Природно-ресурсные платежи

Природно-ресурсные платежи, особенно в добывающих отраслях промыш­ленности, составляют значительную долю налоговых отчислений предприя­тий. Размеры платежей за природопользование являются одним из основных показателей экологического состояния предприятий и на всех стадиях оценок имеют приоритетное значение. С помощью этого экономического инструмента удается эффективно регламентировать воздействие предприятия на окружающую среду.

Система платежей в области природопользования в РФ включает платежи за пользование недрами, компенсационные платежи за выбытие определенного вида ресурсов и платежи за загрязнение окружающей среды. Статус экологического налога в соответ­ствии с Налоговым кодексом при этом имеют только платежи за загрязнение окружающей среды.

Рассмотрим более подробно каждый из названных выше видов выплат. Платежи за пользование ресурсами. Взимание этого вида платежей регулируется Земельным кодексом РФ, Законами "О плате за землю", "О недрах" и др. В России действуют платежи за пользование недрами и земельными ресур­сами. Плата за землю взимается в форме земельного налога и арендной платы. Размеры земельного налога и арендной платы зависят от качества и местопо­ложения участка земли.

Для наиболее эффективной организации системы налогообложения в сфере пользования природными ресурсами необходимо учитывать следующие прин­ципы:

· плата за лучший ресурс должна быть выше, чем за худший;

· величина платы должна стимулировать снижение ресурсоемкости произ­водства;

· размер платы должен определяться с учетом региональных и местных усло­вий, а также ориентироваться на рыночную ситуацию;

· система платежей за природопользование должна быть составной частью налоговой системы государства;

· не используемые в данный момент ресурсы должны быть оценены, и их стоимость следует корректировать с течением времени;

· система платежей должна соответствовать необходимым общественным зат­ратам на поддержание и улучшение качества окружающей среды.

В основу расчета размеров платежей положены рентные оценки природных ресурсов. В платежи включены дифференциальная составляющая (лучший ресурс - больше цена) и постоянная составляющая (налог взимается за ис­пользование всех природных ресурсов независимо от качества и места расположения).

Платежи за воспроизводство ресурсов. Основой этих платежей являются стоимостные оценки природных ресурсов (воспроизводственные). Размеры пла­тежей определяются в зависимости от природно-климатических факторов, ка­чества ПР. Эти платежи отражаются в себестоимости и ценах (оптовых) на продукцию. Платежи за воду вносят предприятия всех отраслей, потребляю­щие воду в процессе производства. Кроме того, предприятия осуществляют отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов. До 2002 г. предприя­тия нефтедобывающей отрасли вносили в бюджет государства и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. С 2003 г. этот налог включен в состав единого налога за пользование недрами.

Компенсационные платежи. Основой этого вида платежей являются воспро­изводственные стоимостные оценки природных ресурсов. Основное назначение этих платежей -компенсация выбытия соответствующих ресурсов из целевого использования. Наибольшее значение имеют платежи за выбытие земель из хозяйственного оборота, нормативы которых устанавливаются на базе экономической оценки сельскохозяйственных угодий с учетом зон, областей, краев, по группам и под­типам почв, по видам сельскохозяйственных угодий.

Платежи за загрязнение окружающей среды. В настоящее время действуют "Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды" (Минприроды, Минэкономики, Минфин РФ, 1993 г.).

В ряде случаев предприятие-плательщик может использовать средства, на­правляемые в счет платежей за загрязнение, в своих целях (на проведение соб­ственных природоохранных мероприятий). От уплаты средств за загрязнение окружающей среды освобождаются некоторые организации (находящиеся на бюджетном фи­нансировании). Предусмотрен также механизм частичного снижения разме­ров платежей за загрязнение окружающей среды. Конкретные размеры экологических плате­жей определяются в зависимости от характера и объема выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, в соответствии с установленными для данного предприятия нормативами ПДВ, ПДС и лимитами размещения отходов. Выплаты определя­ются по каждому конкретному веществу на основе базовых нормативов платежей с использованием поправочных коэффициентов (коэффициенты экологи­ческой ситуации - экологической значимости, коэффициенты индексации пла­тежей).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: