Воздействия на окружающую среду

Специфика строительства трубопроводных объектов в нефтяной промышленности в экологическом плане характеризуется особыми факторами: значительной линейной протяженностью магистральных трубопроводных систем, пожаро- и взрывоопасностью транспортируемых по трубопроводам продуктов, высоким уровнем энергонапряженности сооружаемых объектов, разнохарактерностью природных ландшафтов, в которых ведется строительство, географическими, геолого-минералогическими и другими факторами.

Иные экологические последствия имеет аварийная ситуация на нефтепроводах. В этом случае доминирующую роль играет фактор глобального загрязнения водоемов и почв. Экологическое загрязнение в рамках понятия, определенного ЮНЕСКО, включает не только прямое, непосредственное введение сторонних веществ или энергии в окружающую среду, но и косвенное нарушение экологической целостности природного ландшафта, которое приводит к быстро или медленно проявляющемуся отрицательному последствию в отношении человека, и различных популяций флоры и фауны. По своему характеру техногенное воздействие на все компоненты природы является комплексным, поскольку затрагивает биохимические процессы, происходящие в атмосфере, земле и водоемах. Загрязнение рек и водоемов отрицательно сказывается и на рыбных запасах региона.

При строительстве и эксплуатации магистральных нефтепроводов возникают достаточно мощные такие источники шума, как компрессорные станции, аэропорты, вертолетные площадки, транспортные магистрали и т.д. Для всех перечисленных источников характерен высокий уровень шума, значительно превышающий санитарные нормы, что создает неблагоприятные условия для обслуживающего персонала и для жителей близлежащих районов, а также для обитания диких животных, рыб и птиц. Исследования, проведенные на современных компрессорных станциях, показали, что длительное воздействие шума вызывает различные нарушения в организме человека, что приводит к профессиональным заболеваниям, общей и профессиональной нетрудоспособности. В частности, практически невозможно разговаривать, когда уровень шума на КС превышает 100 дБ.

Оценка состояния рек и ручьев, пересекаемых трассами нефтепроводов, указывает на следующие виды воздействия нефтепроводов на русло и поймы рек:

· чрезмерное захламление русел остатками строительных материалов (трубами, пригрузами и др.);

· захламление древесными остатками, заносимость, заиление и зарастание русел;

· разрушение берегов и последующий размыв траншей и прибрежной полосы;

· перекрытие (полное или частичное) русел рек трубами нефтепровода (частично вместе с пригрузами);

· перекрытие русел рек временными притрассовыми дорогами;

· захламленность пойм остатками строительных материалов и древесными остатками;

· изрытость пойм;

· нарушение задернованности прибрежной полосы и поверхности пойм;

Указанные воздействия, вызванные серьезными нарушениями при строительстве трубопроводов, отступлениями от проектов и частично упущениями самого проекта, приводят к стеснению руслового потока, нарушению водного режима, повышению мутности воды, снижению рыбохозяйства иного значения рек.

К числу важнейших факторов, отрицательно влияющих на рост и воспроизводство рыб в пределах региона относятся следующие:

· залповые сбросы загрязняющих веществ в результате аварийных ситуаций;

· сброс в рыбохозяйственные водоемы неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод;

· дноуглубительные работы и заготовка песчано-гравийных смесей в руслах рек, вызывающие сильное замутнение воды;

· нарушения на водотоках в местах их пересечения магистральными трубопроводами;

· устройство переездов через малые реки, перегораживающих русло и пойму.

Ликвидация последствий аварийной ситуации

Так как чаще всего, аварийная ситуация на магистральном нефтепроводе представляет собой разрыв нефтепровода, то ликвидация ее последствий происходит следующим образом. Ликвидация аварий на нефтепроводе начинается, прежде всего, с отключения его поврежденного участка и перекрытия нефтепровода запорными устройствами (замками, задвижками), расположенными на нем. При срезах или разрывах труб нефтепровода низкого давления концы их заделывают деревянными пробками, обмазывают глиной или обматывают листовой резиной, трещины на трубах заваривают или заделывают, устанавливая муфты.

Временно трещины можно заделывать, обматывая трубы плотным бинтом и обмазывая глиной, или обматывая листовой резиной с накладкой хомутов.

На местности во избежание возгорания запрещается зажигать спички, курить, пользоваться инструментом, вызывающим искрообразование, использовать машины и механизмы с работающими двигателями. Работы на нефтепроводах, находящихся под давлением, а также расположенных в помещениях, производят только инструментом из цветного металла. Стальной инструмент, чтобы исключить искрообразование, должен быть смазан минерализованной смазкой.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: