Без Тебя враги одолели меня

Августин Аврелий

Беседы души с Богом

Оглавление

1. Тебя ищу, Жизнь моя: без Тебя умираю.. 1

2. Тебе поведаю бедность мою: помоги Твоему созданию! 2

3. О, Свете мой, просвети тьму мою! 3

4. Горе мне без Тебя, Господи! 3

5. Без Тебя я - ничто. 4

6. Без Тебя враги одолели меня. 5

7. Откуда мне сие, что так возлюбил Ты меня, Господи?. 5

8. По единой благости Твоей—я разумное творение. 7

9. Не мне хвалить Тебя: Ты Сам похвала моя! 7

10. По благости создал Ты меня, но благости и спаси. 8

11. Много сетей, много врагов: не покинь меня. 8

12. О, Свете мой! без Тебя я во тьме: осияй меня! 9

13. Ты все видишь: как мне не бояться Тебя?. 10

14. Тебе, Господи, слава; нам же стыдение лица. 11

15. Самим нам не спастись от врага: Сам спаси! 12

16. Без Тебя не распознать нам сетей вражиих: Сам укажи их! 13

17. Все от Тебя: как мне не благодарить Тебя?. 13

18. О, Любовь пламенеющая! воспламени меня любовью к Тебе! 15

19. Все для человека, чтобы весь человек был для Тебя. 15

20. Если здесь много благ: то каково будет там?. 15

21. Сладость души моей! не хочу иных утешений кроме Тебя! 16

22. Без Тебя не войти нам в вечные обители Твои! 16

23. Ты—надежда моя: хочу ли, не хочу ли,—спаси меня! 17

24. По опыту вижу, что я ничего не могу: Ты спаси! 17

25. Томлюсь в неизвестности будущего: Надежда моя, не оставь меня! 18

26. Ради любви Твоей к нам и Ангелы Твои любят нас как братий своих. 18

27. Единый чистый, кто чист пред Тобою, если Ты Сам не очистишь избранных своих?. 19

28. Трепещу при мысли, как изменчив человек и как праведен Ты, Судия земли! 19

29. Один Ты можешь насытить желание души моей и никто кроме Тебя! 20

30. Искал я Тебя в мире, а нашел только в себе, ибо Ты Сам открыл, Себя мне. 20

31. Познал я Тебя в Троице славимого и поклоняюсь Тебе. 23

32. Не искал я Тебя,—Ты меня взыскал: благодарю Тебя, Просветитель мой! 24

33. Боже неисповедимый! Просвети очи мои, да узрю Тебя лицом к лицу! 24

34. Когда приду и явлюсь лицу Твоему, Боже мой! 25

35. Тогда насыщуся. 26

36. Толку отверзи мне, Господи! 27

 

1. Тебя ищу, Жизнь моя: без Тебя умираю.

 

О, да познаю Тебя, Господи, познавший ме­ня; Тебя да познаю, сила души моей! Яви мне Себя, Утешитель мой, да узрю Тебя, свет очей моих.

Приди, радость духа моего, да узрю Тебя, веселие сердца моего. Тебя да возлюблю, жизнь души моей.

Явись мне, услаждение мое великое, утешение мое сла­достное, Господь Бог мой, жизнь и вся слава души моей.

Тебя да обрету, желание сердца моего; за Тебя да держусь крепко, лю­бовь души моей; Тебя да обыму, небесный Жених, великое внутреннее и внешнее радование мое. Тобою да обладаю, блаженство веч­ное. Тобою да обладаю во глубине сердца моего, блаженная жизнь, высочайшая сладость души моей.

«Возлюблю тебя, Господи, крепость моя! Господь-твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой» (Псал.17, 2. 3), Тебя возлюблю Боже мой, Помощник мой, Столп крепости моей, сладостная Надежда моя во всех скорбях моих. Тебя да обыму, о Бла­го, без Которого ничто не благо; Тобою да наслажусь, о Всеблагий, без Которого нет высочайшего блага. Ты Слово «острее всякого меча обоюдоострого» (Евр.4, 12.), отвер­зи сокровенности слуха моего, чтоб услышать мне глас Твой. Возгреми, Господи, с высо­ты гласом великим и крепким. Да возгремит «море и что наполняет его» (Псал.95, 11); да подвигнется земля и все, что на ней.

