Сложи фигуру из геометрических форм»

 

Цель: изучение аналитико‑синтетической деятельности, развитие конструктивного праксиса, умения ориентироваться в пространстве и на плоскости, выделять, называть, использовать геометрические фигуры для выполнения учебной работы, устанавливать математические («больше – меньше» по длине, ширине, высоте, размеру) и пространственные («выше – ниже», «впереди – сзади», «над – под – между» и т. д.) отношения. Активное использование математической терминологии.

Материал: карточки с изображением «Елки», «Узора», «Лодочки», «Грузовика», «Домика», выполненные из геометрических фигур. Наборы геометрических фигур, в каждом есть 1–2 лишние фигуры.

Описание обследования: педагог кладет перед ребенком карточку и говорит: «Посмотри на карточку. Что на ней изображено? Назови, из каких геометрических фигур состоит данный предмет. Найди среди своих геометрических фигур такие же фигуры и выложи на столе такой же рисунок». Ребенку предлагается сложить из геометрических фигур точно такую же картинку, как на карточке. Рассказать, из каких геометрических фигур состоит данный рисунок.

Оценочные критерии выполнения задания:

1 – Называет изображение предмета. Не может назвать геометрические фигуры, но показывает по словесной инструкции. Хаотично манипулирует фигурами.

2 – Приступает к выполнению задания, называет изображение предметов, может самостоятельно назвать некоторые геометрические фигуры. При составлении картины не может самостоятельно развернуть треугольники в нужном направлении.

3 – Приступает к выполнению задания, называет изображение предметов, называет все геометрические фигуры. Затруднение вызывает сравнение геометрических фигур по величине.

4 – Приступает к выполнению задания, называет изображение предметов, называет все геометрические фигуры. Затруднение вызывает называние пространственных отношений между геометрическими фигурами.

5 – Может самостоятельно выполнить все задания. Дает развернутые и правильные ответы на поставленные вопросы.

 

Выбери нужную задачу»

 

Цель: изучение аналитико‑синтетической деятельности, умения сравнивать математические задания, понимание и использование математической терминологии.

Материал: тексты задач, прочитанные парами.

– Алеша начертил отрезок длиной 6 см, а Витя – отрезок 4 см. У кого из мальчиков отрезок длиннее?

– Начерти синий отрезок длиной 6 клеток, а красный – длиной 4 клетки.

Описание обследования: педагог читает парами два текста и говорит: «Ты послушал тексты задач. Я сейчас еще раз их прочитаю, а ты выбери задачу на построение и решить ее». Ребенок должен выбрать один текст задачи, объяснить свой выбор и решить данную задачу.

Оценочные критерии выполнения задания:

1 – Не приступает к выполнению, не понимает задания.

2 – Слушает оба текста, уточняет понятие «задача на построение». Не понимает разницы между текстами, совершить выбор не может.

3 – Слушает оба текста, уточняет понятие «задача на построение». Выбирает задачу, решает с помощью педагога, но объяснить свой выбор и решение не может.

4 – Приступает к выполнению задания, выбирает задачу верно, решает ее самостоятельно, но объяснить выбор и решение не может.

5 – Может самостоятельно выбрать и решить задачу, при выполнении решения поясняет свои действия. Дает развернутые и правильные ответы на поставленные вопросы.

 

Группировка геометрических фигур»

 

Цель: изучение аналитико‑синтетической деятельности, наличия интереса, устойчивости внимания и точности представлений. Выявление умения анализировать геометрические фигуры по определенному признаку (цвет, форма, величина) и вербализировать их названия, умение классифицировать фигуры, ориентируясь на определенный признак, определение уровня восприятия цвета, формы, величины.

Материал: геометрические фигуры различные по форме (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники), цвету (красные, синие, зеленые, желтые), величине (большие, средней величины, маленькие).

Описание обследования: педагог кладет перед ребенком все фигуры и говорит: «Это фигуры разного цвета. Разложи их на группы по цвету». Ребенок раскладывает фигуры и называет их цвет. Далее педагог задает следующий вопрос: «А как можно разложить по‑другому эти фигуры?» При затруднении предлагается иная инструкция: «Покажи все круги, треугольники». Ребенок раскладывает фигуры, ориентируясь на форму, и называет ее. Педагог спрашивает: «У нас фигуры одинаковые по величине? Как можно разложить фигуры по величине?». Ребенок раскладывает фигуры и называет их величину.

Оценочные критерии выполнения задания:

1 – Не приступает к выполнению или хаотично манипулирует фигурами.

2 – Приступает к выполнению задания, раскладывает фигуры по ведеркам или (в группы) без учета заданного признака дифференциации.

3 – Приступает к выполнению задания, начинает правильно дифференцировать по определенному признаку (по цвету), на дифференциацию по форме не переключается.

4 – Приступает к выполнению задания, дифференцирует по 1–2 признакам (цвет и форма), на дифференциацию по величине не переключается.

5 – Выполняет задание, дифференцирует без ошибок по трем признакам.

 

 

Изучение состояния активной математической лексики

 

Шарады»

 

Цель: изучение аналитико‑синтетической деятельности, умения сравнивать математические задания, умения классифицировать математические термины, выделять существенные характеристики математических понятий, лежащие в основе определений, умение свободно пользоваться знаниями и умениями в новых учебных ситуациях.

Материал: небольшие тексты, в которых описывается то или иное математическое отношение, арифметическое действие, свойство, термин.

– Круг, прямоугольник, квадрат, треугольник. Какая фигура лишняя? Почему?

– Прямоугольник, квадрат, один, четыре, круг, треугольник, ноль. Распредели все термины в разные группы. Объясни правильность распределения.

– Круглый, квадратный, большой, треугольный. Выбери лишний термин, почему он лишний?

Описание обследования: педагог говорит: «Слушай внимательно. Я сейчас буду называть тебе разные слова. Надо внимательно послушать, подумать и выполнить задание с этими словами». Ребенок слушает, выполняет задания и объясняет свой выбор.

Оценочные критерии выполнения задания:

1 – Не приступает к выполнению, не понимает задания.

2 – Слушает слова, но самостоятельно выполнить задание не может, требуется разъяснительная помощь и зрительная опора.

3 – Слушает слова, требуется повтор задания, самостоятельно может выполнить только одно задание, не объясняет свой выбор.

4 – Приступает к выполнению задания, выполняет все задания, но объяснить свой выбор не может.

5 – Может самостоятельно решить задание и пояснить свои действия. Дает развернутые и правильные ответы на поставленные вопросы.

 

Дополни ряд чисел».

 

Цель: изучение аналитико‑синтетической деятельности, наличия интереса, устойчивости внимания и точности представлений, умения обобщать представления о числах и действиях с ними.

Материал: карточки с числами:

– 10, 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9

– 5, 11, 12, 14, 15, 17, 18. 19, 20.

Описание обследования: педагог кладет перед ребенком карточку и говорит: «Посмотри на карточку. Что на ней изображено? Назови эти цифры. Придумай задание к данной карточке и выполни его (например: какое число лишнее; какое число надо убрать, чтобы остались цифры; какое число надо дописать, чтобы был дописан первый (второй) десяток)».

Оценочные критерии выполнения задания:

1 – Не приступает к выполнению, не понимает задания.

2 – Приступает к выполнению задания, называет все цифры, но придумать к ним задание не может.

3 – Приступает к выполнению задания, называет все цифры. Предлагает для первого ряда задание – назвать лишнюю цифру. Но сам выполнить этого задания не может.

4 – Приступает к выполнению задания, называет все цифры. Предлагает одинаковое задание для двух рядов – найти лишнюю цифру. Самостоятельно выполняет это задание и может объяснить свой выбор.

5 – Предлагает несколько вариантов заданий. Может их самостоятельно выбрать и объяснить свой выбор.

 

Математическое сито»

 

Цель: изучение аналитико‑синтетической деятельности, наличия интереса, устойчивости и переключения внимания, точности представлений, умения обобщать представления о числах, умение использовать имеющиеся знания в стандартных учебных ситуациях, уровень развития графомоторных навыков.

Материал: карточки с числами:

1). 1, 2, 6, 8, 12, 18, 20.

2). 3, 13, 4, 14, 6, 16, 8, 18.

Описание обследования: педагог кладет перед ребенком карточку 1 и говорит: «Посмотри на карточку. Что на ней изображено? Назови эти цифры. Выбери и запиши те, которые: относятся к первому десятку; ко второму десятку; больше 10, но меньше 20. Карточка: с числами 3, 13, 4, 14, 6, 16, 8, 18». Далее педагог предлагает ребенку карточку 2 и говорит: «Посмотри на карточку. Что на ней изображено? Назови эти цифры. Выбери и запиши числа по порядку; распредели числа в разные группы. Объясни распределение».

Оценочные критерии выполнения задания:

1 – Не приступает к выполнению, не понимает задания.

2 – Приступает к выполнению задания, называет все цифры, но самостоятельно задание выполнить не может.

3 – Приступает к выполнению задания, называет все цифры. С помощью выполняет задания только к первой карточке.

4 – Приступает к выполнению задания, называет все цифры. Самостоятельно выполняет задания к первой карточке и объясняет свой выбор. С помощью педагога выполняет задания ко второй карточке.

5 – Может самостоятельно выполнить все задания и объяснить свой выбор.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: