Графика П.А.Федотова

В 1830-1840-е годы русское искусство постепенно приобретает ориентацию на широкую демократическую аудиторию. Одним из отражений этого процесса явилось резкое возрастание роли печатной графики и ил­люстрации, что имело тесную связь с появлением нового типа массовых изданий и интенсивным развитием журнальной жизни. Это в основном бытовая и сатирическая графика, представлявшая собой аналогию так на­зываемой «натуральной школе» в литературе (Василий Тимм, Александр Агин). Эта линия искусства достигает кульминации в творчестве Павла Федотова. Начав службу в лейб-гвардии Финляндском полку (1834), он проявил себя как примерный офицер и мог рассчитывать на удачную карьеру, однако страсть к искусству перевернула его жизнь. Еще кадетом Федотов увлекся рисованием, но оно, наряду с сочинением стихов и пением под гитару, долго служило ему лишь средством скоротать досуг: он создавал самые различные зарисовки на привычные для него темы: муштра в корпусе, полковые учения, лагерная служба, карикатуры, портреты друзей в рисунке и технике акварели. Из работ этого времени можно назвать такие, как «П.А.Федотов и его товарищи по лейб-гвардии Финляндскому полку» 1840, «Передняя частного пристава накануне большого праздника.» 1837, «Портрет М.М.Родивановского» 1836, и другие. В акварелях начинающий художник нарабатывал специфику композиционного решения своих будущих картин. В работах данного периода превалирует трезвая наблюдательность, зачастую художник использует принцип театрального действа. Живя в аскетическом уединении, трудясь без устали, он затеял серию сатирических нравоучительных рисунков, предполагая впоследствии перевести их в картины, по примеру английского художника У. Хогарта. Федотов стремился превзойти и затмить Хогарта. Он выполняет ряд жанровых сценок в технике сепии, которая сделала его популярным. Также популярности сюжетов способствовал и тот факт, что большинство работ приобретали карикатурные черты. Сатирически-обличительный подтекст имели и названия работ: «Первая ночь обманутого молодого», «Кончина Фидельки», «Последствия смерти Фидельки», «Бедной девушки краса – смертная коса» и др.

Различия между Федотовым и Хогартом определил Карл Брюллов, говоривший Федотову: «У него – карикатура, а у Вас – натура!» «Сепиями был зафиксирован перелом к критическому реализму, которому предстояла долгая жизнь в русской живописи.» Анализируя сепии Федотова, Д.В.Сарабьянов отмечает изменения в трактовке движения как более активизированные, акцентированные, подчас преувеличенные, разнонаправленные. Из композиционных особенностей этих работ Федотова можно отметить глубокое сценическое пространство, многопредметность, перегруженность композиции, тенденция к нарративу, театрализация сцен.К работе над образами героев, насыщающих интерьеры живописных помещений, Федотов подходил с присущей ему внимательностью и наблюдательной точностью, правдиво показывая зрителю бытовые нравы общества в конкретике лиц. Художник остро чувствовал проявления несправедливости, лицемерности морали общества, в котором ему довелось жить. Глубина переживаний мастера нашла выход на его полотнах, где переплелись человеческие отношения, страсти, ежедневная суета, трагическое одиночество людей. Через сатиру и обличение нравов, сочувствие обездоленным, в своих графических работах, впервые в русской живописи, Федотов сформулировал программу критического реализма. Д.В.Сарабьянов в своем исследовании творчества П.Федотова отмечает, что «в судьбе Федотова, в его произведениях, в галерее созданных им образов 40-е годы отразились, как в зеркале. Люди, события, ситуации того времени легко узнавали себя в этом зеркале./…/ Всеобщее распространение общественной лжи, которая обволакивала человеческие взаимоотношения,/…/, стало своеобразной эпидемией неизлечимой общественной болезни.» Федотов своим творчеством изобличал тенденции в обществе, каждый раз относясь к изображаемым героям своих полотен с особым вниманием, иногда состраданием и сочувствием. Создается впечатление, что сам художник ставил себя на место своих героев, рассказывал свою историю, особенно это можно отнести к последним работам. Именно эта личностность подхода Федотова и определила понятность и доступность его живописи, раскрыла грани его таланта. В 1844—1846 годах появляется федотовская серия рисунков сепией: «Смерть Фидельки», «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант», «Модный магазин» и другие. Уже в этой серии назидательных рисунков видна любовь Федотова-сатирика к выразительным деталям, вплоть до сопроводительного текста-надписей.

Ракова: В сепиях Федотов вырабатывает новую, до него не существовавшую в русском изобразиельном искусстве форму развертывания бытового сюжета. Чаще всего сепии характерны большой сложностью и подробностью рассказа. На листе бумаги художник умещает множество фигур. Оживленное движение составляет особую черту этих рисунков. Перед зрителем разыгрываются иногда забавные эпизоды, иногда трогательные сцены, иногда потрясающие драмы. Такова сепия «Художник, женившийся без приданого в надежде на свой талант» (1844, ГТГ), в которой Федотов изобразил крушение всех надежд и гибель несчастной семьи художника.Голод, холод, смерть поселились в его неприютном доме. Сам он, усталый и больной, работает над вывеской, строгая классическая композиция которой совершенно неуместна и как бы демонстрирует полнейшую неприменимость к жизни устарелых художественных приемов. Ничтожные интересы светской жизни, двигающие людскими поступками, Федотов обнажает в сепии «М одный магазин». Здесь место действия в такой же степени определяет поведение героев, как и 

личный их темперамент. Композиция распадается на ряд отдельных сцен. Главные персонажи имеют типически социальные черты. Они выражены в физиономиях, фигурах и костюмах. Как типичен, например, сановник с орденом на шее, изумленный бесконечной расточительностью своей легкомысленной супруги.Каким законченным образом представляется эта надменная красавица, холодное лицо которой так не соответствует вороватому жесту руки, передающей записочку молодому улану. А как выразительны и лицо и движения пожилой рыхлой женщины, которая, оглядываясь,

торопливо прячет в свой поместительный ридикюль украденные кружева.

Художник разработал детально всю обстановку магазина, и особенно выписал шкаф с фарфоровыми безделушками. Их грациозно эфемерные светлые силуэты кажутся олицетворением этого суетного мирка, этой пустой, ненастоящей жизни. Сепии «Кончина Ф и д е л ь к и» и «С л едствие кончины Фидельки» представляются двумя вариантами одного и того же сюжета, при этом более ранним и, вероятно, отвергнутым является первая,гораздо менее совершенная и в образной характеристике и в композиции. По глубине замысла и совершенству исполнения «Следствие кончины Фидельки» почти равноценно самым выдающимся картинам Федотова. Нужно сравнить композицию этой сепии с «Модным магазином». И там и тут действующие лица разбиты на группы, но принципы группировки совершенно различны. В «Модном магазине» каж-дая группа образует законченный, обособлен

ный, самостоятельный сюжет. В «Следствии кончины Фидельки» характер групп зависит от общего, единого замысла. Вне связи с ним

группы непонятны и не могли бы существовать. Хозяйка, лежащая на кровати, и ее супруг образуют первую группу. Вторую — две нарядные гостьи, робко, должно быть, хорошо зная нрав хозяйки, приближающиеся к ширме. Далее — группа спорящих между собой и же

стикулирующих докторов, еще правее — художник, слуги и гробовщик, просовывающийся в дверь. Совсем направо на краешке стула присел, изогнувшись над папкой с чертежами,

сын хозяйки. Лица его не видно. Каждый персонаж, входящий в группу, усиливает ее социальную характерность. Этот прием группировки был изобретен Федотовым. Он был подсказан тем новым толкованием жизни, которое внес Федотов в живопись. Особое место в композиции занимает фигура художника. Она рисуется выразительным силуэтом на белом фоне холста и листа бумаги с проектом памятника Фидельке. И хотя окружающее общество, поглощенное своими интересами, не замечает художника, именно его Федотов поставил в центре развертывающихся событий, обнажающих социальные основы людских отношений. Ряд карандашных рисунков Федотов собирался издать в специальном журнале совместно с гравером Бернардским. Издание не состоялось, и «Нравственно-критические с ц_е н ы из обыденной жизни» остались в рисунках. В них он проявил исключительное мастерство изобразительного диалога. Таковы, например, рисунки «Квартальный и извозчик», «Справки у дворника». Эти рисунки еще раз подтверждают, что Федотов был не столько бытописателем, сколько критиком нравов. Следует вспомнить, что он был близок с петрашевцами (в частности, с Е. Е. Бернардским) и, видимо, только по счастливой случайности избежал ареста. Несомненно, что творчество Федотова было тесно связано с социальными и политическими взглядами передовых людей эпохи. Поспелов: Например, от воздушных и мягких контуров венециановских простолюдинов на его рисунках начала 1820х гг графика Федотова шла к более жесткой очерченности персонажей на литографиях 1840х. Даже гибкие линии на федотовских рисунках из "нравственно-критических" сцен еще полностью припечатывали их персонажей к бумаге. Гнедич: Сохранилось также множество сепий, карандашных набросков и акварелей. Сепия, находившаяся в московской галерее Третьякова, изображающая художника, женившегося без приданого, в надежде на свой талант, написана под влиянием английской живописи. Изображена холодная комната со льдом на рамах; холод усиливается еще тем, что дворик уносит из печки вьюшки за долги. Сам художник, в лице которого Федотов старался изобразить самого себя, в халате, с головой, повязанной тряпицей, пишет вывеску. На столе лежит умерший от голода и холода ребенок. Жена с ужасом слушает рассказ сынишки-подростка о том, что он стащил откуда-то чайник. Старшая дочь целуется в дверях с каким-то господином, а младшая ломает на куску раму от картины для топки печи. Композицию дополняют изображения жестоко исхудавших кошки и собаки. К композициям такого же рода принадлежит сепия "Утро обманутого новобрачного", у которого из квартиры уносят взятую напрокат родителями невесты мебель, а молодая оказывается безволосой и беззубой. "Житье на чужой счет", "Смерть Фидельки", "Последствия смерти Фидельки", "Модный магазин" похожи по технике исполнения. Отчасти к ним примыкает композиция "Мышеловка, или Опасное положение бедной, но красивой девушки". Гораздо более соответствует чистому жанру федотовские акварели "Уличная сцена в Москве во время дождя", "Передняя пристава под праздник", "Игроки", "Певица" и "Все холера виновата".

Подобно Хогарту, Федотов иногда создавал циклы рисунков. К работам такого рода принадлежит ряд набросков, изображающих "Жизнь гениального живописца", которая начинается появлением звезды, возвещающей о его рождении. Наброски Федотова карандашом очень значительны и некоторые превосходны. Здесь наблюдательность художника проявляется с поразительной красотой, а живой, здоровый юмор.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: