double arrow

Глава 11. Особенности организации местного самоуправления


 

Статья 79. Особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения

1. В комментируемой статье определены особенности организации местного самоуправления в субъектах РФ - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Новый субъект РФ - город федерального значения Севастополь образован в соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"*(263). С учетом этого Федеральным законом от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ из наименования и положений комментируемой статьи исключено указание на то, что речь идет только о Москве и Санкт-Петербурге.

Подобные особенности организации местного самоуправления предусматривал и Закон 1995 г. о местном самоуправлении (об этом подробнее сказано ниже; соответственно, речь шла только о Москве и Санкт-Петербурге), в связи с чем необходимо иметь в виду правовые позиции КС России, выраженные в отношении таких особенностей.




Как отмечалось в определении КС России от 9 июня 2004 г. N 231-О*(264), в ряде решений, в том числе в официально опубликованных определениях от 10 ноября 2002 г. N 281-О *(265) и от 5 июня 2003 г. N 274-О *(266), изложена правовая позиция, согласно которой недопустимо лишение населения данных городских поселений права на местное самоуправление и установление Москвой и Санкт-Петербургом как субъектами РФ ограничений федеральных гарантий местного самоуправления, если такие ограничения не следуют непосредственно из федерального законодательства; что касается соответствующих положений федерального законодательства, предполагающих возможность учета особенностей местного самоуправления в Москве и Санкт-Петербурге, то, как указал КС России, они носят бланкетный характер, отсылают к федеральным законам и законам субъектов РФ и не допускают самостоятельного установления Москвой и Санкт-Петербургом как субъектами РФ ограничений федеральных гарантий местного самоуправления; при этом - с учетом содержащихся в Законе 1995 г. о местном самоуправлении запретов подчиненности одного муниципального образования другому и лишения права на осуществление местного самоуправления населения городского, сельского поселения независимо от его численности - предполагается, что соответствующие положения законов и других нормативных правовых актов Москвы и Санкт-Петербурга как субъектов РФ не должны приобретать неконституционный смысл, расходящийся с требованиями названного Закона.

В упомянутом определении КС России от 5 июня 2003 г. N 274-О также указывалось, что особенности статуса городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, - территории которых как субъектов РФ, где в соответствии с прямым указанием Конституции РФ осуществляется государственная власть (ст. 11, ч. 2; ст. 77, ч. 1), совпадают с их территориями как городских поселений, где обязательным является осуществление местного самоуправления, - предопределяют необходимость принятия мер, в том числе законодательных, для разграничения государственной власти и местного самоуправления, с тем чтобы обеспечить баланс интересов города федерального значения как субъекта РФ и находящихся на его территории муниципальных образований, не допустить произвольное ограничение права населения на осуществление местного самоуправления.



Часть 1 комментируемой статьи устанавливает, что в городах федерального значения в соответствии с уставами указанных субъектов РФ местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях. Соответственно данному положению понятие "внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения" определено в ч. 1 ст. 2 комментируемого Закона как часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Согласно ч. 1.1 ст. 10 наделение муниципальных образований статусом внутригородской территории городов федерального значения, как и статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района, осуществляется законами субъектов РФ (см. комментарий к указанным статьям).



Ранее в п. 1 ст. 12 Закона 1995 г. о местном самоуправлении (в ред. Федерального закона от 17 марта 1997 г. N 55-ФЗ) подобным образом предусматривалось, что на внутригородских территориях городов Москвы и Санкт-Петербурга местное самоуправление осуществляется при сохранении единства городского хозяйства в соответствии с уставами и законами субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Там же устанавливалось, что население городских поселений, входящих в состав субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.

Соответственно положению ч. 1 комментируемой статьи в ч. 2 ст. 6 Закона г. Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы" (в соответствии с Законом г. Москвы от 13 июля 2001 г. N 32 полностью изложен в новой редакции)*(267) указано, что местное самоуправление осуществляется на территориях внутригородских муниципальных образований в г. Москве (далее - муниципальные образования) путем проведения местных референдумов, выборов, собраний и конференций, проявления гражданской инициативы, через органы местного самоуправления и иные формы местного самоуправления, создаваемые по мере формирования социально-экономических, финансовых и организационных предпосылок. Как определено в ч. 4 данной статьи, жители внутригородского муниципального образования составляют местное сообщество. Согласно ст. 54 Устава г. Москвы (в ред. Закона г. Москвы от 15 февраля 2006 г. N 11*(268)) местное самоуправление в г. Москве осуществляется в границах внутригородских муниципальных образований, создаваемых на территориях районов г. Москвы (включая районы г. Зеленограда) в соответствии с федеральным законодательством и законами г. Москвы.

Приведенные положения воспроизведены в ч. 1 и 2 ст. 1 Закона г. Москвы от 6 ноября 2002 г. N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве"*(269). В части 3 указанной статьи (в ред. Закона г. Москвы от 31 мая 2006 г. N 22*(270)) установлено, что образование муниципальных образований, установление границ их территорий и наименований осуществляются законом г. Москвы по представлению Мэра Москвы с учетом исторических и иных местных традиций, географических, градостроительных особенностей, социально-экономических характеристик соответствующих территорий, расположения транспортных коммуникаций, наличия инженерной инфраструктуры и других особенностей территорий.

Статьей 59 Устава Санкт-Петербурга, принятого Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 14 января 1998 г. (в ред. Закона Санкт-Петербурга от 12 июля 2005 г. N 423-51)*(271) соответственно положению ч. 1 комментируемой статьи предусмотрено следующее: местное самоуправление в Санкт-Петербурге осуществляется в границах внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга исходя из интересов населения соответствующих внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга (п. 1); внутригородским муниципальным образованием Санкт-Петербурга является часть территории Санкт-Петербурга, в границах которой местное самоуправление в Санкт-Петербурге осуществляется населением внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге (п. 2).

В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 г. N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге"*(272) перечень муниципальных образований и описание их границ устанавливаются Законом Санкт-Петербурга о территориальном устройстве Санкт-Петербурга. Таким актом является Закон Санкт-Петербурга от 25 июля 2005 г. N 411-68 "О территориальном устройстве Санкт-Петербурга"*(273), который согласно п. 1 его ст. 1 регулирует отношения в сфере административно-территориального устройства Санкт-Петербурга и территориальной организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге. В пункте 2 ст. 2 названного Закона определено, что внутригородскими муниципальными образованиями Санкт-Петербурга являются муниципальные округа, города и поселки (внутригородские территории города федерального значения Санкт-Петербурга).

2. В части 2 комментируемой статьи предусмотрено, что в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге установление и изменение границ внутригородских муниципальных образований, их преобразование осуществляются законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий. Ранее в п. 3 ст. 12 Закона 1995 г. о местном самоуправлении (в ред. Федерального закона от 17 марта 1997 г. N 55-ФЗ) похожим образом предусматривалось, что в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге объединение или преобразование внутригородских муниципальных образований, установление или изменение их территорий осуществляется законами субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с их уставами и с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Соответственно в ч. 4 ст. 1 Закона г. Москвы "Об организации местного самоуправления в городе Москве" (в ред. Закона г. Москвы от 31 мая 2006 г. N 22) указано, что установление и изменение границ территорий муниципальных образований, объединение, преобразование или упразднение муниципальных образований осуществляются законами г. Москвы по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти г. Москвы в соответствии с Уставом г. Москвы и с учетом мнения населения соответствующей территории.

Аналогично в п. 1 ст. 63 Устава Санкт-Петербурга (в ред. Закона Санкт-Петербурга от 12 июля 2005 г. N 423-51) указано, что установление и изменение границ внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, их преобразование осуществляется законами Санкт-Петербурга с учетом мнения населения соответствующих внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга. Данное положение воспроизведено в п. 2 ст. 7 Закона Санкт-Петербурга "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге". Согласно п. 3 указанной статьи порядок учета мнения населения при установлении и изменении границ муниципальных образований, их преобразовании устанавливается законом Санкт-Петербурга.

3. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения определяются законами субъектов РФ - городов федерального значения исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Ранее в п. 3 ст. 6 Закона 1995 г. о местном самоуправлении (в ред. Федерального закона от 17 марта 1997 г. N 55-ФЗ) подобным образом предусматривалось, что в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Как предусмотрено в ч. 3 комментируемой статьи, установленные комментируемым Законом, другими федеральными законами источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами субъектов РФ - городов федерального значения к источникам доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований, зачисляются в бюджеты субъектов РФ - городов федерального значения.

В рамках совершенствования разграничения полномочий Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ в ч. 3 комментируемой статьи включено положение, согласно которому предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов РФ - городов федерального значения.

Вопросы местного значения муниципальных образований г. Москвы определены в ст. 8 Закона г. Москвы "Об организации местного самоуправления в городе Москве", в т.ч. в ч. 1 статьи - перечень вопросов местного значения муниципального округа, в ч. 2 статьи - перечень вопросов местного значения городского округа, в ч. 3 статьи - перечень вопросов местного значения поселения.

Федеральным законом от 29 июня 2012 г. N 96-ФЗ часть 3 комментируемой статьи дополнена положениями, согласно которым:

в соответствии с законами субъектов РФ - городов федерального значения исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства и установленного перечня вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований городов федерального значения местная администрация в таких муниципальных образованиях может не формироваться;

законами субъектов РФ - городов федерального значения могут быть предусмотрены особенности осуществления отдельных государственных полномочий субъектов РФ - городов федерального значения, переданных органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, в случае, если осуществление данных полномочий не потребует расходов за счет средств бюджетов городов федерального значения и (или) местных бюджетов, а также материальных средств.

Примечательно, что в первоначальном варианте законопроекта, принятого в качестве Федерального закона от 29 июня 2012 г. N 96-ФЗ, вместо этого предлагалось предусмотреть, что в городах федерального значения система органов местного самоуправления определяется законами городов федерального значения. При этом в качестве обоснования для такого дополнения указывалось следующее: в соответствии с комментируемой статьей, устанавливающей особенности организации местного самоуправления в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, в указанных городах перечень вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований определяется законами городов федерального значения; как представляется, необходимость создания исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления (местной администрации) внутригородского муниципального образования обусловлена во многом перечнем вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований, полномочия по решению которых осуществляются органами местного самоуправления; при этом должны учитываться бюджетно-финансовые, организационно-правовые и кадровые ресурсы городов федерального значения и их внутригородских муниципальных образований; такой подход позволяет учитывать особенности внутригородских муниципальных образований и определять разумную и эффективную систему органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований; поэтому при утверждении системы органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований могут быть учтены данные обстоятельства.

Федеральным законом от 30 марта 2015 г. N 63-ФЗ в ч. 3 комментируемой статьи было включено положение, предусматривавшее, что в соответствии с законами субъектов РФ - городов федерального значения требования п. 3 ч. 2 ст. 36 комментируемого Закона о прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования, избранного главой муниципального образования, могут не применяться к депутатам внутригородских муниципальных образований городов федерального значения. Однако Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 187-ФЗ указанное положение исключено.

4. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает, что состав муниципального имущества внутригородских муниципальных образований городов федерального значения определяется законами субъектов РФ - городов федерального значения в соответствии с п. 1-4 ч. 1 ст. 50 комментируемого Закона (до внесения Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 165-ФЗ изменения отсылка была сделана к ч. 1-3 указанной статьи) и перечнем вопросов местного значения, установленным для этих муниципальных образований законами субъектов РФ - городов федерального значения.

Закон г. Москвы "Об организации местного самоуправления в городе Москве" соответствующей регламентации не содержит, в ч. 1 его ст. 23 (в ред. Закона г. Москвы от 11 апреля 2012 г. N 8*(274)) указано лишь то, что в собственности муниципального образования может находиться: 1) имущество, предназначенное для решения установленных названным Законом вопросов местного значения; 2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами г. Москвы; 3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа. Как видно, при этом лишь воспроизведены с соответствующими изменениями положения ч. 1 ст. 50 комментируемого Закона.

Закон Санкт-Петербурга "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" регулирует вопросы, посвященные муниципальному имуществу, детальней. В пунктах 2-5 его ст. 37 определены развернутые перечни имущества, которое может находиться в собственности соответственно муниципальных образований муниципальных округов, муниципального образования муниципального округа Горелово, Лахта-Ольгино, муниципальных образований поселков, муниципальных образований городов.

 

Статья 80. Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях

1. Комментируемая статья, определяющая особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях, как и две ближайшие статьи комментируемого Закона (ст. 79 и 81) согласно ч. 3 ст. 83 данного Закона подлежат применению при реализации требований ч. 1 ст. 85 данного Закона, т.е. при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ предписаний, данных в указанной норме в качестве переходных положений в целях организации местного самоуправления в России. О действии комментируемой статьи см. комментарий к ст. 79 Закона.

В рамках определения таких особенностей в ч. 1 комментируемой статьи установлено, что закрытые административно-территориальные образования являются городскими округами. Соответственно данной норме в п. 2 ст. 1 Закона РФ "О закрытом административно-территориальном образовании" (в ред. Федерального закона от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ*(275)) указано, что вся территория закрытого административно-территориального образования является территорией муниципального образования со статусом городского округа. Там же (в ред. Федерального закона от 22 ноября 2011 г. N 333-ФЗ*(276)) предусмотрено следующее:

территория и границы закрытого административно-территориального образования определяются исходя из особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов;

при установлении и (или) изменении границ закрытого административно-территориального образования и при его преобразовании требования законодательства РФ об учете мнения населения не применяются;

границы закрытого административно-территориального образования на период действия особого режима безопасного функционирования могут не совпадать с границами субъектов РФ;

населенные пункты, расположенные в закрытом административно-территориальном образовании, входят в состав городского округа;

в случае установления вредного воздействия организаций и (или) объектов, расположенных в закрытом административно-территориальном образовании, на территории, прилегающие к границам закрытого административно-территориального образования, этим территориям в соответствии с положением, утверждаемым Правительством РФ, присваивается статус зоны воздействия;

перечень зон воздействия, их границы, режим землепользования, экологические мероприятия определяются в соответствии с положением, утверждаемым Правительством РФ.

2. В части 2 комментируемой статьи предусмотрено, что особенности осуществления местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях устанавливаются федеральными законами (до внесения изменения Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ говорилось о федеральном законе, а не о федеральных законах).

Основным таким актом является названный выше Закон РФ "О закрытом административно-территориальном образовании", в п. 1 ст. 4 которого (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) предусмотрено, что структура, порядок формирования, полномочия и ответственность органов местного самоуправления городского округа закрытого административно-территориального образования определяются в соответствии с законодательством по вопросам местного самоуправления с учетом особенностей, установленных названным Законом.

В соответствии с п. 2 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 454-ФЗ) органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования:

координируют деятельность организаций и (или) объектов, подразделений охраны, милиции, гражданской обороны и иных служб при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

разрабатывают схемы оповещения и эвакуации населения в случаях аварий на территориях организаций и (или) на объектах либо при их угрозе. В случае возникновения опасности для жизни и здоровья населения закрытого административно-территориального образования в результате аварии на территории организации и (или) на объекте глава местной администрации совместно с руководителями организации и (или) объекта осуществляет меры по спасению и охране жизни и здоровья людей, защите их прав, сохранению материальных ценностей, а при необходимости до начала работы соответствующих органов, образуемых Правительством РФ, принимает решение об эвакуации населения;

участвуют совместно с руководителями предприятий и (или) объектов, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, и органами федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, в определении пропускного режима в закрытом административно-территориальном образовании, за исключением режимных территорий организаций и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон;

по согласованию с органами федеральной службы безопасности имеют право давать разрешение на въезд граждан в закрытое административно-территориальное образование и выезд из него, за исключением режимных территорий организаций и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон;

осуществляют контроль за санитарно-эпидемиологическим, радиационным и экологическим состоянием территорий закрытого административно-территориального образования, за исключением режимных территорий организаций и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон, которые подлежат ведению уполномоченных на то государственных контрольных и надзорных органов. Органы местного самоуправления информируются о результатах проверок;

вносят предложения в соответствующие органы государственного и военного управления о проведении инспекционных проверок по соблюдению особого режима и обеспечению достаточных мер для защиты населения закрытого административно-территориального образования от воздействия радиоактивных и других материалов, представляющих повышенную опасность;

выступают заказчиком на строительство и ремонт жилого помещения, объектов социальной инфраструктуры, в том числе на основе долевого участия юридических лиц, расположенных на его территории;

ведут учет граждан, претендующих на получение социальной выплаты в соответствии с п. 2 ст. 7 названного Закона, и определяют размер указанной социальной выплаты;

осуществляют оплату стоимости проезда граждан, указанных в пункте 2.1 ст. 7 названного Закона, и членов их семей от прежнего места жительства до нового места жительства и стоимости провоза багажа.

Согласно п. 2.1 ст. 4 Закона РФ "О закрытом административно-территориальном образовании" (здесь и далее в ред. Федерального закона от 22 ноября 2011 г. N 333-ФЗ):

в случае передачи в установленном порядке в муниципальную собственность жилых помещений государственного жилищного фонда, в том числе построенных или капитально отремонтированных за счет средств федерального бюджета, органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования после отнесения таких помещений к специализированному жилищному фонду в порядке, установленном Правительством РФ, имеют право предоставлять такие помещения гражданам, проходящим службу или состоящим в трудовых отношениях с организациями и (или) объектами;

порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда гражданам, проходящим службу или состоящим в трудовых отношениях с организациями и (или) объектами, в части, не урегулированной жилищным законодательством, устанавливается представительным органом закрытого административно-территориального образования по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся организации и (или) объекты, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования.

Там же предусмотрено, что органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования согласовывают с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся организации и (или) объекты, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования:

планы и программы комплексного социально-экономического развития закрытого административно-территориального образования;

генеральный план закрытого административно-территориального образования;

подготовленные на основе генерального плана закрытого административно-территориального образования проекты планировки территории;

резервирование земель в границах закрытого административно-территориального образования для муниципальных нужд.

В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона РФ "О закрытом административно-территориальном образовании" главой местной администрации закрытого административно-территориального образования является лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом закрытого административно-территориального образования. Как отмечалось в определении КС РФ от 5 марта 2009 г. N 375-О-О*(277), такой порядок исключает его избрание на муниципальных выборах и, соответственно, предполагает невозможность исполнения главой администрации закрытого административно-территориального образования полномочий ни главы закрытого административно-территориального образования, ни председателя его представительного органа; введение такого специального правового регулирования соотносится с характеристиками закрытого административно-территориального образования, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан (п. 1 ст. 1 Закона РФ "О закрытом административно-территориальном образовании"); наличие в границах территории, на которой осуществляется местное самоуправление, такого рода объектов, определение правового режима и управление которыми, по смыслу положений ст. 71 (пункты "а", "б", "в", "д", "и", "м") Конституции РФ, относится к исключительному ведению России, обусловливает необходимость создания дополнительных гарантий обеспечения баланса общегосударственных и местных интересов при организации и осуществлении публичной власти в пределах соответствующих границ.

В пункте 3 ст. 4 Закона РФ "О закрытом административно-территориальном образовании" также предусмотрено следующее:

общее число членов конкурсной комиссии в закрытом административно-территориальном образовании устанавливается представительным органом закрытого административно-территориального образования;

при формировании конкурсной комиссии в закрытом административно-территориальном образовании одна треть ее членов назначается представительным органом закрытого административно-территориального образования, одна треть - законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по представлению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), одна треть - федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся организации и (или) объекты, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

полномочия главы местной администрации закрытого административно-территориального образования прекращаются досрочно в случаях, установленных законодательством РФ о местном самоуправлении, а также в случае преобразования или упразднения закрытого административно-территориального образования;

местная администрация закрытого административно-территориального образования выступает заказчиком строительства и ремонта жилых помещений, объектов социальной инфраструктуры, в том числе на основе долевого участия организаций.

 

Статья 81. Особенности организации местного самоуправления в наукоградах

1. Комментируемая статья, определяющая особенности организации местного самоуправления в наукоградах, как и две предыдущие статьи комментируемого Закона (ст. 79 и 80) согласно ч. 3 ст. 83 данного Закона подлежат применению при реализации требований ч. 1 ст. 85 данного Закона, т.е. при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ предписаний, данных в указанной норме в качестве переходных положений в целях организации местного самоуправления в России. О действии комментируемой статьи см. комментарий к ст. 79 Закона.

В рамках определения таких особенностей в ч. 1 комментируемой статьи установлено, что наукограды являются городскими округами. Соответственно данной норме в ст. 1 Федерального закона от 7 апреля 1999 г. N 70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации" (здесь и далее в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ)*(278) определено, что наукоград Российской Федерации (далее - наукоград) - это муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом. Кстати говоря, в п. 4 ст. 5 названного Закона предусмотрено, что в случае досрочного прекращения статуса наукограда либо в случае отказа в сохранении статуса наукограда городское поселение, имевшее статус наукограда, сохраняет статус городского округа.

2. В части 2 комментируемой статьи предусмотрено, что особенности осуществления местного самоуправления в наукоградах устанавливаются федеральным законом. Таким актом является названный выше Федеральный закон "О статусе наукограда Российской Федерации".

Как предусмотрено в ст. 2 Федерального закона "О статусе наукограда Российской Федерации", правовое регулирование статуса наукограда осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами об общих принципах организации местного самоуправления, о науке и государственной научно-технической политике, другими федеральными законами, названным Законом, конституциями, уставами и законами субъектов РФ.

Федеральный закон "О статусе наукограда Российской Федерации" содержит единственную норму, касающуюся осуществления местного самоуправления в наукоградах, - в п. 1 ст. 5 предусмотрено, что основаниями досрочного прекращения статуса наукограда являются несоответствие результатов деятельности научно-производственного комплекса наукограда задачам, определенным Правительством РФ при присвоении муниципальному образованию статуса наукограда, а также мотивированное ходатайство представительного органа местного самоуправления муниципального образования о досрочном прекращении такого статуса. Порядок рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации и прекращении такого статуса на основании ст. 5 названного Закона утвержден постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2004 г. N 681*(279) (в последующем вносились изменения).

 

Статья 82. Особенности организации местного самоуправления на приграничных территориях

В комментируемой статье в рамках определения особенностей организации местного самоуправления на приграничных территориях указано, что особенности осуществления местного самоуправления на таких территориях устанавливаются федеральным законом, определяющим режим приграничной территории.

Соответствующим актом является Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации"*(280), который наряду с прочим содержит ст. 37, посвященную полномочиям органов местного самоуправления, предприятий и их объединений, учреждений, организаций, общественных объединений РФ в сфере защиты Государственной границы.

В части 1 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ*(281)) предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, устанавливаемыми законодательством РФ, организации (независимо от форм собственности) и их объединения, общественные объединения и их должностные лица:

предоставляют в соответствии с законодательством РФ земельные участки для нужд защиты Государственной границы, осуществляют контроль за использованием земли и соблюдением на этих участках законодательства РФ об охране окружающей среды;

оказывают помощь пограничным органам, Вооруженным Силам РФ, государственным органам, осуществляющим различные виды контроля на Государственной границе, исполняют их законные предписания, предоставляют необходимую для их деятельности информацию;

создают условия для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы в пределах приграничной территории.

Согласно ч. 2 указанной статьи (часть введена Федеральным законом от 29 ноября 1996 г. N 148-ФЗ*(282)) уставами муниципальных образований, расположенных полностью или частично на приграничной территории, могут быть предусмотрены должностные лица местного самоуправления по пограничным вопросам.

В соответствии с ч. 3 указанной статьи (часть введена Федеральным законом от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ) уполномоченные органы местного самоуправления на земельных участках, предоставленных для нужд защиты Государственной границы, осуществляют муниципальный земельный контроль.

 

Статья 82.1. Особенности организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)

1. Комментируемая статья, определяющая особенности организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции), введена Федеральным законом от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ. Данное изменение связано с тем, что вступивший в силу Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не учитывает специфику "северного завоза", не позволяет обеспечить централизованное размещение и исполнение муниципального заказа, что влечет нарушение целостности и дробление государственного заказа, разрушение сложившегося механизма, значительное удорожание товаров и услуг, увеличение бюджетных затрат. О муниципальном заказе см. ст. 54 Закона и комментарий к ней.

Часть 1 комментируемой статьи предусматривает возможность определения органами исполнительной власти субъектов РФ в целях осуществления закупок товаров и связанных с такими закупками услуг для обеспечения муниципальных нужд, включенных в перечень товаров и услуг, централизованные поставки и оказание которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции) (названный перечень далее по тексту статьи в юридико-технических целях обозначается сокращением "перечень"), поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, находящихся на территориях соответствующих субъектов РФ, муниципальных образований, в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Эта возможность реализуется в случае утверждения такого перечня законом субъекта РФ. Иначе говоря, субъекту РФ предоставлено право централизовать завоз товаров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов при условии принятия им закона, определяющего перечень товаров и услуг, необходимых для осуществления централизованной поставки товаров в субъект РФ.

Данная часть изложена полностью в новой редакции Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ, которым терминология, используемая в отдельных федеральных законах, приведена в соответствие с понятийным аппаратом, принятым в Федеральном законе "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (см. комментарий к ст. 54 Закона). В прежней редакции данной части указывалось на то, что органами исполнительной власти субъектов РФ осуществляются полномочия по размещению и исполнению заказа на поставки товаров, а также на оказание связанных с такими поставками услуг, включенных в перечень, в случае утверждения перечня законом субъекта РФ.

2. В части 2 комментируемой статьи установлены адресованные региональным законодателям требования к определению перечня товаров и услуг, централизованные поставки и оказание которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции): во-первых, предусмотрено, что в перечень могут быть включены лишь топливно-энергетические ресурсы, продовольственные товары и продукция производственно-технического назначения, а также услуги, связанные с их поставками; во-вторых, закреплен запрет на включение в перечень иных товаров и услуг.

3. В части 3 комментируемой статьи указано, что закупки иных товаров, услуг для обеспечения муниципальных нужд, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции), но не включенных в перечень, осуществляются органами местного самоуправления указанных муниципальных образований. Данная часть изложена упомянутым выше Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ в новой редакции, согласующейся с понятийным аппаратом, принятым в Федеральном законе "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В прежней редакции данной части говорилось о полномочиях по размещению и исполнению заказа на поставки иных товаров и оказание иных услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции), но не включенных в перечень.

В отношении рассматриваемой части следует подчеркнуть, что при отсутствии соответствующего перечня, утвержденного законом субъекта РФ, органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований осуществляются закупки всех товаров, услуг для обеспечения муниципальных нужд, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции).

4. Часть 4 комментируемой статьи наделяет Правительство РФ полномочием на утверждение перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции). Ранее данное полномочие Правительства РФ предусматривалось в п. 2 ст. 7 Федерального закона от 19 июня 1996 г. N 78-ФЗ "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 2 января 2000 г. N 30-ФЗ)*(283) (утратили силу с изданием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ), на основании которого постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 402 утвержден Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)*(284) (в последующем вносились изменения). Это постановление и подлежит применению в целях комментируемой статьи.

 

Статья 82.2. Особенности организации местного самоуправления на территории инновационного центра "Сколково"

В комментируемой статье определены особенности организации местного самоуправления на территории инновационного центра "Сколково". Данная статья введена Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. N 243-ФЗ, принятым в связи с принятием Федерального закона от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково"*(285), к которому и сделана отсылка в статье в рамках указанной регламентации.

Федеральный закон "Об инновационном центре "Сколково" согласно ч. 1 его ст. 1 регулирует отношения, возникающие при реализации проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса (инновационного центра "Сколково") и обеспечении жизнедеятельности на его территории. Как определено в п. 2 ст. 2 названного Закона, инновационный центр "Сколково" - это совокупность инфраструктуры территории инновационного центра "Сколково" и механизмов взаимодействия лиц, участвующих в реализации проекта, в том числе путем использования этой инфраструктуры (далее - Центр).

Особенностям организации местного самоуправления на территории инновационного центра "Сколково" посвящена статья 20 Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково", в соответствии с ч. 2 которой (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ) на территории Центра не осуществляются полномочия органов местного самоуправления, осуществляемые управляющей компанией в соответствии с названным Федеральным законом, а также следующие полномочия:

1) резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую;

2) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;

3) создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка;

4) обеспечение малоимущих граждан, проживающих на территории Центра и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

5) выдача разрешений на установку рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе";

6) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, а также иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ;

7) проведение мероприятий, предусмотренных законодательством РФ об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

8) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В части 3 указанной статьи предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления, не указанные в ч. 2 статьи, осуществляются в соответствии с законодательством РФ с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково". Согласно части 4 этой же статьи органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия, указанные в ч. 3 статьи, размещаются вне территории Центра, за исключением специально созданных подразделений федеральных органов исполнительной власти, указанных в ч. 2 ст. 19 названного Закона.

 

Статья 82.3. Особенности организации местного самоуправления на территориях опережающего социально-экономического развития

Комментируемая статья определяет особенности организации местного самоуправления на территориях опережающего социально-экономического развития. Данная статья введена Федеральным законом "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", к которому и сделана отсылка в статье в рамках указанной регламентации.

Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" в соответствии с его ст. 1 определяет правовой режим территорий опережающего социально-экономического развития в России, меры государственной поддержки и порядок осуществления деятельности на таких территориях. Согласно определению, данному в п. 3 ст. 2 названного Закона, территория опережающего социально-экономического развития - это часть территории субъекта РФ, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства РФ установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

Об особенностях организации местного самоуправления на территориях опережающего социально-экономического развития говорится в норме ч. 2 ст. 23 Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", устанавливающей, что полномочия органов местного самоуправления на территории опережающего социально-экономического развития осуществляются в соответствии с законодательством РФ, за исключением полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом к компетенции уполномоченного федерального органа или управляющей компании, включая организацию и проведение мероприятий, предусмотренных законодательством РФ об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Как определено в п. 4 и 5 ст. 2 названного Закона:

уполномоченный федеральный орган - это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ в области создания территорий опережающего социально-экономического развития на территории федерального округа, территориях федеральных округов (п. 4);

управляющая компания - это акционерное общество, которое определено Правительством РФ в целях осуществления функций по управлению территорией опережающего социально-экономического развития и 100% акций которого принадлежит России, и (или) дочернее хозяйственное общество, которое создано с участием такого акционерного общества (п. 5).

 







Сейчас читают про: