Основные проблемы развития рус. иск-ва первой половины 19 века

С начала 18века Россия заимствует европейский худ. язык, но уже в 19 веке он начинает постепенно преобразовываться и складываться в новую выразительную художественную систему. Поспелов: 19 век можно разделить на этапы. Слишком ощутим был контраст между его началом и эпохой Иванова и Федотова. Во многих статьях и книгах по искусству 19 века эпоха изображалась как непрерывное "становление реализма". Речь шла о неустанном углублении портрета в человеческую психологию, о приближении искусства к национальному быту или социальной конкретности жизни и рисунка с непосредственно воспринимаемым видом натуры, о завоевании пленэра в пейзажах и тд. Еще одна группа важных процессов, идущих через все художественное развитие 19 века, процессов, связанных с обострением у тогдашних людей ощущения текущего времени. Ощущение времени - непосредственное восприятие движущийся реальности, всего того, что в жизни непрестанно становится и видоизменяется. Алленов: Ни одна из близлежащих эпох не дает в области пластических искусств такого сочетания крупных художественных индивидуальностей при таком тематическом и жанровом многообразии и такого обилия совершенных художественных творений - от грандиозных ансамблей петербургских и московских площадей до воскового рельефа Федора Петровича Толстого, от камерного карандашного портрета Ореста Адамовича Кипренского до своего рода изобразительного эпоса в протяженных циклических концепциях Александра Иванова, сравнимых лишь с романными циклами 19века. Начиная с Петровской эпохи и на протяжении всего 18в европ. опыт воспринимался как сумма инструментов и приемов, коими можно воспользоваться для "повышения эффективности" своего родного эконом, полит, воен и образоват хоз-ва. Иначе обстоит дело в 19 веке: не суммой, а системой, связным целым в его общих культ. основаниях, укоренных в истории, видится теперь европ. мир поколению рус. образованных людей, которым в молодую пору, в период наполеоновских войн, выпала участь воевать в Европе.

Очерки рус.к-ры 19в (Дергачева, Кошман, Сарабьянов, Сысоева, Федосов и Федоров): Культура 19 века, оставаясь еще в известной степени сословной, представляла собой сложнейшее сочетание культур, порожденных деятельностью различных соц. групп. Более того, она была порой полярна, что создавало чреватую взрывом напряженность, усугубляемую стремительностью изменения в сознании элитарных интеллигентских слоев и традиционностью уклада крестьянской и мещанской жизни, который все же был взорван в известной степени годами великих реформ.

Сарабьянов: В XIX веке сложилась определенная художественная ситуация, которая явилась результатом развития культуры предыдущих столетий. Он пишет, что русское искусство в своем развитии проходило стадии, близкие западно-европейскому, близкие, но не те же самые, это был параллельный путь, который привел к переменам. В первой половине 19 века акцент стоит сделать на Академии художеств. Она представляет собой платформу, академ. система необходима для рус. худ. к-ры, т.к. она единственная. АХ была создана в 1757 году в Спб в царствование Елизаветы Петровны при Шувалове. Поначалу она была необходима лишь для гос. престижа. Ценителей искусства было немного, приобретали они картины у европейских художников, в Европу отправляли и рус. художников. Екатерина 2 увлекалась иск-вом в отличие от своей предшественницы и под влиянием Просвещения, создает среду в Академии. В АХ отдавали детей солдат или крестьян-сирот, дворяне не отдавали, так как считали, что это не дело - выполнять работу руками на заказ. Мальчиков помещали в Воспитательные учреждения, они не общались с родителями. Классы: арх-ры, рисунка, ск-ры, живописи: исторической, бытовой и тд. Все обучение строилось на тренировке руки и глаза. В результате, большинство выпускников не отличались воображением, но отличались высокими тех. способностями. Главное в искусстве - добродетель, а не талант. Система копирования оригиналов, из-за чего получается художник умеющий, но не понимающий. Не было осознания, идеи. Она появляется только с творчества Иванова, с его концепции создания картины. Академия художеств была главной осью развития искусства первой половины 19 века. Даже ее "противники": Венецианов, Иванов, Федотов, не имели радикального негативного отношения, они предлагали альтернативу, изменения и некоторые улучшения. Вывод: Основные проблемы развития русского искусства первой половины 19 века: 1) Академическая система с ее недостатками, формирующая художественную среду. 2) тематическое и жанровое многообразие и крупные художественные индивидуальности 3) сословная дифференциация (крепостные в АХ, граф Толстой), каждый может заниматься иск-вом 4) стремительное изменение социальной и политической жизни, влияющих на искусство первой половины 19 века 5) влияние европейской культуры и искусства на русское иск-во (классицизм)

Невозможно найти хоть одну историческую картину во всей русской живописи с сюжетом не античным, которая носила бы подобие — не говорю, жизненности и темперамента, совершенно недоступных представителям в художестве схоластики и мещанского благонравия, но хотя бы исторической достоверности.

Николевская реакция - отпечаток тяжелого вкуса, воздействие вкусов.

- К.Росси - Замечательное качество русской архитектурной школы — ее способность приноравливаться к действительной жизни, извлекать из случайных условий выгодные художественные эффекты.

Скульптура - отход от классицизма к реализму

Алленов: В первой половине 19 в в русской живописи вполне оформляется жанровая система: пейзаж самоопределяется по отношению к видописи; бытовой жанр в ос­новных своих разновидностях: идиллически-созерцательного - крестьян­ского, и конфликтно-драматургического - городского, осуществляется в творчестве Венецианова и Федотова; в искусстве художников венециановского круга обретает свою поэтику интерьерный жанр. Общая картина художественных взаимодействий становится сравни­тельно с прежней более разнообразно дифференцированной. Среди вдруг на каждом повороте открывающегося многообразия возможных путей творческая мысль достигает высокой степени интенсивности в пережива­нии «свободы выбора», а вместе с ней и ответственности в исполнении своей культурной миссии. В 1830-1840-е годы русское искусство постепенно приобретает ориен­тацию на широкую демократическую аудиторию. Одним из отражений этого процесса явилось резкое возрастание роли печатной графики и ил­люстрации, что имело тесную связь с появлением нового типа массовых изданий и интенсивным развитием журнальной жизни. Это в основном бытовая и сатирическая графика, представлявшая собой аналогию так на­зываемой «натуральной школе» в литературе (Василий Тимм, Александр Агин). Эта линия искусства достигает кульминации в творчестве Павла Федотова.

Первая половина 19 века - время расцвета русской литературы, изобразительного искусства, архитектуры.

Для классицистической скульптуры первой трети XIX века характерно нарастание компактности, замкнутости объема, четкости силуэта. Преобладают статуарное начало, обобщение в передаче формы, а также строгий линейный ритм, что определяет основные стилистические признаки скульптуры этого периода. Скульпторы предпочитают не мрамор, а бронзу, которая больше соответствует новым художественным идеалам. В рассматриваемую эпоху продолжается развитие декоративно-монументальной скульптуры, достигшей высокого уровня в предшествующее столетие, теперь оно связано с успехами ансамблевого строительства. Органический синтез архитектуры и пластики в первой трети XIX века достиг наиболее значительных результатов.

Чугун- в арх-ре. Из билета о Стасове

Распространение в начале 19 века литографии в России нанесло решительный удар резцу. Дешевизна и большие тиражи литографии, достаточно легкая обработка самого материала способствовали произведения, выполненные литографическим способом, доступными более широкому кругу любителей искусства.Решающее значение для всей культуры первой половины 19 века сыграл патриотический подъем в период Отечественной войны 1812 года, рост национального самосознания. Общеевропейское значение освободительной борьбы России против Наполеона давало реальное основание русским художникам видеть в своем, национальном, возвышенный идеал. Этот возросший интерес к русскому, к познанию своей страны находит прямое выражение в массовом развитии видовой литографии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: