double arrow

Рис. 1 - Распределение аварий на магистральных нефтепроводах по причинам их возникновения


    Из рисунка видно, что наибольшее количество аварий на магистральных нефтепроводах происходит из-за брака при строительстве (37%), на втором месте - конструктивные недостатки (18%). То есть можно сделать вывод, что причиной более 50% аварий служат факторы, которые можно устранить до ввода оборудования в эксплуатацию.

    К причинам роста числа аварий на объектах нефтегазового профиля можно отнести: переход в нашей стране к рыночным принципам хозяйствования; появление новых видов и форм собственности; резкое ухудшение на данном этапе развития материально-финансового положения большинства промышленных предприятий; значительное физическое и моральное старение оборудования и другие факторы привели в конечном итоге к значительному росту числа крупных аварий с социальными и экономическими последствиями и, в первую очередь, на объектах нефтегазового профиля. Перечисленные причины повышения аварийности были очевидны для специалистов, и пять, и десять лет назад. Тем не менее, на протяжении этих лет ситуация оставалась качественно неизменной, а по количественным параметрам ухудшалась.




       Обслуживание нефтепроводов на предмет предотвращения аварийных ситуаций

Можно выделить основные проблемы, решение которых позволит в некоторой степени уменьшить аварийность объектов нефтяного профиля.

· Во-первых, основной упор делается на противодействие видимым (актуальным на сегодня) опасностям в ущерб деятельности по профилактике опасностей на стадии проектирования и ранних стадиях жизненного цикла объекта.

· Во-вторых, происходит многократное повторение и тиражирование однотипных ЧС, по причине отсутствия механизмов учета опыта расследования инцидентов, отказов и аварий в профилактике ЧС на стадиях проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации объекта.

Кроме того, можно отметить недостаточную эффективность действующих служб мониторинга. Службы отслеживания фактической обстановки на предприятиях, как правило, ограничиваются фиксацией "физических" явлений и процессов, они не встроены в системы, обеспечивающие синтез и анализ наблюдений, принятие управленческих решений и корректировку собственной деятельности.

    Основываясь на данные изученных исследований и проведенный анализ, можно сделать вывод, что для предупреждения возникновения аварий на нефтепроводах и снижения их последствий, предприятиям, осуществляющим данные виды работ, необходимо проведение следующих мероприятий:

· строго следить за выполнением приказа Ростехнадзора от 22.10.2009 № 883 «О распределении полномочий по организации надзорной деятельности за объектами магистрального трубопроводного транспорта»;



· уделять особое внимание качеству построенных объектов;

· подбирать и использовать новые технологии и материалы для обеспечения бесперебойной работы и надежной эксплуатации оборудования;

· своевременно проводить профилактические и плановые работы по выявлению различных видов дефектов оборудования, их ремонт или замену;

· осуществлять контроль выполнения правил технической эксплуатации, качественно и своевременно выполнять аварийно-ремонтные и восстановительные работы;

· соблюдать требования техники безопасности и охраны труда и проводить на регулярной основе обучение, тестирование и тренировки персонала по специальной программе обучения действиям по локализации и ликвидации аварий, а также способам защиты от поражающих факторов в чрезвычайных ситуациях.

Соблюдение и выполнение всех вышеуказанных пунктов позволит сэкономить капитальные затраты на локализацию, ликвидацию и ремонт аварий, которые могут произойти на магистральных нефтепроводах.

Главной задачей служб отвечающих за нефтетранспортную сеть Российской Федерации является изучению природно-технической системы нефтепроводного транспорта, проведение необходимых диагностик и изучение состояния нефтепровода, с целью предотвращения аварийных ситуаций и их последствий.

Своеобразие изучению природно-технической системы нефтепроводного транспорта РФ заключается в ряде её особенностей:

· значительной линейной протяженности магистрального нефтепровода и благодаря этому охвату большого числа зон, подзон, групп и типов ландшафтов, различных геологических структур, гидрологических условий, которые определяют региональные, зональные и территориальные особенности эксплуатации нефтетранспортных систем;



· ассоциированности рассматриваемой природно-технической системы нефтепровода с ПТС более высокого порядка, поскольку создается, как правило, не один нефтепровод, а целая нефтепроводная сеть, суммирующее воздействие которой проявляется на локальном, региональном и трансграничном уровнях;

· приповерхносность системы, подразумевая под эти термином то, что большая часть инженерных сооружений магистрального нефтепровода располагается в приповерхностной и верхней части природно-территориального комплекса. Это обусловливает особо тесную связь инженерных сооружений с поверхностными отложениями, положением уровня грунтовых вод и широким кругом биологических характеристик.

Природно-техническая система нефтепровода является динамической. В режиме функционирования ПТС можно выделить 3 стадии: линейно устойчивый (безопасный); нелинейный с нарушением равновесных условий (относительно опасный) и экстремальный (опасный).

Линейный устойчивый режим является относительно безопасным и наиболее благоприятным для ПТС. При нелинейном режиме в системе проявляются возрастающие флуктуации и накапливаются конструктивные и технологические дефекты. В конечном счете, если не производить специальных мероприятий, они существенно изменят состояние системы. Это приведёт к экстремальному режиму развития системы, при котором происходит лавинообразный рост дефектов, создаются условия для возникновения аварийных или даже чрезвычайных ситуаций.







Сейчас читают про: