double arrow

Творчество Самуила Ивановича Гальберга

Попова, Нетунахина: Оставил по себе память в мемории и Самуил Иванович Гальберг (1787-1839). Любимый ученик Мартоса и преемник его традиций позднего классицизма, он больше всего известен как скульптор-портретист. Бюсты Гальберга отличаются строго классической композицией, построенные по типу римских герм; но и в этой суховатой форме скульптор умел передать не только внешние черты, но и характеры многих своих современников. Его галерея портретов продолжалась и в мемориальном жанре. О надгробии Мальцовой, над которым он работал в Риме в 1820 г., скульптор рассказывал в письме к брату из Италии и упоминал в переписке с Академией художеств. Неизвестно, было ли оно установлено или скульптор просто решил закончить начатую работу, чтобы отчитаться перед Академией, но бюст к памятнику был отправлен из Рима в Россию в марте 1821 г., о чем сам Гальберг сообщает Академии.

Гальберг работал и в рельефном портрете. Портреты супругов Олениных в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры являются лучшими творениями Гальберга этого рода. На темном гранитном надгробии А. Н. Оленина выделяется овальный медальон оксидированной бронзы: жесткий профиль сухого старческого лица с крупным крючковатым носом, внимательный взгляд глубоко посаженных глаз и несколько презрительная усмешка в уголках губ тонко характеризуют высокопоставленного чиновника, умного, властного человека. Моделировка лица с впадинами дряблых щек, резкими бороздами морщин вокруг рта, складки на обнаженной шее говорят о живом ощущении натуры. Портретный рельеф Е. М. Олениной на белом мраморном овале вылеплен более мягким контуром. Короткая, спадающая складками головная накидка обрамляет спокойное лицо пожилой женщины. На обрезе плеча подпись: "Леп. Гальберг С. 1838". Принадлежит резцу Гальберга и надгробный портрет Н. И. Гнедича (1784-1833) - автора знаменитого перевода "Илиады" Гомера (Некрополь мастеров искусств). Надгробие ему было сооружено на средства, собранные литераторами. Лицевую грань невысокого жертвенника украшает белый мраморный овал с рельефным изображением писателя - типичнейший образец портрета позднего классицизма, в котором идеализация формы доведена до возможного совершенства. Несмотря на общеизвестное "непригожество" портретируемого, скульптор создал идеально классический профиль, почти лишенный индивидуальных черт. Незадолго до смерти Гальберг начал работу над памятником своему близкому другу, с которым находился в пенсионерской командировке в Риме, знаменитому русскому живописцу-пейзажисту Сильвестру Феодосьевичу Щедрину, скончавшемуся в 1830 г. в Сорренто и там же похороненному. Скульптор не успел закончить надгробие, это сделал его ученик Петр Андреевич Ставасер (1816-1850).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: