Изучение наглядной геометрии

 

«Установление соответствия»

 

Цель: изучение аналитико‑синтетической деятельности, наличия интереса, устойчивости и переключения внимания, точности представлений, умения устанавливать соответствия между различными темами внутри одного раздела, применять знания в новых учебных ситуациях.

Материал: изображение на доске или на листе:

– нарисованные прямоугольник, точка, отрезок, квадрат, круг, трапеция, овал, треугольник и напечатанные названия этих изображений;

– изображение отрезка длиной 3 см, треугольника, отрезка, длина которого превышает 1 см, трапеции.

Описание обследования: педагог кладет перед ребенком карточку (предлагает посмотреть на доску) и говорит: «Посмотри на карточку (на доску). Что на ней изображено? Назови. Соедини линией геометрическую фигуру и ее название (прямоугольник, точка, отрезок, квадрат, круг, трапеция, овал, треугольник)». Далее педагог предлагает ребенку карточку 2 и говорит: «Посмотри на карточку. Что на ней изображено? Назови изображения и прочитай их названия. Соедини чертеж и его название (отрезок длиной 3 см, треугольник, отрезок, длина которого превышает 1 см, трапеция). Выбери отрезок наибольшей длины. Начерти его, запиши длину: 10 см, 1 см, 12 мм, 2 см».

Оценочные критерии выполнения задания:

1 – Не приступает к выполнению, не понимает задания.

2 – Приступает к выполнению задания, называет все изображения первой карточки, но самостоятельно задание выполнить не может.

3 – Приступает к выполнению задания, называет все изображения первой и второй карточки. С помощью выполняет задание только к первой карточке.

4 – Приступает к выполнению задания, называет все изображения. Самостоятельно выполняет задание к первой карточке и объясняет свой выбор. С помощью педагога выполняет задание ко второй карточке.

5 – Может самостоятельно выполнить все задания и объяснить свой выбор.

 

 

Исследование состояния логического мышления

 

Составление задач из условий и вопросов»

 

Цель: выявление умения ребенка со структурой текстовой задачи, умение объединять условие и вопрос в общую структуру – задачу, в соответствии с содержанием и логикой.

Материал: карточка с условиями и вопросами.

Условия:

– В одной стае 12 птиц, в другой – на 3 больше.

– Первоклассники изготовили 12 кормушек, второклассники – на 3 больше.

Вопросы:

– Сколько кормушек изготовили второклассники?

– Сколько кормушек изготовили первоклассники?

– Сколько птиц в первой и во второй стаях?

– Сколько птиц осталось?

– Сколько птиц в трех стаях?

– Сколько всего кормушек и птиц?

– На сколько больше кормушек, чем птиц?

Описание обследования: педагог просит ребенка внимательно смотреть на карточку, слушать задание и говорит: «На этой карточке написаны условия и вопросы к задаче. Ты должен еще раз послушать, можешь прочитать сам. Составь из условия и вопросов правильные задачи. А я буду их решать».

Оценочные критерии выполнения задания:

1 – Не приступает к выполнению задания.

2 – Читает условия и вопросы. Составляет любые варианты. Не понимает логики в их составлении.

3 – Приступает к составлению задачи, может с помощью педагога составить одну задачу.

4 – Приступает к составлению задачи, может самостоятельно предложить 1–2 варианта задачи, но не может объяснить, почему другие «соединения» нельзя назвать задачей.

5 – Может самостоятельно составить все возможные варианты задач. Понимает логику соединения условия и вопроса. Объясняет неправильность соединения других «вариантов».

 

Сочини задачу по схеме»

 

Цель: выявление умения ребенка работать со схемами задач, умение читать схему и составлять задачу в соответствии с данной схемой.

Материал: карточки со схемами задач.

Описание обследования: педагог просит ребенка внимательно посмотреть на карточку и говорит: «На этой карточке нарисована схема задачи. Посмотри, подумай, прочитай схему. Составь задачу по этой схеме. Объясни, почему ты так решил?».

Оценочные критерии выполнения задания:

1 – Не приступает к выполнению задания, не понимает задания.

2 – Самостоятельно прочитать схему не может.

3 – Читает схему с помощью педагога. Приступает к составлению задачи, с помощью педагога может составить одну задачу.

4 – Самостоятельно читает некоторые схемы. Может самостоятельно предложить задачи к прочитанным схемам.

5 – Самостоятельно может составить задачи ко всем предложенным схемам.

 

 

Исследование умения ориентироваться в пространстве и уровня самостоятельности

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: