет задания ко второй карточке.
5 – Может самостоятельно выполнить все задания и объяснить свой выбор.