Глава 12. Переходные положения

 

Статья 83. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1-1.3. В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Там же установлено то, что неопубликованные законы не применяются. Кроме того, согласно указанной конституционной норме любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов установлен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"*(286), согласно ст. 4 которого (в ред. Федерального закона от 21 октября 2011 г. N 289-ФЗ*(287)) официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

Полный текст комментируемого Закона опубликован: в "Парламентской газете" - в N 186 от 8 октября 2003 г.; в "Российской газете" - в N 202 от 8 октября 2003 г.; в "Собрании законодательства Российской Федерации" - в выпуске N 40 от 6 октября 2003 г., ст. 3822. Положение о том, что официальным опубликованием федерального закона также считается первое размещение (опубликование) его текста на "Официальном интернет-портале правовой информации", введено после принятия комментируемого Закона.

Согласно правовой позиции КС России, изложенной в постановлении от 24 октября 1996 г. N 17-П*(288), день, которым датируется выпуск "Собрания законодательства Российской Федерации" с текстом федерального закона не может считаться днем его обнародования; указанная дата, как свидетельствуют выходные данные, совпадает с датой подписания издания в печать, и, следовательно, с этого момента еще реально не обеспечивается получение информации о содержании закона его адресатами; днем официального опубликования федерального закона согласно позиции КС России должен быть признан день опубликования его полного текста в "Российской газете". Таким образом, днем официального опубликования комментируемого Закона следует считать 8 октября 2003 г., т.е. день опубликования Закона в "Парламентской газете" и "Российской газете".

Следует отметить, что обязательность повторного опубликования в официальных изданиях полного текста федерального закона, в который внесены изменения, Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" не предусматривает (в ч. 4 его ст. 9 говорится лишь о возможности повторного официального опубликования в полном объеме федерального закона, в который были внесены изменения или дополнения). Достаточно лишь официального опубликования федерального закона, которым внесены изменения в ранее изданный федеральный закон. В этой связи уместно упомянуть об определении КС России от 20 декабря 2005 г. N 515-О*(289), которым отказано в принятии к рассмотрению жалобы на ст. 4 названного Закона, допускающую действие закона без повторного опубликования его полного текста в официальных изданиях после внесения в него изменений и дополнений. Соответственно, текст комментируемого Закона в связи с внесением в него изменений повторно не опубликовывался.

Как предусмотрено в ст. 6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Соответственно, комментируемой статьей и установлен такой "другой" порядок вступления в силу комментируемого Закона.

В первоначальной редакции ч. 1 комментируемой статьи предусматривалось, что комментируемый Закон, за исключением положений, для которых комментируемой главой установлены иные сроки и порядок вступления в силу, должен вступить в силу с 1 января 2006 г.

В соответствии с Федеральным законом от 12 октября 2005 г. N 129-ФЗ вступление основной массы норм комментируемого Закона перенесено на 1 января 2009 г. Как отмечалось при этом, перенесение срока вступления в силу комментируемого Закона на более позднее время позволит привести в соответствие с ним ряд федеральных законов, даст возможность субъектам РФ более тщательной подготовки к осуществлению на практике реформы местного самоуправления, избежать негативных социально-политических последствий и не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

Одновременно Федеральным законом от 12 октября 2005 г. N 129-ФЗ в комментируемую статью включены части 1.1-1.3, предусматривавшими, что со дня официального опубликования комментируемого Закона (т.е. с 8 октября 2003 г.) до 1 января 2009 г. (т.е. до дня вступления в силу комментируемого Закона) устанавливается переходный период (ч. 1.1);

в переходный период законом субъекта РФ определяется порядок решения вопросов местного значения вновь образованных в соответствии с комментируемым Законом поселений. Принятие указанных законов субъектов РФ осуществляется до 1 января 2006 г. (т.е. до первоначальной даты вступления в силу комментируемого Закона). С 1 января 2006 г. до окончания переходного периода указанные законы субъектов РФ принимаются не позднее чем за три месяца до начала очередного финансового года и не могут быть изменены в течение финансового года (ч. 1.2);

в переходный период указанными законами субъектов РФ может быть предусмотрено решение вопросов местного значения вновь образованных в соответствии с комментируемым Законом поселений органами местного самоуправления муниципальных районов (ч. 1.3).

2-2.1. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает специальный срок для вступления в силу комментируемой главы, содержащей переходные положения: данная глава вступает в силу со дня официального опубликования комментируемого Закона, т.е. с 8 октября 2003 г. (см. выше).

С учетом того, что Федеральным законом от 12 октября 2005 г. N 129-ФЗ в комментируемую статью введена ч. 1.1, устанавливающая переходный период, этим же Законом в данную статью включена ч. 2.1, в соответствии с которой положения комментируемого Закона, в том числе установленные абз. 1 ч. 3 данной статьи, применяются с 1 января 2006 г. (т.е. с первоначальной даты вступления в силу комментируемого Закона, см. выше) до окончания переходного периода в части, не противоречащей положениям ч. 1.2 и 1.3 комментируемой статьи.

3. В части 3 комментируемой статьи определены положения статей комментируемого Закона, которые вступают в силу со дня его официального опубликования (т.е. с 8 октября 2003 г., см. выше) и до 1 января 2006 г. (т.е. с первоначальной даты вступления в силу комментируемого Закона, см. выше) применяются исключительно к правоотношениям, возникающим в силу требований ст. 84 и 85 данного Закона, иначе говоря, применяются в соответствии с нормами статей, регулирующих порядок проведения в переходный период подготовительных мероприятий для обеспечения реализации положений комментируемого Закона.

Это следующие положения: положения ст. 11, 12 и 13 Закона, регламентирующие установление и изменение границ муниципального образования, а также преобразование муниципальных образований соответственно; положения ст. 14, 15 и 16 Закона, определяющие перечни вопросов местного значения поселения, муниципального района, городского округа соответственно; положения ст. 34-37 Закона об органах местного самоуправления и должностных лицах местного самоуправления; положения ст. 50 Закона, посвященные муниципальному имуществу.

В правоприменительной практике выявилось, что данный перечень нуждается в дополнении, в связи с чем Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 186-ФЗ в ч. 3 комментируемой статьи включены положения, согласно которым: статьи 2 "Основные термины и понятия" и 10 "Территории муниципальных образований" комментируемого Закона применяются при реализации требований ст. 84 и 85 данного Закона; статья 25 "Сход граждан" комментируемого Закона применяется при реализации требований ч. 3 ст. 84 и ч. 5 ст. 85 данного Закона; статьи "Особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге", 80 "Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях" и 81 "Особенности организации местного самоуправления в наукоградах" комментируемого Закона применяются при реализации требований ч. 1 ст. 85 данного Закона.

В отношении положений п. 8 ч. 1 ст. 15 и п. 9 ч. 1 ст. 16 комментируемого Закона, относящих к вопросам местного значения организацию охраны общественного порядка на территории муниципального образования, предусмотрено, что данные положения вступают в силу в сроки, установленные федеральным законом, определяющим порядок организации и деятельности муниципальной милиции. До настоящего времени сведений об издании федеральным законодателем соответствующего акта нет.

Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований", упорядочивающим нормативное регулирование вопросов регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования, в ч. 3 комментируемой статьи включено положение о специальной дате - с 1 сентября 2005 г. - вступления в силу соответствующих положений комментируемого Закона (ч. 1 и 2, абз. 1 и п. 1 ч. 3, ч. 4 ст. 28 и ст. 44).

4-5. В части 4 и 5 комментируемой статьи определены особенности применения при формировании и утверждении проектов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на 2006-2008 гг. статей 60 и 61 комментируемого Закона, регламентирующих выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений и муниципальных районов (городских округов) соответственно.

Положения ч. 4 и 5 комментируемой статьи полностью изложены в новой редакции Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. N 198-ФЗ, которым внесены соответствующие изменения и в Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений". Как отмечалось при этом, внесение указанных изменений позволит аккумулировать дополнительную часть средств, перечисляемых из бюджетов наиболее обеспеченных муниципальных образований в бюджеты субъектов РФ для их последующего перераспределения между дотационными муниципальными образованиями, что позволит обеспечить более обоснованное и эффективное выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

Так, Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. N 198-ФЗ в ст. 2 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ включена часть 4.1, которой установлено, что при формировании и утверждении проектов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на 2006-2008 гг. статья 137 "Региональный фонд финансовой поддержки поселений" БК РФ (в Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ) применяется с учетом следующих особенностей:

1) порядок образования регионального фонда финансовой поддержки поселений и распределения дотаций из указанного фонда, в том числе порядок расчета и установления заменяющих указанные дотации дополнительных (дифференцированных) нормативов отчислений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в местные бюджеты, устанавливается законом субъекта РФ в соответствии с требованиями БК РФ;

2) по согласованию с представительными органами поселений дотации из регионального фонда финансовой поддержки поселений могут быть полностью или частично заменены дополнительными (дифференцированными) нормативами отчислений в бюджеты поселений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с БК РФ в бюджет субъекта РФ;

3) дополнительные (дифференцированные) нормативы рассчитываются как отношение расчетного объема дотации (части расчетного объема дотации) поселению из регионального фонда финансовой поддержки поселений к прогнозируемым в соответствии с единой методикой объемам соответствующих федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в консолидированный бюджет субъекта РФ по территории соответствующего поселения;

4) изменение дополнительных (дифференцированных) нормативов отчислений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты поселений в течение финансового года не допускается;

5) средства, полученные поселением по дополнительным (дифференцированным) нормативам отчислений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, сверх объема расчетной дотации (части расчетной дотации) из регионального фонда финансовой поддержки поселений, изъятию в бюджет субъекта РФ и (или) учету при последующем распределении финансовой помощи местным бюджетам не подлежат;

6) потери бюджета поселения в связи с получением средств по дополнительным (дифференцированным) нормативам отчислений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в объеме ниже расчетной дотации (части расчетной дотации) из регионального фонда финансовой поддержки поселений компенсации из бюджета субъекта РФ и (или) учету при последующем распределении финансовой помощи местным бюджетам не подлежат;

7) законом субъекта РФ органы местного самоуправления муниципальных районов могут быть наделены полномочиями органов государственной власти субъектов РФ по расчету и предоставлению дотаций поселениям за счет средств бюджетов субъектов РФ;

8) законом субъекта РФ должны быть установлены соответствующие требованиям ст. 137 БК РФ (в Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ) порядок (методика) расчета субвенций бюджетам муниципальных районов из регионального фонда компенсаций на осуществление данных полномочий и порядок (методика) расчета органами местного самоуправления муниципальных районов размера дотаций поселениям, в том числе порядок (методика) расчета и установления заменяющих их дополнительных (дифференцированных) нормативов отчислений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами;

9) распределение дотаций из регионального фонда финансовой поддержки поселений между поселениями утверждается законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год;

10) дополнительные (дифференцированные) нормативы отчислений в бюджеты поселений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, утверждаются законом субъекта РФ на срок не менее одного года;

11) в случае наделения представительных органов муниципальных районов полномочиями органов государственной власти субъектов РФ по расчету и предоставлению дотаций из регионального фонда финансовой поддержки поселений распределение указанных дотаций между поселениями соответствующего района утверждается решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год;

12) в случае наделения представительных органов муниципальных районов полномочиями органов государственной власти субъектов РФ по расчету и предоставлению заменяющих по согласованию с представительными органами поселений указанные дотации дополнительных (дифференцированных) нормативов отчислений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ, указанные нормативы утверждаются решением представительного органа муниципального района на срок не менее одного года;

13) региональный фонд финансовой поддержки поселений в части предоставления дотаций городским и сельским поселениям субъекта РФ может полностью или частично распределяться между указанными поселениями исходя из уровня их расчетной бюджетной обеспеченности в соответствии с единой методикой, утвержденной законом субъекта РФ. Право на получение указанных дотаций имеют все городские и сельские поселения субъекта РФ, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности поселений;

14) региональный фонд финансовой поддержки поселений в части предоставления дотаций городским округам распределяется в порядке, предусмотренном статьей 137 БК РФ (в Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ);

15) уровень расчетной бюджетной обеспеченности поселений определяется соотношением налоговых доходов на одного жителя, которые могут быть получены бюджетом поселения исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичного показателя в среднем по городским и сельским поселениям данного субъекта РФ с учетом различий в структуре населения, социально-экономических, климатических, географических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления бюджетных услуг (объем выплат) в расчете на одного жителя;

16) определение уровня расчетной бюджетной обеспеченности поселений производится по единой методике, обеспечивающей сопоставимость налоговых доходов городских и сельских поселений, а также перечня бюджетных услуг и показателей, характеризующих факторы и условия, влияющие на стоимость их предоставления в расчете на одного жителя.

Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. N 198-ФЗ в ст. 2 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ включена также часть 5.1, которой установлено, что при формировании и утверждении проектов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на 2006-2008 гг. статья 138 "Региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов)" БК РФ (в Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ) применяется с учетом следующих особенностей:

1) порядок образования регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и распределения дотаций из указанного фонда, в том числе порядок расчета и установления заменяющих указанные дотации дополнительных (дифференцированных) нормативов отчислений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в местные бюджеты, устанавливается законом субъекта РФ в соответствии с требованиями БК РФ;

2) по согласованию с представительными органами муниципальных районов (городских округов) дотации из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) могут быть полностью или частично заменены дополнительными (дифференцированными) нормативами отчислений в бюджеты муниципальных районов (городских округов) от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с БК РФ в бюджет субъекта РФ;

3) дополнительные (дифференцированные) нормативы рассчитываются как отношение расчетного объема дотации (части расчетного объема дотации) муниципальному району (городскому округу) из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) к прогнозируемым в соответствии с единой методикой объемам соответствующих федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в консолидированный бюджет субъекта РФ по территории соответствующего муниципального района (городского округа);

4) изменение дополнительных (дифференцированных) нормативов отчислений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты муниципальных районов (городских округов) в течение финансового года не допускается;

5) средства, полученные муниципальным районом (городским округом) по дополнительным (дифференцированным) нормативам отчислений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, сверх объема расчетной дотации (части расчетной дотации) из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), изъятию в бюджет субъекта РФ и (или) учету при последующем распределении финансовой помощи местным бюджетам не подлежат;

6) потери бюджета муниципального района (городского округа) в связи с получением средств по дополнительным (дифференцированным) нормативам отчислений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в объеме ниже расчетной дотации (части расчетной дотации) из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) компенсации из бюджета субъекта РФ и (или) учету при последующем распределении финансовой помощи местным бюджетам не подлежат;

7) распределение дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) между муниципальными районами (городскими округами) утверждается законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год;

8) дополнительные (дифференцированные) нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов (городских округов) от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, утверждаются законом субъекта РФ на срок не менее одного года.

6. В части 6 комментируемой статьи установлен специальный срок - с 1 января 2008 г. - вступления в силу положений п. 2 ч. 1, ч. 4 ст. 75 комментируемого Закона, регламентирующих основание и порядок введения временной финансовой администрации, а также осуществление ею деятельности.

Данное правило согласуется с положением п. 7 ст. 2 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ, в соответствии с которым нормы этого Закона, которыми в БК РФ включена глава 19.1 "Осуществление бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при введении временной финансовой администрации", вступают в силу в части, касающейся муниципальных образований, с 1 января 2008 г.

7. В соответствии с ч. 7 комментируемой статьи положение абз. 1 ч. 6 ст. 40 комментируемого Закона, предусматривающее запрет выборным должностным лицам местного самоуправления быть депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, не распространяется на выборных должностных лиц местного самоуправления, которые являются депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, избранными до 13 мая 2002 г.

Данная часть введена Федеральным законом от 29 июня 2005 г. N 69-ФЗ в связи с тем, что Федеральным законом от 7 мая 2002 г. N 47-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"*(290) установлен запрет для депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ замещать выборные муниципальные должности, но этот запрет не распространен на депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, избранных до его вступления в силу, т.е. до 13 мая 2002 г.

В части 7 комментируемой статьи также указано, что положения второго предложения абз. 1 и абз. 4 ч. 6 ст. 40 комментируемого Закона не распространяются на депутата представительного органа муниципального образования, выборное должностное лицо местного самоуправления, избранных на муниципальных выборах, назначенных до 1 февраля 2006 г. Данное положение включено Федеральным законом от 15 февраля 2006 г. N 24-ФЗ, которым и изложены в новой редакции указанные нормы ст. 40 комментируемого Закона. Рассматриваемое положение ч. 7 комментируемой статьи согласно Федеральному закону от 15 февраля 2006 г. N 24-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г.

 

Статья 84. Особенности осуществления местного самоуправления в переходный период

1. Комментируемая статья определяет особенности осуществления местного самоуправления в переходный период, т.е. со дня официального опубликования данного Закона (с 8 октября 2003 г.) до 1 января 2009 г. (см. комментарий к ст. 83 Закона).

В части 1 комментируемой статьи регламентировано проведение выборов органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления в муниципальных образованиях, образованных до вступления в силу комментируемой главы, т.е. до 8 октября 2003 г. (см. комментарий к ст. 83 Закона). Так, установлено, что такие выборы проводятся в порядке и сроки, установленные уставами указанных муниципальных образований, за исключением случаев:

изменения границ муниципального образования в порядке, предусмотренном ч. 3 данной статьи, повлекшего увеличение численности избирателей муниципального образования более чем на 10%. При этом предусмотрено, что формирование органов местного самоуправления производится в порядке, установленном ст. 85 комментируемого Закона;

преобразования муниципального образования в порядке, предусмотренном ч. 3 данной статьи. При этом также предусмотрено, что формирование органов местного самоуправления производится в порядке, установленном ст. 85 данного Закона;

продления или сокращения законом субъекта РФ или нормативным правовым актом органа местного самоуправления сроков полномочий органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в целях совмещения дня голосования на выборах указанных органов и должностных лиц с днем голосования на иных выборах в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ".

Часть 1 комментируемой статьи полностью изложена в новой редакции Федеральным законом от 12 августа 2004 г. N 99-ФЗ, которым также в новой редакции изложена статья 82 "О совмещении выборов" Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В этой редакции статья имела название "О совмещении выборов, продлении или сокращении сроков полномочий органов местного самоуправления" и в п. 1 предусматривала, что допускается не более чем на один год продление или сокращение сроков полномочий органов местного самоуправления в целях совмещения дня голосования:

на выборах в органы местного самоуправления с днем голосования на выборах в органы местного самоуправления муниципальных образований, вновь образованных в соответствии с комментируемым Законом;

на выборах в органы местного самоуправления муниципальных образований в субъекте РФ;

на выборах в органы местного самоуправления одного и того же муниципального образования;

на выборах в органы местного самоуправления с днем голосования на выборах в органы государственной власти субъекта РФ.

Там же устанавливалось, что выборы в органы местного самоуправления, сроки полномочий которых продлены или сокращены, должны быть проведены до 1 ноября 2005 г.

В пункте 2 ст. 82 названного Закона указывалось, что продление или сокращение сроков полномочий органов местного самоуправления осуществляется:

законом субъекта РФ в случаях, предусмотренных абз. 2 и 3 п. 1 данной статьи;

нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, предусмотренных абз. 4 и 5 п. 1 данной статьи.

Как предусматривалось там же, о таком продлении или сокращении сроков полномочий органов местного самоуправления информируется Центральная избирательная комиссия РФ. При этом устанавливалось, что финансирование выборов осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с п. 3 ст. 82 названного Закона допускалось продление до 1 января 2006 г. сроков полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований, которые существуют на день вступления в силу комментируемой главы, границы которых изменены либо которые преобразованы в порядке, установленном комментируемой статьей. Продление сроков полномочий указанных органов осуществляется законом субъекта РФ. О таком продлении сроков полномочий органов местного самоуправления информируется Центральная избирательная комиссия РФ.

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 149-ФЗ*(291) в ст. 82 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" были включены пункты 4 и 5, которыми предусматривалось следующее:

допускается законом субъекта РФ однократное не более чем на один год продление или сокращение сроков полномочий органов местного самоуправления в целях совмещения дня голосования на выборах не менее чем в две трети органов местного самоуправления муниципальных образований в данном субъекте РФ. Не допускается продление или сокращение сроков полномочий органов местного самоуправления, в результате которых избиратель будет иметь возможность проголосовать одновременно более чем по четырем избирательным бюллетеням, за исключением избирательных бюллетеней, выданных в связи с проведением досрочных, повторных или дополнительных выборов (п. 4);

выборы в органы местного самоуправления, сроки полномочий которых продлены или сокращены в соответствии с п. 4 данной статьи, назначаются на предусмотренные п. 3 и 6 ст. 10 названного Закона дни голосования, в том числе на первое или второе воскресенье октября. Указанные выборы должны быть проведены до 14 марта 2011 г. При назначении и проведении указанных выборов положения ст. 81.1 названного Закона не применяются (п. 5).

Как предусматривалось Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 149-ФЗ, указанным однократным продлением или сокращением сроков полномочий органов местного самоуправления считается продление или сокращение сроков полномочий указанных органов, осуществленные после дня вступления в силу данного Закона, т.е. после 5 августа 2008 г.

Впоследствии все изложенные пункты 1-5 ст. 82 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" признаны Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 40-ФЗ утратившими силу.

2. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, избранные до вступления в силу комментируемой главы, т.е. до 8 октября 2003 г. (см. комментарий к ст. 83 Закона), а также избранные в соответствии с абз. 1 ч. 1 данной статьи, с 1 января 2006 г. (т.е. с первоначальной даты вступления в силу комментируемого Закона, см. комментарий к ст. 83 Закона) осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с комментируемым Законом с учетом статуса соответствующего муниципального образования, установленного законом субъекта РФ (указание на органы местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, избранные в соответствии с абз. 1 ч. 1 комментируемой статьи (т.е. органы местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в муниципальных образованиях, образованных до вступления в силу комментируемой главы) включено Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 186-ФЗ).

Требования ст. 35 комментируемого Закона о численности депутатов представительных органов муниципальных образований согласно ч. 2 комментируемой статьи применяются в отношении указанных органов, дата выборов которых назначена после вступления в силу комментируемой главы. Федеральным законом от 12 августа 2004 г. N 99-ФЗ включено положение, предусматривающее, что в случае, если положения устава муниципального образования, определяющие численность депутатов представительного органа муниципального образования, не приведены в соответствие с требованиями ст. 35 комментируемого Закона, то при проведении выборов, назначенных после вступления в силу комментируемой главы, численность депутатов должна соответствовать минимальной численности депутатов представительного органа муниципального образования, установленной ст. 35 комментируемого Закона.

Требования ст. 36 и 37 комментируемого Закона о порядке избрания (назначения) и полномочиях глав муниципальных образований (глав местных администраций) согласно ч. 2 комментируемой статьи применяются по истечении срока полномочий глав муниципальных образований (глав местных администраций), избранных (назначенных) до вступления в силу комментируемой главы.

Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 186-ФЗ в ч. 2 комментируемой статьи включено правило, согласно которому положения ч. 6-8 ст. 35, ч. 2 и 3 ст. 36, ч. 2-6 ст. 37 комментируемого Закона (положения о численности депутатов представительных органов местного самоуправления, статусе главы муниципального образования, порядке его избрания, порядке замещения должности главы местной администрации) применяются также в случае, если устав муниципального образования принят на местном референдуме либо если численный состав представительного органа муниципального образования, порядок избрания и полномочия главы муниципального образования определены решением местного референдума. При этом предусмотрено, что приведение устава муниципального образования в соответствие с указанными положениями в этом случае осуществляется решением представительного органа муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек - населением непосредственно на сходе граждан.

3. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи изменение границ и преобразование муниципальных образований, существующих на день вступления в силу комментируемой главы (т.е. на 8 октября 2003 г., см. комментарий к ст. 83 Закона), в период со дня вступления в силу данной главы до 1 января 2006 г. (т.е. до первоначальной даты вступления в силу комментируемого Закона, см. комментарий к ст. 83 Закона) допускаются исключительно в порядке и по основаниям, установленным комментируемой статьей и ст. 85 комментируемого Закона.

Как установлено в рассматриваемой норме, изменение границ и преобразование муниципальных образований, существующих на день вступления в силу комментируемой главы, производятся с соблюдением требований соответственно ст. 12 "Изменение границ муниципального образования" и 13 "Преобразование муниципальных образований" комментируемого Закона. При этом в отношении городских и сельских поселений, являющихся муниципальными образованиями на день вступления в силу комментируемой главы, не применяются требования п. 6, 7 и 10 ч. 1 ст. 11 комментируемого Закона, а именно следующие требования:

в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3000 человек каждый) (п. 6);

сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения (п. 7);

административным центром муниципального района может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района (п. 10).

Часть 3 комментируемой статьи предусматривает также следующее:

наделение законом субъекта РФ городских, сельских населенных пунктов, расположенных в границах района, являющегося муниципальным образованием на день вступления в силу комментируемой главы, статусом городских, сельских поселений в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 85 комментируемого Закона не является изменением границ, преобразованием указанного района;

наделение законом субъекта РФ городских населенных пунктов, расположенных в границах района, являющегося муниципальным образованием на день вступления в силу настоящей статьи, статусом городских округов является преобразованием указанного района и производится в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 13 комментируемого Закона;

городские поселения, являющиеся на день вступления в силу настоящей главы муниципальными образованиями, предметы ведения которых на 30 апреля 2003 г. не разграничены в соответствии с п. 3 ст. 6 Закона 1995 г. о местном самоуправлении, с 1 января 2006 г. являются городскими округами, если законом субъекта РФ до 1 марта 2005 г. (до внесения изменения Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 186-ФЗ указывалось на 1 февраля 2005 г.) в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 11 и ч. 7 ст. 13 комментируемого Закона не установлено иное. Изменение статуса указанных городских поселений с 1 января 2006 г. производится в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 13 комментируемого Закона.

В рамках установления порядка упразднения внутригородских муниципальных образований, а также муниципальных образований, состоящих из нескольких городов, и наделения статусом городского поселения (городского округа) указанных городов Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 186-ФЗ в ч. 3 комментируемой статьи введены следующие положения:

в случае наличия в составе территории (в границах) муниципального образования (за исключением района) города и других населенных пунктов, являющихся муниципальными образованиями, не позднее 1 марта 2005 г. законом субъекта РФ принимается решение: об упразднении указанных муниципальных образований (за исключением города) и соответствующих органов местного самоуправления не позднее 1 января 2006 г., если территории данных муниципальных образований находятся в пределах городской черты; об исключении территорий населенных пунктов, находящихся за пределами городской черты, из состава территории указанного муниципального образования;

внутригородские муниципальные образования упраздняются с 1 января 2006 г.;

если муниципальное образование состоит из нескольких городов, не являющихся муниципальными образованиями, то не позднее 1 марта 2005 г. в соответствии с ч. 1 ст. 85 комментируемого Закона каждый город наделяется статусом городского поселения (городского округа), определяются его границы и до 1 ноября 2005 г. проводятся выборы в органы местного самоуправления. Указанное муниципальное образование подлежит упразднению с 1 января 2006 г. законом субъекта РФ;

если на территории района, являющегося муниципальным образованием на день официального опубликования комментируемого Закона, находится один населенный пункт или если в соответствии с положениями ст. 11 данного Закона может быть образовано не более двух поселений, не позднее 1 марта 2005 г. указанный населенный пункт наделяется статусом городского или сельского поселения либо территория указанного района наделяется статусом сельского поселения. Указанное муниципальное образование (район) подлежит упразднению с 1 января 2006 г. законом субъекта РФ. Вновь образованное поселение и территория района, не вошедшая в состав территории указанного поселения, включаются в состав муниципального района. Выборы в органы местного самоуправления вновь образованного поселения проводятся после окончания срока полномочий органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления указанного района, которые с 1 января 2006 г. осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения вновь образованного поселения в соответствии с комментируемым Законом.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении КС России от 3 апреля 2007 г. N 171-О-П*(292) и позднее подтвержденной в ряде других определений КС России, часть 3 комментируемой статьи и часть 3 ст. 85 комментируемого Закона - по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - предполагают, что в случаях изменения границ территорий, на которых осуществляется местное самоуправление, и преобразования муниципальных образований требуется учет мнения населения соответствующих территорий, выраженного в установленной форме; иное означало бы, что на предусмотренные в указанных статьях случаи не распространяется не только действие общего принципа, закрепленного в ст. 12 и 13 данного Закона, но и действие универсального принципа, гарантированного ст. 131 (ч. 2) Конституции РФ и относящегося к самому существу местного самоуправления, что недопустимо; при этом учет мнения населения при реорганизации муниципальных образований может осуществляться путем принятия населением решения на местном референдуме или посредством иных установленных форм волеизъявления граждан.

4. В части 4 комментируемой статьи установлено, что на территориях вновь образованных в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 85 комментируемого Закона муниципальных образований до 1 января 2006 г. (т.е. до первоначальной даты вступления в силу данного Закона, см. комментарий к ст. 83 Закона) полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляют органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, иные органы и должностные лица, осуществляющие на этих территориях полномочия по решению вопросов местного значения на день вступления в силу комментируемой главы (т.е. на 8 октября 2003 г., см. комментарий к ст. 83 Закона). Указанный пункт 1 ч. 1 ст. 85 комментируемого Закона предписывает органам государственной власти субъектов РФ в целях организации местного самоуправления до 1 марта 2005 г. установить в соответствии с требованиями данного Закона границы муниципальных образований (см. комментарий к указанной статье).

5. Как предусмотрено в ч. 5 комментируемой статьи:

органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований приступают к осуществлению своих полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с комментируемым Законом с 1 января 2006 г. (т.е. с первоначальной даты вступления в силу комментируемого Закона, см. комментарий к ст. 83 Закона);

в период со дня избрания до 1 января 2006 г. указанные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе принимать уставы муниципальных образований, другие муниципальные правовые акты, формировать иные органы местного самоуправления;

принятые указанными органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления уставы муниципальных образований, другие муниципальные правовые акты, за исключением правовых актов по вопросам организации их работы, вступают в силу не ранее 1 января 2006 г.

Согласно ч. 5 комментируемой статьи организационное и материально-техническое обеспечение деятельности указанных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в период со дня их избрания до 1 января 2006 г. осуществляют органы местного самоуправления, иные органы и должностные лица, осуществляющие полномочия по решению вопросов местного значения на территориях соответствующих муниципальных образований на основании ч. 4 данной статьи.

Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 186-ФЗ в ч. 5 комментируемой статьи включены положения, согласно которым:

органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, сформированные в соответствии с комментируемым Законом в 2004 г., вправе в соответствии с законом субъекта РФ приступить к осуществлению полномочий с 1 января 2005 г. и осуществляют полномочия до 1 января 2006 г. в соответствии с положениями Закона 1995 г. о местном самоуправлении; при этом ст. 14-17 названного Закона, посвященные органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, и ч. 4 комментируемой статьи не применяются; законом субъекта РФ может быть предусмотрено решение органами местного самоуправления вопросов местного значения, установленных комментируемым Законом; субъекты РФ обеспечивают доходы местных бюджетов для реализации возникающих при этом расходных обязательств муниципальных образований; в таком случае положения Закона 1997 г. о финансовых основах местного самоуправления не применяются.

Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 186-ФЗ с целью установления нормы, допускающей до 1 января 2006 г. выборным должностным лицам местного самоуправления и депутатам, избранным в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, не освобождаться от обязанностей, несовместимых со статусом выборного должностного лица, статусом депутата, в ч. 5 комментируемой статьи также включены следующие положения:

депутаты представительных органов местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления, избранные во вновь образованных муниципальных образованиях, обязаны прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата представительного органа местного самоуправления или выборного должностного лица местного самоуправления, с даты, начиная с которой соответствующие органы местного самоуправления приступают к осуществлению полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с комментируемым Законом, и в течение семи дней с указанной даты представить в избирательную комиссию, организовавшую соответствующие выборы, копии документов, подтверждающих выполнение данного требования. В случае его невыполнения полномочия указанных депутатов и выборных должностных лиц прекращаются досрочно в судебном порядке;

до даты, начиная с которой соответствующие органы местного самоуправления приступают к осуществлению полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с комментируемым Законом, в отношении гражданина, избранного депутатом представительного органа местного самоуправления или выборным должностным лицом местного самоуправления во вновь образованном муниципальном образовании, положения п. 6 ст. 70 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", федеральных законов, устанавливающих для гражданина, замещающего оплачиваемую должность, занимающегося оплачиваемой деятельностью или являющегося депутатом представительного органа государственной власти, и для иных категорий граждан, установленных федеральными законами, запрет быть депутатом представительного органа местного самоуправления или выборным должностным лицом местного самоуправления, не применяются.

6. Часть 6 комментируемой статьи регламентирует формирование, рассмотрение и утверждение бюджета вновь образованных муниципальных образований на 2006 г.: установлено, что формирование, рассмотрение и утверждение таких местных бюджетов осуществляются органами местного самоуправления, сформированными в соответствии с требованиями комментируемого Закона; как предусмотрено при этом, проект бюджета вновь образованного муниципального образования на 2006 г. на основании решения представительного органа муниципального образования может быть подготовлен и внесен высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта РФ.

В части 6 комментируемой статьи также установлено, что предоставление указанным органам местного самоуправления материалов и информации, необходимых им для формирования проекта соответствующего местного бюджета, территориальными органами федерального органа исполнительной власти по налогам и сборам, органами Федерального казначейства, органами казначейства и финансовым органом субъекта РФ, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, осуществляющими свои полномочия в соответствии с ч. 4 данной статьи, является обязательным и производится безвозмездно. Законами субъектов РФ может быть установлена административная ответственность за непредоставление указанных материалов и информации.

7. В части 7 комментируемой статьи определена особенность применения положения абз. 3 ч. 5 ст. 40 комментируемого Закона, устанавливающего предел численности работающих на постоянной основе депутатов представительного органа муниципального образования: данное положение в отношении депутатов представительных органов муниципальных образований, избранных на муниципальных выборах, назначенных до официального опубликования данного Закона, т.е. до 8 октября 2003 г. (см. комментарий к ст. 83 Закона), применяются по истечении срока полномочий, на который они были избраны в соответствии с уставами муниципальных образований.

Часть 7 включена в комментируемую статью Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ и изложена в новой редакции Федеральным законом от 15 февраля 2006 г. N 24-ФЗ. В соответствии со вторым из указанных Законов часть 7 комментируемой статьи в рассматриваемой редакции распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г.

 

Статья 85. Обеспечение реализации положений настоящего Федерального закона

1. В комментируемой статье в рамках регламентации обеспечения реализации положений комментируемого Закона установлены предписания, адресованные Правительству РФ, органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления, а также определены связанные с исполнением этих предписаний особенности действия федеральных законов, нормативных правовых актов субъектов РФ и нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

В части 1 комментируемой статьи предусмотрено, что в целях организации местного самоуправления в России в соответствии с требованиями комментируемого Закона органы государственной власти субъектов РФ:

1) до 1 марта 2005 г. устанавливают в соответствии с требованиями комментируемого Закона границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района (до внесения изменения Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 186-ФЗ указывалось на 1 января 2005 г.).

В этой связи следует отметить, что согласно Аналитической записке о некоторых вопросах практики организации муниципальных выборов в ходе реформы местного самоуправления в Российской Федерации (приложение к постановлению ЦИК России от 26 мая 2005 г. N 145/986-4 "О некоторых вопросах практики организации муниципальных выборов в ходе реформы местного самоуправления в Российской Федерации"*(293)) по состоянию на май 2005 г. в России существовало 24079 муниципальных образований, в том числе 11582 - вновь образованных (преобразованных) в ходе реформы местного самоуправления; среди муниципальных образований 19769 сельских поселений, 1773 городских поселений, 1780 муниципальных районов, 521 городской округ и 236 внутригородских территорий городов федерального значения;

2) до 31 марта 2005 г. устанавливают законом субъекта РФ численность представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований и сроки их полномочий, которые не могут быть менее двух лет, определяют порядок формирования представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных районов, определяют дату выборов в представительные органы вновь образованных муниципальных образований, а также обеспечивают проведение указанных выборов в период до 1 ноября 2005 г.;

до 31 марта 2005 г. устанавливают законом субъекта РФ сроки полномочий, которые не могут быть менее двух лет, определяют дату выборов глав вновь образованных муниципальных образований, в которых в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 34 комментируемого Закона, не принято решение о проведении референдума (схода граждан) по вопросу о структуре органов местного самоуправления, а также обеспечивают проведение указанных выборов в период до 1 ноября 2005 г. в границах муниципальных образований, установленных в соответствии с требованиями комментируемого Закона. При этом избранный глава муниципального образования возглавляет представительный орган муниципального образования, если иное не будет установлено уставом муниципального образования;

до 30 апреля 2005 г. определяют дату выборов выборных органов и выборных должностных лиц муниципальных образований, предусмотренных структурой органов местного самоуправления, установленной по итогам референдума (схода граждан) в порядке, установленном ч. 5 ст. 34 комментируемого Закона;

Выборы в органы местного самоуправления назначаются в сроки, установленные законодательством РФ о выборах и референдумах.

В целях обеспечения подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований законом субъекта РФ может предусматриваться:

формирование избирательных комиссий вновь образованных муниципальных районов и городских округов законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, формирование избирательных комиссий вновь образованных городских и сельских поселений представительным органом муниципального района, в состав которого входят указанные поселения;

возложение полномочий избирательных комиссий вновь образованных муниципальных образований на территориальные избирательные комиссии;

осуществление территориальными избирательными комиссиями отдельных полномочий, связанных с обеспечением деятельности избирательной комиссии субъекта РФ по формированию избирательных комиссий вновь образованных муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";

утверждение схемы избирательных округов для проведения выборов во вновь образованных муниципальных районах, городских округах законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избирательной комиссией, организующей выборы;

утверждение схемы избирательных округов для проведения выборов во вновь образованных городских и сельских поселениях представительным органом муниципального района, в состав которого входят указанные поселения, либо избирательной комиссией, организующей выборы.

Данные правила приведены полностью в новой редакции, изложенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 186-ФЗ. Как отмечалось при принятии указанного Закона, изменения носят характер редакционных поправок и дополнений, устраняющих некоторые пробелы правового регулирования, связанные с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований. Устанавливается, что во вновь образованных муниципальных образованиях, в которых не определена структура органов местного самоуправления, избранный глава муниципального образования возглавляет местную администрацию. В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (имеется в виду прежняя редакция) голосование на выборах в органы местного самоуправления должно быть проведено не позднее чем через 80 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Поэтому разделяются процедуры определения даты выборов и назначения выборов в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований.

Федеральным законом от 18 апреля 2005 г. N 34-ФЗ включено положение, предусматривающее, что до 31 мая 2005 г. органы государственной власти субъектов РФ вправе установить законом субъекта РФ порядок избрания глав вновь образованных муниципальных образований на первый срок их полномочий, а также статус указанной должности в структуре органов местного самоуправления в случае, если структура органов местного самоуправления не определена на местном референдуме (сходе граждан) в соответствии с ч. 5 ст. 34 комментируемого Закона. Данное правило введено в связи с тем, что проведение местного референдума для решения вопроса избрания глав вновь образованных муниципальных образований представительными органами из своего состава является процессом длительным и сложным, потребует существенных финансовых затрат;

3) до 1 января 2008 г. обеспечивают безвозмездную передачу в муниципальную собственность находящегося на день вступления в силу комментируемой главы (т.е. на 8 октября 2003 г., см. комментарий к ст. 83 Закона) в собственности субъекта РФ имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения в соответствии с комментируемым Законом.

- о внесения изменения Федеральным законом от 12 октября 2005 г. N 129-ФЗ указывалось на 1 января 2006 г. Этим же Законом включено положение, согласно которому в переходный период до регистрации права собственности на указанное имущество органы местного самоуправления вправе безвозмездно использовать указанное имущество для исполнения полномочий по решению вопросов местного значения. В свою очередь, данное положение заменено Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ на положение, согласно которому со дня вступления в силу решения о передаче указанного имущества в муниципальную собственность до возникновения права собственности на передаваемое имущество органы местного самоуправления, а также находящиеся в их ведении муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения, за которыми подлежит закреплению указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для исполнения полномочий по решению вопросов местного значения.

Перераспределение имущества в соответствии с п. 3 ч. 1 комментируемой статьи между субъектами РФ и муниципальными образованиями регламентировано в ч. 1.1 данной статьи (см. ниже);

4) до 1 ноября 2005 г. приводят в соответствие с требованиями гл. 4 комментируемого Закона законы субъектов РФ, которыми органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями, и до 1 января 2006 г. приводят в соответствие с требованиями комментируемого Закона конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Согласно ч. 2 комментируемой статьи до приведения нормативных правовых актов субъектов РФ в соответствие с требованиями комментируемого Закона указанные акты действуют в части, не противоречащей данному Закону (см. ниже);

5) содействуют созданию советов муниципальных образований субъектов РФ в соответствии с требованиями комментируемого Закона. До внесения изменения Федеральным законом от 12 октября 2005 г. N 129-ФЗ предписывалось до 1 июня 2006 г. обеспечить проведение съездов муниципальных образований субъектов РФ в целях создания советов муниципальных образований субъектов РФ в соответствии с требованиями комментируемого Закона;

6) предусматривают в проектах законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на 2005 г. средства для финансирования проведения выборов выборных органов и выборных должностных лиц вновь образованных муниципальных районов, а также вновь образованных в указанных районах городских, сельских поселений в соответствии с требованиями комментируемого Закона;

7) вправе при формировании конкурсной комиссии для рассмотрения кандидатур на замещение должности главы местной администрации муниципального района (городского округа) по контракту в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 37 комментируемого Закона, назначить членов конкурсной комиссии в количестве, равном количеству членов, назначаемых представительным органом муниципального образования при проведении конкурса на замещение должности главы местной администрации представительным органом муниципального образования первого созыва, сформированным в порядке, установленном комментируемым Законом. Данный пункт введен упоминавшимся выше Федеральным законом от 18 апреля 2005 г. N 34-ФЗ.

1.1. В части 1.1 комментируемой статьи, введенной Федеральным законом от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ, закреплены положения, направленные на обеспечение реализации положений комментируемого Закона в части, касающейся организации местного самоуправления на территориях таких новых субъектов РФ, как Республика Крым и город федерального значения Севастополя.

В рамках данной регламентации предусмотрено, что в целях организации местного самоуправления в России в соответствии с требованиями комментируемого Закона на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя структура, порядок избрания (формирования) органов местного самоуправления, избрания (назначения) должностных лиц местного самоуправления на первый срок их полномочий и срок их полномочий, численность депутатов представительных органов муниципальных образований первого созыва и срок их полномочий, срок принятия уставов муниципальных образований, срок избрания (формирования) указанных органов местного самоуправления, избрания (назначения) указанных должностных лиц местного самоуправления устанавливаются законами указанных субъектов РФ. Кроме того, определено, что материально-техническое обеспечение проведения выборов указанных органов и должностных лиц местного самоуправления осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта РФ.

На основании рассматриваемой части приняты Закон Республики Крым от 5 июня 2014 г. N 16-ЗРК "О структуре и наименовании органов местного самоуправления в Республике Крым, численности, сроках полномочий и дате проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований первого созыва в Республике Крым"*(294) и Закон г. Севастополя от 3 июня 2014 г. N 25-ЗС "О структуре и наименовании органов местного самоуправления в городе Севастополе, численности, сроках полномочий и дате проведения выборов депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований первого созыва в городе Севастополе"*(295).

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что до приведения нормативных правовых актов субъектов РФ в соответствие с требованиями комментируемого Закона указанные акты действуют в части, не противоречащей данному Закону. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 5 Закона), верховенство норм федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, в том числе нормативными правовыми актами субъектов РФ, закреплена непосредственно в Конституции РФ. С учетом этого представляется, что самостоятельное значение нормы ч. 2 комментируемой статьи в том, что подлежащие приведению в соответствие с требованиями комментируемого Закона нормативные правовые акты субъектов РФ продолжают действовать.

3. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи при утверждении границ муниципальных образований во исполнение требований п. 1 ч. 1 данной статьи допускается утверждение границ муниципальных образований в виде картографического описания. При этом границы муниципальных образований подлежат описанию и утверждению в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства не позднее 1 января 2015 г. (ранее указывалось на иные даты: до внесения изменения Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ - на 1 января 2012 г.; до внесения изменения Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ - на 1 января 2009 г.; до внесения изменения Федеральным законом от 12 октября 2005 г. N 129-ФЗ - на 1 января 2007 г.).

В части 3 комментируемой статьи также предусмотрено, что в случае, если границы муниципальных образований не утверждены органами государственной власти субъектов РФ до 1 марта 2005 г. в порядке, предусмотренном п. 1 ч. 1 данной статьи, границы муниципальных образований утверждаются до 31 марта 2005 г. федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ (до внесения изменения Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 186-ФЗ указывалось не на 1 марта 2005 г., а на 1 января 2005 г.). В целях реализации данной нормы постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2004 г. N 814 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти по утверждению границ муниципальных образований"*(296) установлено, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по утверждению границ муниципальных образований, не утвержденных органами государственной власти субъектов РФ до 1 января 2005 г., является Министерство регионального развития РФ.

Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 186-ФЗ в ч. 3 комментируемой статьи включены следующие нормы, регулирующие порядок установления границ в переходный период в случае, если город (поселок), который должен быть наделен статусом городского поселения, не име


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: