Термины и определения
Настоящие методические рекомендации по материально-техническому оснащению и обновлению содержания образования в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее - методические рекомендации) разработаны во исполнение контрольной точки 2.1.4. Плана мероприятий федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16) (далее - мероприятие).
Применение настоящих методических рекомендаций не является требованием, подлежащим контролю при проведении проверок в организациях, реализующих образовательные программы, органами государственного контроля (надзора).
Для целей настоящего документа применяемые в нем термины и определения имеют следующее значение:
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее - обучающийся с ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
|
|
обучающийся ребенок-инвалид, инвалид (далее - обучающийся с инвалидностью) - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;
отдельная организация, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы (далее отдельная образовательная организация) - образовательная организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
электронное обучение - организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников;
дистанционные образовательные технологии (далее - ДОТ) - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников;
|
|
сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.
Принципы, требования и задачи реализации мероприятия
Для организации качественного доступного образования детей с ОВЗ, обучающихся с инвалидностью в отдельных образовательных организациях необходимо создать в них оптимальные условия обучения, воспитания и коррекции, способствующие не только максимальному овладению академическими знаниями, но и формированию жизненных компетенций, в том числе т.н. "гибких компетенций", навыков проектной деятельности, командной работы, креативного мышления, навыков использования современных цифровых технологий и другие.
Одним из главных условий обучения детей с ОВЗ, обучающихся с инвалидностью является создание такой образовательной среды, которая не только сохраняет, но и укрепляет их здоровье, подстраиваясь под особенности здоровья, развития и возможности каждого обучающегося.
Целью реализации мероприятия является создание современных условий для обучения и воспитания путем обновления инфраструктуры отдельных образовательных организаций, которое влечет за собой изменение содержания и повышение качества образовательного процесса.
Основными задачами реализации мероприятия являются:
1. обновление оборудования/оснащение:
мастерских для реализации предметной области "Технология" (для внедрения современных программ трудового и профессионально-трудового обучения по востребованным на рынке труда профессиям, в том числе с учетом Концепции преподавания учебного предмета "Технология");
психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ, обучающихся с инвалидностью (оборудование для кабинетов педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, диагностические комплекты, коррекционно-развивающие и дидактические средства обучения);
учебных кабинетов и помещений для организации качественного доступного образования обучающихся с ОВЗ, обучающихся с инвалидностью (компьютерного класса, спортивного зала/зала лечебной физкультуры, учебных кабинетов химии, физики, географии, иностранных языков, музыки и иных кабинетов);
дополнительного образования обучающихся с ОВЗ, обучающихся с инвалидностью.
2. создание условий для реализации дистанционных программ образования обучающихся с ОВЗ, обучающихся с инвалидностью в том числе на базе сетевого партнерства.
3. повышение квалификации руководящих и педагогических работников отдельных образовательных организаций.
Перед каждой участвующей в мероприятии отдельной образовательной организацией стоит задача провести мониторинг в части анализа материально-технического обеспечения образовательного процесса, здоровьесберегающей среды (в соответствии с приложением N 1) и разработать программу развития ("дорожную карту") с учетом изменения подходов к организации своей деятельности.
Включение отдельной образовательной организации в реализацию мероприятия национального проекта "Образование" (поддержку образования для детей с ОВЗ) определяется решением (актом) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, и основывается на потребности в обеспечении необходимого уровня развития системы образования субъекта Российской Федерации, обеспечивающего достижение целей предоставления субсидии, с учетом комплексных показателей, в частности опыта выполнения в субъекте Российской Федерации масштабных (общероссийских, межрегиональных) программ и проектов в сфере образования обучающихся с ОВЗ, а также кадрового потенциала субъекта Российской Федерации для работы с обучающимися с ОВЗ.
|
|
По результатам реализации мероприятия отдельные образовательные организации - участники мероприятия, помимо обучения детей с ОВЗ, должны стать региональными учебно-методическими (ресурсными) центрами, оказывающими методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, психолого-педагогическую помощь детям и их родителям с использованием дистанционных технологий и сетевого взаимодействия.
Ежегодно Министерством просвещения Российской Федерации утверждается реестр отдельных образовательных организаций, участвующих в реализации мероприятия.
Субсидия из федерального бюджета на реализацию мероприятия может быть направлена только в организации, включенные в указанный реестр.
При реализации мероприятий, в том числе при проведении мероприятий по зонированию помещений отдельных образовательных организаций, необходимым условием является использование фирменного стиля национального проекта "Образование".