Про­свети очи мои, Свет непостижимый, «блесни молниею и рассей их» (Псал.143, 6), да не видят суеты. «Пустил стрелы Свои и рассеял их, множество молний, и рассыпал их. И явились источники вод, и открылись основания вселенной (Псал.17, 15,16). Даруй зрение, которое бы узрело Тебя, Свет незримый.

Сотвори новое обоняние, которое бы текло «во след Тебе», о благоухание жизни, «в воню мира Твоего» (Песн.1, 3).

Исцели вкус что бы он вкушал, познавал и различал, «Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь» (Пс.30, 20) в исполненных любви Твоей.

Дай сердце, которое бы о Тебе помышляло,—дух, который бы Тебя любил,—мысль, которая бы Тобою была занята, — смысл, который бы Тебя разумел,—ум, который бы пос­тоянно и крепко прилеплен был к Тебе, высочайшая сладость, и Тебя премудро любил, о премудрая любовь!

О, Жизнь, для которой все живет: Жизнь, и меня одаряющая жизнью, Жизнь, составляю­щая и мою жизнь; Жизнь, которою живу, и без которой умираю; Жизнь которою воскре­саю, и без которой погибаю; Жизнь, кото­рою радуюсь, и без которой скорблю; Жизнь живоносная, сладостная, достолюбезная, при­снопамятная,! скажи мне: где Ты? Где мне найти Тебя, чтобы не оскудеть в силах своих, но существовать Тобою?

Будь же близ меня, в душе моей, в сердце, в устах, будь готовою на помощь; потому что томлюсь любовью, потому что умираю без Тебя, а помышляя о Тебе, воскресаю. Благоухание Твое оживляет меня. Памятование о Тебе исцеляет меня; но «буду насыщаться образом Твоим» (Псал.16, 15), Жизнь души моей. «Истомилась душа моя, желая во дворы Господни» (Псал.83, 3) при воспоминании о Тебе; «когда приду и явлюсь» Тебе, (Псал.41, 3), Веселие мое? Для чего отвращаешь лице Твое, о Радость, которою только и могу радоваться? Где сокрыт Ты, прекрасный и превожделенный для меня? Ощу­щаю благовоние Твое, живу и радуюсь, а Тебя не вижу. Слышу глас Твой и оживотворяюсь. Но для чего скрываешь лице Твое? Скажешь, может быть: «потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.33, 20). Ей, Господи, готовь умереть, только бы видеть Тебя; увижу и умру здесь. Не хочу жить, хочу умереть, желаю «разрешиться и быть со Христом» (Фил.1, 23). Вожделеваю умереть, чтобы видеть Христа; отрекаюсь от жизни, чтобы жить со Христом.

Ты, Господи Иисусе, прими дух мой Ты, Жизнь моя, восприми душу мою;

Ты Радость моя, влеки к Себе сердце мое;

Те­бя да вкушу, сладкая Пища моя.

Ты — Глава моя, управляй мною;

Ты—Свет очей моих озаряй меня;

Ты—сладкогласная Песнь моя, настрой меня;

Ты — Благоухание мое, оживо­твори меня;

Ты—Слово Божие, обнови меня;

Ты—Похвала моя, возвесели душу раба Твоего. Войди в нее Ты — истинная Радость, чтобы о Тебе она радовалась; войди в нее Ты—вы­сочайшая Сладость, чтобы ощущала она одно сладостное; воссияй над нею Ты — вечный Свет; чтобы Тебя уразумевала, познавала и любила.

Если не любит она Тебя, Господи, не лю­бит потому, что не познает Тебя, и не познает Тебя потому, что не уразумевает, и не уразумевает потому, что не объемлет све­та Твоего. «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин.1, 5). Умный свет, све­тозарная истина, истинная светлость, «Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1, 9), грядущего в мире, но не пристрастного к миру (ибо кто любит мир, тот враг Божий), рассей тьму над бездною ума моего, чтобы ему, уразумевая, увидать Тебя, постигая,—познать, познавая,—возлюбить. Ибо кто познает Тебя, тот любит Тебя забывает о себе, и Тебя любит больше, нежели себя; оставляет себя, и идет к Тебе, чтобы о Тебе радоваться.

Посему-то, Господи, не столько люблю Тебя, сколько должен; ибо не вполне познаю Тебя. Поскольку мало познаю, то мало люблю. И поскольку мало люблю, то мало радуюсь о Тебе. От Тебя же, истинной внутренней Радости, уклоняясь во внешнее, пока лишен бываю Тебя Единого, в этом внешнем ищу для себя преступных связей. Поэтому-то сердце свое, которое должен был прилепить к Тебе со всею любовью и со всем усердием, предал я, бедный, суете. И сам стал суетен; потому что возлюбил суету. От сего-то, Господи, происходит, что не о Тебе радуюсь, не к Тебе прилепляюсь. Ибо я - во внешнем, а Ты - во внутреннем; я - в плотском, а Ты - в духовном; я - духом раз­ливаюсь, и мыслью обращаюсь в преходящем, о нем только веду и речь; а Ты, Господи, - всю вечность обитаешь в вечном. Ты на небе, а я на земле; Ты любишь высокое, а я - немощное; Ты любишь небесное, а я - земное. Когда же придут в согласие сии противопо­ложности?

 

2. Тебе поведаю бедность мою: помоги Твоему созданию!

 

Бедный я! Когда неровность моя сгладится до уравнения с прямотою Твоею?

Ты, Гос­поди, любишь уединение, а я люблю много­людство;

Ты любишь молчание, а я молву; Ты —истину, а я—суету.

Ты ищешь чистоты, а я —нечистоты.

Говорить ли более, Господи?

Ты - истинно благ, а я - зол;

Ты - благочестен, а я - злочестив;

Ты - свят, а я - окаянен;

Ты - правдив, а я - несправедлив;

Ты - свет, а я —слепец;

Ты — жизнь, а я — мертвец;

Ты— врачевство, а я—больной;

Ты — радость, а я — печаль;

Ты — высочайшая истина, а я— «совершенная суета», как и «всякий человек живущий» (Пс.38, 6). 

Увы! Что же сказать мне, Создатель? Внемли мне, Творец! Твоя я тварь, и уже погиб; Твоя я тварь, и уже умираю; Твое я произведение, и уже обращаюсь в ничто; Твое я создание: «Руки Твои сотворили меня и устроили меня» (Пс.118, 73). Твои же «руки», ради меня пригвожде­ны были гвоздями. Не презри дела рук Твоих, Господи; умоляю Тебя язвами рук Твоих, воззреть на него. Вот на руках Своих написал Ты меня; прочти это писание, и спаси меня.

Вот, пред Тобою воз­дыхаю я—тварь Твоя; обнови меня, Творец. Вот к Тебе вопию я—произведение Твое; Ты, жизнь, оживотвори меня. Вот к Тебе взираю я—создание Твое, Ты, Создатель, воссоздай меня.

Пощади меня, Господи; «Опротивела мне жизнь». «Что такое человек» (Иов.7,16. 17), чтобы мог он беседовать с Богом, Создателем своим? Пощади меня, обратив­шего к Тебе слово свое; прости раба, кото­рый дерзает говорить с Господом. Нужде нет закона. Скорбь побуждает меня говорить; претерпеваемое мною бедствие побуждает ме­ня вопиять.

Болен я, взываю ко врачу; слеп я, спешу к свету; мертв я, воздыхаю пред жизнью. Ты - Врач, Ты - Свет, Ты - Жизнь, Иисусе Назарянине; «помилуй мя, Сыне Давидов» (Матф. 20, 31), помилуй, Источник милосердия, услыши немощного, вопиющего к Тебе. Мимоходящий Свет, подожди слепого, простри к нему руку, да придет к Тебе и во свете Твоем узрит свет. Присноживущая Жизнь, воззови к жизни мертвеца!

Что я такое, что­бы беседовать мне с Тобою? Увы мне, Гос­поди! Пощади меня, я - согнивший труп, снедь червей, смердящий сосуд, пища огня.

Что я такое, чтобы беседовать мне с Тобою? Увы мне, Господи! Пощади меня. Несчастный я человек, человек рожденный от жены, живущий краткое только время, обремененный мно­гими бедствиями, «человек суете уподобившийся» (Пс.143, 4), «приложившийся скотом несмысленным, и» уже «уподобившийся им» (Пс.48, 13). И еще, что я такое? Мрачная бездна, страна бедствий, чадо гнева, сосуд уготован­ный в бесчестие; рожден я в нечистоте, живу в бедности, должен умереть в тесноте. Увы, бедный, что я такое?

Увы! чем я буду?—Теперь я сосуд с нечистотой, раковина наполненная гнилостью, весь полон смрада и ужаса, слеп, беден, наг, имею у себя ты­сячи нужд, не знаю ни входа, ни исхода сво­его. Беден я и смертен, «Дни мои - как уклоняющаяся тень» (Пс.101, 12), жизнь моя, как лунная тень исчезает, как цвет на дереве растет, и вдруг увядает; теперь цветет, и вдруг засыхает. Жизнь моя—жизнь брен­ная, жизнь скорогибнущая, жизнь, которая, чем больше растет, тем больше умаляется, а чем больше простирается вперед, тем больше приближается к смерти, жизнь обман­чивая, примрачная, исполненная сетей смертных. Теперь радуюсь, и вдруг делаюсь печален; теперь бодр, и вдруг изнемогаю; теперь жив, и вдруг умираю; теперь кажусь счастливым, но всегда бедствую; теперь смеюсь, и вдруг плачу; столько все изменчиво, что едва и один час продолжается у меня в одном положении. Оттого страх, оттого тре­пет; оттого превозмогают то глад, то жажда, то зной, то холод, то изнеможение, то скорбь... За сим следует внезапная смерть, которая тысячами разных способов ежедневно похи­щает бедных людей; одного сражает горяч­кою, другого мучительными болезнями; одного снедает голодом, другого истомляет жаждою; одного топит в воде, у другого отъемлет жизнь петлею; одного истребляет пламенем, другого пожирает зубами лютых зверей; од­ного убивает мечем, другого губит ядом, а иного одним внезапным страхом заставляет прекратить бедственную жизнь. И сверх еще всех этих великих бедствий, когда нет ничего несомненнее смерти, человек не знает однако же конца своего. И когда думает устоять, падает и погибает надежда его. Человек не знает, когда, или где, или как умрет; однако же несомненно ему известно, что должен умереть.

Вот, Господи, как велика бедность человеческая; и я подвержен ей, и не боюсь. Вот как тяжко бедствие; и я терплю оное, и не скорб­лю, не вопию к Тебе.

Возопию же к Тебе, Господи, прежде нежели погибну, если только не погибну, но пребуду в Тебе. И так по­ведаю, Господи, поведаю бедность свою, признаюсь в недостоинстве своем, и не усты­жусь пред Тобою. Помоги мне, Крепость моя, Опора моя; вспомоществуй мне, Сила поддер­живающая меня. Приди, свет, которым вижу; явись, слава, о которой радуюсь; явись, и буду жив.

 

 

3. О, Свете мой, просвети тьму мою!

 

Свет, который видел Товия, когда с закрытыми очами указывал сыну путь жизни; о Свет, который внутренне видел Исаак, когда с отемневшими внешними очами возвещал сыну будущее; о Свет невидимый, ко­торому видима вся глубина человеческого серд­ца; о Свет, который видел Иаков, когда, научаемый Тобою внутренне, предрекал детям внешнюю судьбу их в грядущем!

Вот, над бездною ума моего тьма, а Ты—светлость, вот над водами сердца моего мрачная мгла, а Ты—истина. О Слово, «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин.1, 3.); Слово, Которое прежде всего, и прежде Которого не было ничего; Слово, все созидаю­щее, и без Которого все—ничто; Слово, всем управляющее, и без Которого ничто существовать не может; Слово, Которое сказало в начале: «да будет свет. И стал свет» (Быт. 1, 3.); изреки и ныне: «да будет свет»; и явится во мне свет, и увижу свет, и уз­наю, что не свет; потому что без Тебя и свет—для меня тьма, и тьма кажется светом. Так, без света Твоего нет истины, а есть только заблуждение; без него есть суета, но нет истины; нет раздельной ясности, а есть слитность; есть невежество, но нет ведения; есть слепота, но нет зрения; есть дебрь не­проходимая, но нет пути; есть смерть, но нет жизни.

 

4. Горе мне без Тебя, Господи!

 

Вот, Господи, поскольку нет света, то есть смерть; и мы к смерти стремимся, когда не страшимся пребывать в грехе. И справедли­во сие, Господи; мы приемлем достойное по делам своим, когда погибаем в смерти как утекающая вода. Поскольку без Тебя «ничто не начало быть»; то и мы, делая ничтожное, сами сделались ничтожными, Мы—ничто без Тебя, «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». Господи, Божие Слово, Бог Слово, «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть»!

Увы, мне бедному, столькратно ослепленному; потому что Ты—свет, а я—без Тебя!

Увы, мне бедному, столькратно уязвленному; по­тому что Ты—спасение, а я—без Тебя!

Увы, мне бедному, столькратно обезумевшему; по­тому что Ты—истина, а я - без Тебя!

Увы, мне бедному, столькратно заблудшему; пото­му что Ты—путь, а я—без Тебя!

Увы, мне бедному, столькратно умершему; потому что Ты—жизнь, а я—без Тебя!

Увы, мне бедно­му, столькратно уничтоженному; потому что Ты—Слово, «все чрез Него начало быть», а я—без Тебя, «без Него ничто не начало быть».

Господи, Божие Слово, Бог—Слово, Ты - Свет, Которым создан свет,

Ты –«путь и истина, и жизнь», в Тебе нет тьмы, заблуждения, суеты и смер­ти;

Ты—Свет, без Которого все—тьма;

Ты—Путь, без Которого все—заблуждение;

Ты — Истина, без Которой все—суета;

Ты—Жизнь, без Которой все—смерть.

Изреки слово, из­реки, Господи: «да будет свет», чтоб увидать мне свет, и избежать тьмы; увидеть путь, и избежать непроходимой дебри; увидеть исти­ну, и избежать суеты; увидать жизнь, и избе­жать смерти. Просияй предо мною Господи;

Ты—Свет мой, Просвещение мое, и Спасение мое, Тебя буду бояться;

Ты—Господь мой, Тебя буду хвалить;

Ты—Бог мой, Тебя буду чтить;

Ты—Отец мой, Тебя буду любить;

Ты—Жених мой, Тебе буду соблюдать себя.

Просияй, умоляю Тебя, просияй, о Свет, для сего слеп­ца Твоего, «просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира» (Лук.1, 79), которым «вступал с ними в дом Божий со гласом радости и славословия» (Пс.41,5). И действительно исповедание есть путь, которым могу придти к Тебе, путь,—которым могу выйти из непро­ходимой дебри и возвратиться на путь, то есть к Тебе; потому что Ты—истинный Путь жизни.

 

Без Тебя я - ничто.

 

Посему, исповедаю, исповедаю бедность мою пред Тобою, Господи, Отче, Царь неба и зе­мли; да позволено мне будет придти к мило­сердию Твоему.

Беден я стал, доведен до ничтожества, и не знал этого; потому что Ты—истина, а я не был с Тобою. Изъязвлен я беззакониями моими, и не поскорбел о том; потому что Ты—жизнь, а я не был с Тобою. До ничтожества довели они меня, потому что Ты—Слово, а я не был с Тобою, «без Него ничто не начало быть, что начало быть». И потому без Тебя стал я как ничто. Словом сотворено все, что ни сотворено. Каково же сотворенное Им? «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт.1,31). Что ни сотво­рено, все сотворено Словом; а что сотворено Словом, то «хорошо весьма». Почему же хорошо? Потому что сотворено Словом. И «Все чрез Него начало быть». Ибо ничто не бывает добрым без высочайшего добра; напротив того, где нет доб­ра, там одно зло. Потому что зло не иное что есть, как лишение добра; подобно как сле­пота не иное что есть, как лишение света. Посему зло есть уничтожение добра; потому что произведено не Словом, «Все чрез Него начало быть»; и потому быть без Слова есть зло; а это хуже, нежели не быть. Но что зна­чит отделиться от Слова? Если хочешь знать сие, послушай, что есть Слово. Слово Божие говорит: «Я есть путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6). Посему отделиться от Слова значит быть без пути, без истины, без жизни; и потому без Него все зло; ибо отде­ляется от Добра, Которым сотворено все, что «хорошо весьма». Посему как скоро уклоняешься от добра, в то же время отделяешься и от Слова; ибо Оно есть добро; и ты ничего доброго не произведешь, потому что ты без Слова, «Все чрез Него начало быть».

Ныне, Господи, просветил Ты меня, чтоб мог я увидеть Тебя; и увидел я Тебя, познал же себя самого; ибо обращался я как бы в ни­что всякий раз, как отделялся от Тебя, по­тому что забывал я благо, то есть Тебя, и оттого делался злым. Увы, мне бедному, что не познавал я сего! ибо, оставляя Тебя, об­ращался я как бы в ничто. Но что же это такое? Если был я как бы ничто, то как же хотел познать? когда был я без Тебя: то был как бы ничто, и как бы идол, ко­торый есть «ничто» (1Кор.8,4), «есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют; есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят» (Пс.113, 13—15), и все очертания членов имеет, но не имеет их чувствительности.

 

 

Без Тебя враги одолели меня.

 

Посему, когда был я без Тебя, тогда был я и слеп, и глух, и бесчувствен; потому что ни добра не различал, ни зла не избегал, ни болезни от язв своих не чувствовал, ни тьмы своей не видел; так как был без Тебя—истинного Света, «просвещающего всяко­го человека грядущего в мир» сей. Увы! наложили на меня раны, а я и не поболел; увле­кли меня, а я и не почувствовал?; потому что был как бы ничто, не имел в себе жизни, которая есть Слово, «Все чрез Него начало быть». Поэтому, Господи, Свет мой, враги мои сделали со мною, что хотели; нанесли мне удары, обна­жили, осквернили, растлили, изранили, убили меня: потому что отступил я от Тебя, и без Тебя стал как бы ничто.

Ей, Господи, Жизнь моя, Создатель мой; Свет мой, руко­водивший меня; Защититель жизни моей, поми­луй меня и воскреси. Господи Боже мой, На­дежда моя, Сила моя, Крепость моя, Утешение мое в день скорби моей, приникни взором на врагов моих, и избавь меня, да бегут от лица Твоего ненавидящие Тебя; а я буду жить в Тебе и Тобою. Они, Господи, рассмотрели меня, и, видя, что я без Тебя, презрели меня; разделили себе ризы доброде­телей, которыми украсил Ты меня; проложи­ли себе путь чрез меня, попрали меня но­гами своими, греховными нечистотами осквер­нили храм Твой святой, оставили меня ограбленного и снедаемого печалью. Слепой, обнаженный, связанный ужем греховным, шел я во след их; туда и сюда влачили они меня за собою, из порока в порок, из тины в тину; а я не имел мужества вос­противиться, и шел пред лицом гонящего; был рабом, и любил рабство; был слеп, и вожделевал слепоты; был связан, и не ужасался, что ношу узы; горькое почитал сладким, и сладкое горьким; был несчастен, и не знал этого. И все это потому, что был я без Тебя—Слова, без Которого «ничто не начало быть», Которым все сохраняет­ся, и без Которого все обращается как бы в ничто. Ибо как все сотворено Словом, и «без Него ничто не начало быть», так Им же и сохра­няется все, что ни есть или на небе, или на земле, или в море и во всех безднах. Если одна часть связана с другою частью в камне, или в иной какой твари; то потому единственно, что сохраняются они Словом, Которым все сотворено.

Посему прилеплюсь к Тебе Слово, чтобы сохраняло Ты меня, ибо, когда отступал я от Тебя, тогда погибал, и погиб бы, если бы Ты, сотворившее меня Слово, не воссоздало меня.

Согрешил я, но Ты посе­тило меня.

Пал я, но Ты восставило меня.

В неведении был я, но Ты научило меня.

Слеп я был, но Ты просветило меня.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: