Творчество Василия Петровича Стасова (1769-1848)

Тыжненко Т.Е.: Среди талантливых рус зодчих едва ли не самый известный Василий Петрович Стасов (1769-1848). Наивысший подъем его творчества пришелся на первую половину 19 века - время расцвета русской литературы, изобразительного искусства, архитектуры. Творчество Стасова целиком принадлежит эпохе классицизма, периодам его расцвета и угасания. Оно завершило почти столетний период развития рус клас арх-ры, концепция которой заключалась в образной системы античного зодчества - вершины строительного искусства, источника абсолютной и вечной красоты. В основе фасадов классицистических построек лежал, как правило, трехчастный ордер, образующий портики, лоджии, галереи и колоннады. В сочетании целого и деталей, объемов и планов всегда присутствовала симметрия. Характер архитектуры зависел напрямую от тектоники несущей стены, свода и пластически очень важного элемента - портика. Формировавшийся в России с 1760х гг в противовес пластически насыщенному и динамичному барокко, классицизм отвечал высоким идеям гражданственности и просветительства в политике абсолютизма, стремившегося к идеалу "разумно построенного" дворянского гос-ва. Грабарь: Василий Петрович Стасов был "родом из Российских дворян". По окончании наук вступил в службу помощником по делам строительным в Москву в 1783г. Таким образом, первые годы выступления своего на поприще архитектуры Стасов, так же как и Воронихин, проводит в Москве и несомненно так же является прямым учеником знаменитых в то время Баженова и Казакова. Он служит при соляных заводях и одновременно производит ряд частных работ, о которых, впрочем, нет никаких достоверных сведений, кроме найденного в архиве римской Академии св Луки перечня его Московских работ. Трудно определить, что из помечаенного было построено и что только проектировано. Построены были, по-видимому, дома по концам бульваров в числе 14, но они в настоящее время все испорчены перестройками, так же как и дом на птичьем рынке и, вероятно, дома Нелидова и Хлебникова и постройки в усадьбе этого последнего. Хотя нам ничего неизвестно о всех этих Московских работах Стасова, однако, надо полагать, что он стал обращать на себя внимание, так как в 1798 г он подносит императору Павлу альбом своих чертежей и удостаивается Высочайшего благоволения; через три года удостаивается Высочайшего благоволения императора А1, за устройство народного праздника по случаю коронации, и в 1802 году по высочайшему указу отправляется на казенный счет за границу, для усовершенствования в арх-ре во Францию, Италию и Англию. В 1807г он принят профессором в Римскую Академию св Луки, а в 1808 г возвращается в Россию и едет в Петербург, где определяется в ведомство кабинета. Лучшим созданием Стасова является, вне всякого сомнения, его триумфальная арка у Московской заставы. Она воздвигнута по повелению императора Н1 в память походов 1826-1831г. Сооружение началось в 1833г и окончено в 1838г. Это одна из последних работ Стасова, исполненная в то время, когда он уже шел другой дорогой, отказываясь от увлечений молодости и зрелого возраста. Однако, именно в этой работе, в этой властной архитектуре, в этом триумфе мужественного дорического стиля Стасов высказался весь до самой глубины своей спартанской души. Суровость композиции подчеркнута еще материалом - арка не построена из камня, а отлита из чугуна. Черный жесткий чугун дополнил жестокую суровость форм. Это памятник жестоких войн и памятник, который воздвиг своей архитектуре Стасов. Арх-ра Петербурга сер 19 в: Стасов, как и Воронихин и Росси, достаточно широко использовали в своих постройках конструкции из железа и чугуна, ибо они видели в этом прежде всего рациональный способ разнообразных утилитарных задач. Но проблема эстетического осмысления металла оказалась достаточно сложной, и процесс выработки качественно новых композиционных приемов, отражающих технические и архитектурно-художественные свойства металла, был медленным и противоречивым. Арх язык классицизма основан на закономерностях, присущих каменным конструкциям, а свойственная классицизму канонизация арх форм закрепляла эти закономерности, превращала их в цельную худ систему, в значительной мере противостоявшую тем новым композиционным закономерностям, которые рождались с применением металла. Поэтому вполне понятно появление целого ряда сооружений, выполненных из металла, облик которых тем не менее повторял арх формы, соответствующие каменным конструкциям. Типичным примером могут служить Московские триумфальные ворота, построенные Стасовым в 1834-38 гг. Облик их массивных дорических колонн обманчив: в действительности они полые и выполнены из чугуна; хотя их пропорции соответствуют канону, выработанному для каменных колонн. Конечно, если бы Стасов пошел по пути реалистического выявления свойств металла и сделал колонны тонкими, то он наверняка не смог бы создать столь выразительный и монументальный образ триумфального сооружения. Для Стасова главным было решение идейно-художественной задачи. Применение чугуна было рационально с тз технологии строительства, а возникшее при этом противоречие между архитектурной формой и ее инженерным содержанием Стасов решил в пользу традиционной формы, отвечающей канонам классицизма.

Алленов пишет о том, что Стасову присуща склонность к эффектному, поразительному. Достигается это обострением первоэлементов арх выразительности за счет предельного сокращения декоративных деталей и необычных комбинаций традиционных ордерных форм. В Московских воротах классический образец подвергается разительной трансформации, наполняясь экстатической суровостью. Немалую роль в этом эффекте, делающей это сооружение причастным романтической "поэтике странного", играет мистика материала - грандиозные ворота целиком собраны из чугуна, выкрашенного в зеленовато-серый цвет. Шедевр Стасова - здание Провиантских складов в Москве. Три корпуса, выходящие на красную линию улицы - боковые-торцами, средний - длинной стороной, - объединены дорическим фризом и повторностью композиционных единиц. Окна без наличников и ворота в форме египетских пилонов показаны, как с усилием сделанные пробоины, чем обостряется ощущение бестрепетной статики стен, словно они вытесаны целиком из твердого минерала. Сделанные поверху в центральном корпусе прямоугольные гнезда, предназначавшиеся обычно для скульптурных композиций, здесь оставлены пустыми. Это не техническая недоделка, это жест демонстративного отказа от украшений. Поясняя утилитарный характер сооружения, он одновременно заостряет внимание на его специфической арх эстетике, коренящейся в магии числа - точных пропорциях и отношениях простейших элементов, убеждающий именно тем, что их невозможно подвинуть и изменить, как знаки математического уравнения. Грабарь: Несравненно слабее его церковные постройки. Под давлением зарождавшихся идей национального стиля, Стасов делает попытку найти какое-то новое решение для рус церкви. Конечно, ему, убежденному классику, эллинисту, это совершенно не удается. Он остается тем же классиком, а попытки обрусить свою архитектуру приводят лишь к тому, что, утеряв силу своей мощной дорической арх-ры, он сбивается с пути строгих и благородных пропорций, и в каком-то сочетании Византии с классикой думает найти, но не находит здравого решения этого вопроса. Так, в его Троицком соборе - первый этаж сооружения представляет из себя еще очень хорошее классическое решение церкви -крестообразный план, законченный с 4х сторон 4мя одинаковыми коринфского ордера портиками; второй же этаж из 5 барабанов с куполами идет в разрез с нижним этажем, несмотря на то, что Стасов тщательно старался выискать общий силуэт, и с этой целью придвинуть так близко 4 малых купола к среднему, что они едва не касаются его. В Преображенском всей артиллерии соборе то же пятиглавие, но купола расставлены шире. В плане тоже крест, но портик лишь с одной западной стороны. Рисунок оконных наличников совершенно тот же, что и в Троицком соборе. В нем он также старается найти новое решение обработки окна, отбросив обычный в Александровское время прием сандрики или просто голого пролета окна. По-видимому и здесь он задался мыслью сделать нечто византийское, но ему, всю жизнь положившему и всю душу вложившему в чистую классику, не легко перейти на совершенно иную дорогу. Если верить некоторым, дошедшим до нас, сведениям о личности Стасова, то можно отметить, что характер его отвечал вполне его арх-ре. Вигель, служивший со Стасовым и хорошо его знавший, сравнивая его с К.И.Росси, говорил о том, что эти личности контрасты, Стасов был не злым, но угрюмым, как будто недовольным, с чрезвычайным и неудовлетворенным самолюбием. "Архитектура была призвана выразить признательность народную и служить к возбуждению настоящих и будущих поколений к подобным подвигам" - Стасов. Творческий почерк (Тыжненко): В основе фасадов классицистических построек лежал, как правило, трехчастный ордер, образующий портики, лоджии, галереи и колоннады. В сочетании целого и деталей, объемов и планов всегда присутствовала симметрия. Характер архитектуры зависел напрямую от тектоники несущей стены, свода и пластически очень важного элемента - портика. Формировавшийся в России с 1760х гг в противовес пластически насыщенному и динамичному барокко, классицизм отвечал высоким идеям гражданственности и просветительства в политике абсолютизма, стремившегося к идеалу "разумно построенного" дворянского гос-ва. В этом отношении Стасова можно назвать идеальным арх-ром своего времени, творчество которого во многом становилось, используя выражение С.С.Ожегова, "средством гос. пропаганды определенного комплекса худ. взглядов своего времени". Грабарь: Ионический ордер у Стасова почти не встречается, вообще же Стасов был очень скуп на орнаменты, и обыкновенно стена оставалась у него гладкой. Только в тех случаях, когда зданию нужно было придавать особенно затейливый вид, Стасов решался на скульптурные фризы, и то старался их возможно более сливать с архитектурой.Вывод: творчество В.П.Стасова отразило общие черты, характерные для рус. арх-ры классицизма периода ее расцвета. Вбирая опыт Д.Кваренги, Старова, Воронихина, Тома де Томона и Захарова, зодчий последовательно продолжал и развивал великие традиции рус классического иск-ва, оставаясь прекрасным знатоком античности, Торжественность и героика арх формы, созданной В.П.Стасовым, созвучны классическим постройкам Франции и благородству античных сооружений. Прекрасно охарактеризовал твор-во Стасова Щусев: "Поистине это был поэт русского военного триумфа, умевший говорить суровым языком воинских доблестей и атрибутов и поднимать их до высшего этического звучания".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: