Дирик Боутс. «Испытание железом». X., м. Середина XV в

 

В Брюссельском музее искусства и истории хранится картина Дирика Боутса. Перед троном императора Отгона III стоит коленопреклонённая женщина. Одной рукой она держит отрубленную голову своего безвинно казнённого мужа, в другой руке мерцает раскалённый железный брусок. Император и его придворные поражены. На лице вдовы нет страдания – одно лишь спокойное осознание своей правоты Чудо! Ладонь остается невредима, а значит, жена императора преступница. Это по ее навету был казнён честный человек… Картина написана в реалистическом ключе, как любили в эпоху раннего Возрождения. Художник, явно наслаждаясь своим мастерством, одинаково дотошно прописал драгоценную корону и стоящую на полу жаровню с углями. Вместе с тем, мы наблюдаем архаизм художественных приёмов – на заднем плане изображено более позднее событие. Толпа окружила столб, у которого сжигают императрицу. Такой временной сдвиг характерен для эстетики XV века. Дирик Боутс и его зрители желали одновременно видеть наказанный порок и торжествующую добродетель – это было для них важнее тривиальной хронологической достоверности.

Судьи раннего Средневековья чаше всего применяли испытание раскалённым железом именно в такой форме: брусок надо было нести в руке на определённое расстояние (обычно отмеряли девять фунтов), причём вес железа зависел от тяжести предполагаемого преступления (1990). Инквизиторы, устраивая процессы против ведьм и еретиков, тоже взялись было за этот метод, но вскоре им пришлось от него отказаться. Могильщиками суеверия выступили… Шпренгер и Инститорис. По иронии судьбы фанатичные авторы «Молота ведьм» в данном случае сыграли благотворную роль. Конечно, дело тут не в приступе гуманизма просто кто‑то уверил их, что именно колдуньи умеют держать раскалённое железо без всякого вреда для себя. Ведьмы будто бы втирают в ладони сок некой травы, предохраняющей от ожога. Кроме того, демон может незримо для окружающих поместить между железом и ладонью жаростойкую прокладку. А последней каплей для двух доминиканцев послужила история, которая – как их убедили – произошла на землях графов Фюрстенбергов. Там якобы взяли под арест и начали пытать ведьму, о которой ходила очень худая слава. Чтобы очиститься от подозрения, она потребовала испытания раскалённым железом. Далее предоставлю слово авторам «Молота»:

«Молодой граф, неопытный в подобных делах, разрешил прибегнуть к этому испытанию. Ей назначили пронести железо три шага. Она же пронесла его шесть шагов и предложила пронести его дальше. Ничто не препятствовало видеть в этом улику. Ведь никто из святых столь не искушал Божьей помощи. Несмотря на это, она была освобождена от оков. Она до сегодня живёт спокойно, где и раньше, вводя этим в соблазн верующих (Инститорис, и др., 1932 стр. 271, 272)».

Шпренгер и Инститорис сделали вывод. Ведьмы меньше, чем кто бы то ни было, могут считаться очищенными, если раскалённое железо не обожжёт ладони. «Более того! – пишут два инквизитора. – Тот факт, что обвиняемые требуют подобного испытания, даёт право подозревать их в том, что они ведьмы». Отсюда хитрый способ уличить в колдовстве. Судья должен пойти на провокацию. Пусть предложит женщине доказать свою невиновность судом Божьим через раскалённое железо. Все ведьмы соглашаются на это, ибо знают – дьявол спасёт их от ожога. Получив утвердительный ответ и уверившись, что перед ним колдунья, судья не разрешает испытание (Инститорис, и др., 1932 стр. 268).

Как мы помним, «Молот ведьм» обрёл огромный авторитет в странах Западной Европы, и, без сомнения, именно этот отрывок из знаменитой книги положил конец многовековой практике. Одновременно заглохло ещё одно сходное испытание, основанное на получении ожогов, – проба горячей водой. Метод был прост руку заставляли сунуть в кипяток, потом на кисть надевали мешочек и скрепляли печатью, а через несколько дней осматривали. От состояния кожи на этот момент зависел приговор (Lea, 1939 стр. 1234).

В городе Оудевотер под Утрехтом находится уникальный памятник старины – музей весов. Он напоминает о той эпохе, когда «лёгкие» люди считались изобличёнными в колдовстве. Прежде здесь кипели нешуточные страсти. Весть о том, что король Карл V подарил городу весы для проверки ведьм и определил барьер в 50 фунтов границей между слугами Сатаны и честными христианами, взбудоражила умы. Каждый, кто весил больше, получал шанс оправдаться в глазах судей и соседей. Мудрено ли, что вскоре в голландский город потянулась многочисленная клиентура из епископств Кёльна. Мюнстера, Падеборна, а также из Польши и Венгрии. Очевидцам запомнился юноша, который около 1645 года прибыл из Падеборна, похожий скорее на мертвеца, чем на живого человека. Страх и задавленность читались в каждом его движении. Когда оказалось, что он весит больше роковой цифры, парень в восторге подпрыгнул на месте: – Это называется выиграть жизнь и блаженство! Привилегия, дарованная королём палате мер и весов, приносила доход аж до 1754 года (дата последнего испытания в Оудевотере). Приезжие готовы были платить за сертификат, избавляющий от подозрения в колдовстве.

Часть этих документов сохранилась по сию пору. Для примера приведу счет выставленный в 1727 году одной голландской супружеской паре:

Перед взвешиванием надо было раздеться до рубашки. Тело охлопывали, проверяя, нет ли на нем тяжёлых предметов. Женщины обязаны были распустить волосы по плечам, чтобы исключить сомнения по поводу гирек, спрятанных в причёске. Участие акушерки в процедуре тоже в общем‑то понятно. Беременность увеличивает вес тела. Колдунья может подгадать момент и пройти испытание, когда живот ещё недостаточно заметен окружающим… Все принимаемые комиссией предосторожности трудно назвать иначе чем перестраховкой. 50 фунтов это всего около 22 килограммов. Сертификат можно было получить без всяких хитростей. Вряд ли приезжие нуждались в обманных трюках (Konig, 1928 стр. 104, 105).

Если в Голландии проверка на весах оставила по себе добрую память, это вовсе не значит, что так было везде. В Венгрии в городе Зцегедин отмечен случай явного мошенничества. Там привлекли к ответственности большую группу, состоявшую из шести лиц мужского и семи женского пола. Всех их зверски мучили, а после суда, дабы окончательно доказать вину, подвергли испытаниям. Брошенные в воду, они удержались на поверхности. Проведённое вслед за этим взвешивание дало потрясающий результат. Никто не весил более двадцати граммов! Сейчас за давностью лет не разобраться, как был обеспечен технически такой бессовестный трюк, но – было бы желание…

Упомянутый процесс 1728 года вообще поражает циничной ложью, как при его проведении, так и при описании казни. Кажется, что очевидцы поставили себе целью убедить потомков в несомненной виновности осуждённых. Один источник гласит, будто «они пытались улизнуть в обличье жаб, мышей и крыс, но их притащили обратно и сожгли, а они не издали ни крика, ни вопля». Другое свидетельство менее сказочно, но тоже вызывает большие сомнения. За чертой города врыли три столба, обложив дровами. К каждому привязали четверых. Костры подожгли одновременно. Смерть прервала страдания колдунов и ведьм только через пятнадцать минут. Всё это время они горели заживо, ни разу не закричав. Такой массовый героизм кажется чистой фантазией, поскольку лишён всяких моральных оснований. Ещё можно было бы поверить в сверхчеловеческую выдержку, проявленную, так сказать, в пику палачам. Но все осуждённые к началу казни были сломлены – тот же текст без тени смущения констатирует, что они выказали священникам полное раскаяние (Lea, 1939 стр. 1255).

Огненной смерти избежала только одна девушка из числа казнённых. Ей отрубили голову потому, что не смогли найти на теле знак дьявола. О том, как выглядел этот знак и какими способами его искали, речь пойдёт ниже.

В 1629 году в Кёльне вышла книга Питера Остерманна, профессора права из Кёльнского университета. Свой труд автор посвятил архиепископу Баварии Фердинанду. Если прочие демонологи упоминают «чёртову метину» урывками, то здесь дан полный свод накопившихся к этому времени «знаний».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: