double arrow

Глава 8. Экономическая основа местного самоуправления


 

Статья 49. Экономическая основа местного самоуправления

1. Комментируемая статья, открывая одноименную главу комментируемого Закона, в ч. 1 определяет, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Ранее в Законе 1995 г. о местном самоуправлении статья 28, открывавшая гл. V "Финансово-экономическая основа местного самоуправления", определяла, что экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Как видно, изменения носят лишь терминологический характер. В основе же изложенного регулирования лежит положение ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, в соответствии с которым органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В пункте 1 ст. 215 части первой ГК РФ определено, что муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.




Основы для регулирования экономической основы местного самоуправления заложены также в положениях ст. 9 "Финансовые ресурсы органов местного самоуправления" Европейской хартии местного самоуправления:

органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий (п. 1);

финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть соразмерны полномочиям, предоставленным им Конституцией или законом (п. 2);

по меньшей мере часть финансовых ресурсов органов местного самоуправления должна пополняться за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе определять в пределах, установленных законом (п. 3);

финансовые системы, на которых основываются ресурсы местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, с тем чтобы следовать, насколько это практически возможно, за реальным изменением издержек, возникающих при осуществлении местными органами своих полномочий (п. 4);



защита более слабых в финансовом отношении органов местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или эквивалентных мер, направленных на корректировку последствий неравномерного распределения возможных источников финансирования, а также лежащих на этих органах расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора органов местного самоуправления в пределах их собственной компетенции (п. 5);

порядок предоставления перераспределяемых ресурсов необходимо должным образом согласовывать с органами местного самоуправления (п. 6);

предоставляемые местным органам самоуправления субсидии, по возможности, не должны предназначаться для финансирования конкретных проектов. Предоставление субсидий не должно наносить ущерба основополагающему принципу свободного выбора органами местного самоуправления политики в сфере их собственной компетенции (п. 7);

для финансирования инвестиций органы местного самоуправления должны в соответствии с законом иметь доступ к национальному рынку капиталов (п. 8).

Следует также упомянуть о Законе 1997 г. о финансовых основах местного самоуправления, действовавшем до вступления в силу комментируемого Закона. Названный Закон согласно его преамбуле определял основные принципы организации местных финансов, устанавливал источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления. В пункте 1 ст. 2 данного Закона предусматривалось, что местные финансы включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства.



2. Часть 2 комментируемой статьи указывает, что муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности. Данное положение основано на норме ч. 2 ст. 8 Конституции РФ, согласно которой в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В развитие изложенной конституционной нормы в ст. 212 "Субъекты права собственности" части первой ГК РФ предусмотрено следующее:

в России признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 1);

имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также России, субъектов РФ, муниципальных образований (п. 2);

особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности России, субъекта РФ или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (п. 3);

права всех собственников защищаются равным образом (п. 4).

 

Статья 50. Муниципальное имущество

1. В комментируемой статье содержатся нормы, определяющие имущество, которое может находиться в собственности муниципальных образований. Закон 1995 г. о местном самоуправлении такой регламентации не содержал, в п. 1 его ст. 29 устанавливалось лишь то, что в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи в собственности муниципальных образований может находиться:

1) имущество, которое предназначено для решения установленных комментируемым Законом вопросов местного значения. В первоначальной редакции пункта говорилось об имуществе, которое указано в ч. 2-4 данной статьи. Это упоминание исключено Федеральным законом от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ, которым части 2-4 данной статьи признаны утратившими силу (см. ниже);

2) имущество, которое предназначено для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, а также имущество, которое предназначено для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 15 комментируемого Закона. В норме, на которую сделана ссылка, предусмотрено право органов местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий и право органов местного самоуправления муниципального района заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий. Указание на такие переданные отдельные полномочия органов местного самоуправления включено в п. 2 ч. 1 комментируемой статьи Федеральным законом от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;

4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения;

5) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 14, ч. 3 ст. 16 и ч. 2 и 3 ст. 16.2 комментируемого Закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с ч. 1 и 11 ст. 17 данного Закона. Этот пункт введен Федеральным законом от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ, которым указанные нормы и введены или изложены в новой редакции (см. указанные статьи и комментарии к ним).

Пункт 4 изложенного перечня введен Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ, которым одновременно из комментируемой статьи исключены части 1.1 и 1.2, введенные Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ. Указанными частями предусматривалось, что:

в собственности муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случае, если такие объекты необходимы для осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также в иных случаях, установленных федеральным законом (ч. 1.1);

в собственности муниципальных образований также может находиться имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами (ч. 1.2).

2-4. Части 2-4 комментируемой статьи признаны утратившими силу Федеральным законом от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ, принятым в рамках уточнения общих принципов организации местного самоуправления. Положениями ч. 2 данной статьи был определен перечень видов муниципального имущества, которое может находиться в собственности поселений (при этом в ч. 2.1 статьи предусматривалось, что в собственности поселений может находиться иное имущество, необходимое для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения поселений), а положениями ч. 3 данной статьи - перечень видов муниципального имущества, которое может находиться в собственности муниципальных районов (при этом в ч. 3.1 статьи предусматривалось, что в собственности муниципальных районов может находиться иное имущество, необходимое для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения муниципальных районов). В части 4 данной статьи предусматривалось, что в собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные в ч. 2, 2.1, 3 и 3.1 статьи.

Как отмечалось в определении КС России от 2 ноября 2006 г. N 54-ОО, комментируемая статья в части, устанавливающей перечень видов муниципального имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований, не может рассматриваться как формирующая закрытый перечень видов имущества, могущего находиться в собственности муниципальных образований, и не допускающая наличия иного имущества, необходимого для осуществления полномочий муниципальных образований, и препятствующая использованию установленных законом способов привлечения денежных средств и иного имущества для формирования собственных доходов бюджетов муниципальных образований.

5. В части 5 комментируемой статьи предусмотрено, что в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям ч. 1 данной статьи (до внесения Федеральным законом от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ изменения говорилось о требованиях ч. 1-4 статьи), указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. До внесения Федеральным законом от 25 июня 2012 г. N 91-ФЗ указывалось на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений либо не относящееся к видам имущества, перечисленным в ч. 2 и 3 статьи.

В отношении порядка и сроков отчуждения такого имущества часть 5 комментируемой статьи отсылает к федеральным законом, в связи с чем необходимо отметить следующее.

Порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта РФ, как и передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность, из собственности субъекта РФ в федеральную собственность или муниципальную собственность определен в ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"*(209). Данный порядок (в ред. Федерального закона от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ) наряду с прочим предусматривает следующее.

Находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность в случае:

если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со ст. 26.11 Закона об организации органов власти субъектов РФ и комментируемой статьей.

Находящееся в собственности субъектов РФ имущество, которое может находиться в федеральной собственности или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или муниципальную собственность в случае:

если нахождение указанного имущества в собственности субъектов РФ не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, федеральными государственными и муниципальными унитарными предприятиями, федеральными государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии с названным Законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ и комментируемой статьей.

Находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов РФ, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов РФ в случае:

если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Россией или субъектами РФ, для целей, установленных в соответствии с названным Законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ и со ст. 26.11 Закона об организации органов власти субъектов РФ.

Предложения о передаче имущества направляются органами государственной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления:

федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность и из собственности субъекта РФ или муниципальной собственности в федеральную собственность;

уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов РФ, осуществляющим полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из собственности субъектов РФ в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов РФ.

Передача в федеральную собственность из собственности субъекта РФ или муниципальной собственности и в собственность субъекта РФ из муниципальной собственности имущества, не включенного в указанные предложения, не допускается.

Предложения о передаче имущества рассматриваются органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ в течение 90 дней со дня поступления указанных предложений.

Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность и из собственности субъектов РФ и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством РФ.

Решения о передаче имущества из собственности субъектов РФ в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов РФ принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанными в данной части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со ст. 300 части первой ГК РФ, а также иного имущества.

Указанные в данной части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений как юридических лиц, а также регистрация права государственной или муниципальной собственности на их имущественные комплексы как объекты недвижимости при передаче имущества не требуется.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность, из собственности субъекта РФ в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта РФ, устанавливается Правительством РФ. Соответствующим актом является постановление Правительства РФ от 13 июня 2006 г. N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации"*(210).

Особенности передачи автомобильных дорог федерального значения из федеральной собственности в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность, а также особенности передачи автомобильных дорог регионального или межмуниципального либо местного значения из собственности субъектов РФ или муниципальной собственности в федеральную собственность могут устанавливаться Правительством РФ.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений.

Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части решений органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим принятие имущества, заказным письмом с описью вложения.

Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего принятие имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, в трехнедельный срок.

Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, представляется им уполномоченным органам государственной власти и органам местного самоуправления для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества.

В случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.

Россия, субъект РФ или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности.

В пункте 3 ч. 8 ст. 85 комментируемого Закона органам местного самоуправления предписывалось в срок до 1 января 2008 г. обеспечить безвозмездную передачу в федеральную собственность, собственность субъектов РФ находящегося на день вступления в силу гл. 12 "Переходные положения" комментируемого Закона в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в соответствии с разграничением полномочий, установленным с 1 января 2008 г. комментируемым Законом, другими федеральными законами. Как предусмотрено там же, со дня вступления в силу решения о передаче указанного имущества в федеральную собственность, собственность субъектов РФ до возникновения права собственности на передаваемое имущество федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также находящиеся в их ведении государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, за которыми подлежит закреплению указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для исполнения полномочий по предметам ведения России, субъектов РФ.

В соответствии с п. 4 ч. 8 ст. 85 комментируемого Закона органы местного самоуправления осуществляют в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, отчуждение или производят перепрофилирование муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности на 1 января 2006 г., не соответствующего требованиям комментируемой статьи и не переданного в соответствии с п. 3 данной части в федеральную собственность, собственность субъектов РФ, а также в собственность иных муниципальных образований (см. комментарий к указанной статье).

6. Часть 6 комментируемой статьи в первоначальной редакции предусматривала, что особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливаются федеральным законом. Данная часть признана Федеральным законом от 3 ноября 2010 г. N 286-ФЗ утратившей силу, чем устранена коллизия возникшая с включением Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ в ст. 51 комментируемого Закона части 5, предусматривающей, что органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

 

Статья 51. Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом

1. Комментируемая статья регламентирует вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом. Ранее подобное регулирование содержалось в ст. 29 "Муниципальная собственность", 30 "Право органов местного самоуправления на создание предприятий, учреждений и организаций", 31 "Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности" и 32 "Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности Закона 1995 г. о местном самоуправлении.

Как указано в ч. 1 комментируемой статьи, органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Ранее в п. 2 ст. 29 Закона 1995 г. о местном самоуправлении указывалось, что органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью и что права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно. Данное регулирование основано на норме ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, в которой наряду с прочим установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.

В пункте 2 ст. 215 "Право муниципальной собственности" части первой ГК РФ предусмотрено, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 данного Кодекса. В соответствии же с п. 2 и 3 указанной ст. 125 ГК РФ: от имени муниципальных образований своими действиями могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов; в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

2. В части 2 комментируемой статьи предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ (органам государственной власти субъекта РФ) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В данной норме, по сути, воспроизведено положение п. 3 ст. 29 Закона 1995 г. о местном самоуправлении, предусматривавшее, что органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.

Содержание же права собственности определено в ст. 209 части первой ГК РФ следующим образом:

собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п. 1);

собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2);

владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (п. 3);

собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица (п. 4).

3. В части 3 комментируемой статьи указано, во-первых, что порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, и, во-вторых, что доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

В соответствии со ст. 217 части первой ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Там же установлено, что при приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные данным Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом регулирует Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"*(211), что и закреплено в п. 1 его ст. 3. В пункте 3 ст. 4 названного Закона установлено, что приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством РФ о приватизации.

Основные принципы приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории РФ устанавливает Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (название в ред. Закона РФ от 23 декабря 1992 г. N 4199-1)*(212), что закреплено в его преамбуле (в ред. Федерального закона от 20 мая 2002 г. N 55-ФЗ*(213)).

О доходах местных бюджетов см. ст. 55 Закона и комментарий к ней.

4. В части 4 комментируемой статьи указано на право муниципальных образований создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. В этой связи прежде всего необходимо упомянуть о п. 3 ст. 215 части первой ГК РФ, согласно которому имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с данным Кодексом (ст. 294 "Право хозяйственного ведения", ст. 296 "Право оперативного управления"). Там же определено, что средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

До внесения изменений Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в рассматриваемой норме говорилось о соответствующих правах органов местного самоуправления, а не о правах муниципальных образований. Соответственно, данным Законом включено положение о том, что функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

Регламентируя возможность создания органами местного самоуправления предприятий и учреждений, часть 4 комментируемой статьи указывает, что органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования. В отношении же регламентации правового статуса названных организационно-правовых форм юридических лиц необходимо отметить следующее.

В части первой ГК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ) содержатся две статьи, посвященные исключительно унитарному предприятию - статьи 113 "Основные положения об унитарном предприятии" и 114 "Создание унитарного предприятия и его уставный фонд". Кроме того, существует Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"*(214), который согласно его ст. 1 определяет в соответствии с Гражданским кодексом РФ правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее также - унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

Согласно общим положениям ст. 2 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях":

унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности России, субъекту РФ или муниципальному образованию. От имени России или субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия. Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс (п. 1);

в России создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий: унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие; унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие (п. 2);

унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов РФ и (или) иностранном языке. Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации (п. 3);

создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности России, субъектов РФ или муниципальных образований, не допускается (п. 4).

Муниципальным учреждениям, как и государственным учреждениям посвящена статья 123.22 части первой ГК РФ, которой предусмотрено следующее:

государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (п. 1);

порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом (п. 2);

государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества (п. 3);

казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества (п. 4);

бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено. По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения (п. 5);

автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества. По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения. Ежегодно автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества (п. 6);

государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм в случаях, предусмотренных законом (п. 7);

особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом (п. 8).

Особенности правового положения казенных учреждений определены в ст. 161 БК РФ. Согласно п. 1 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ) казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством РФ; взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с данным Кодексом.

Бюджетному учреждению посвящена статья 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" (статья введена Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ), в п. 1 которой определено, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Россией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях"*(215), как указано в ч. 1 его ст. 1, определяет в соответствии с Гражданским кодексом РФ правовое положение автономных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, цели, порядок формирования и использования их имущества, основы управления автономными учреждениями, основы отношений автономных учреждений с их учредителями, с участниками гражданского оборота, ответственность автономных учреждений по своим обязательствам. В части 2 данной статьи предусмотрено, что для автономных учреждений, осуществляющих деятельность в сферах, указанных в ч. 1 ст. 2 названного Закона, федеральными законами могут определяться особенности регулирования указанных отношений. В части 1 ст. 2 названного Закона (в ред. Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 239-ФЗ*(216)) определено, что автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Россией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

В части 4 комментируемой статьи наряду с прочим указано, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных казенных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом (то, что речь идет только о казенных учреждениях, уточнено Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ). Положения о субсидиарной ответственности собственника имущества по обязательствам муниципального учреждения, причем всех его видов - казенного, бюджетного и автономного, закреплены в приведенной выше статье 123.22 части первой ГК РФ. Необходимо также иметь в виду существование постановления Пленума ВАС России от 22 июня 2006 г. N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации"*(217), содержащем ряд разъяснений по рассматриваемому вопросу, в т.ч. сохраняющих свою практическую значимость.

Определение понятия хозяйственных обществ следует из положений п. 1 ст. 66 части первой ГК РФ:

хозяйственными товариществами и обществами признаются корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе деятельности, принадлежит на праве собственности хозяйственному товариществу или обществу;

объем правомочий участников хозяйственного общества определяется пропорционально их долям в уставном капитале общества. Иной объем правомочий участников непубличного хозяйственного общества может быть предусмотрен уставом общества, а также корпоративным договором при условии внесения сведений о наличии такого договора и о предусмотренном им объеме правомочий участников общества в единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно пункту 4 указанной статьи хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.

Как установлено в п. 6 указанной статьи, государственные органы и органы местного самоуправления не вправе участвовать от своего имени в хозяйственных товариществах и обществах.

О межмуниципальных хозяйственных обществах говорится в ст. 68 комментируемого Закона, в соответствии с ч. 1 которой представительные органы муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью (см. комментарий к указанной статье). Следует подчеркнуть, что речь идет о принятии решения об учреждении хозяйственных обществ, а не об участии указанных органов в хозяйственных товариществах. Во втором случае имело бы место нарушение указанного выше запрета, установленного в п. 6 ст. 66 ГК РФ.

5. Часть 5 комментируемой статьи, введенная Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ, устанавливает, что органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества. При этом предусмотрено, что порядок ведения органами местного самоуправления такого реестра должен быть установлен уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

На основании данной нормы приказом Минэкономразвития России от 30 августа 2011 г. N 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества*(218), который согласно его п. 1 устанавливает правила ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, в том числе правила внесения сведений об имуществе в реестры, общие требования к порядку предоставления информации из реестров, состав информации о муниципальном имуществе, принадлежащем на вещном праве или в силу закона органам местного самоуправления, муниципальным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям, иным лицам и подлежащем учету в реестрах.

В соответствии с п. 2 названного Порядка объектами учета в реестрах являются:

находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости);

находящееся в муниципальной собственности движимое имущество, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное не относящееся к недвижимости имущество, стоимость которого превышает размер, установленный решениями представительных органов соответствующих муниципальных образований, а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за автономными и бюджетными муниципальными учреждениями и определенное в соответствии с Федеральным законом "Об автономных учреждениях";

муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, хозяйственные общества, товарищества, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям, иные юридические лица, учредителем (участником) которых является муниципальное образование.

Как предусмотрено в п. 3 названного Порядка, ведение реестров осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. Орган местного самоуправления, уполномоченный вести реестр, обязан: обеспечивать соблюдение правил ведения реестра и требований, предъявляемых к системе ведения реестра; обеспечивать соблюдение прав доступа к реестру и защиту государственной и коммерческой тайны; осуществлять информационно-справочное обслуживание, выдавать выписки из реестров.

 

Статья 52. Местные бюджеты

1. В комментируемой статье содержатся общие положения о местных бюджетах. Данная статья изложена Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 165-ФЗ полностью в новой редакции (но изменения коснулись не всех положений, о чем подробнее сказано ниже), более согласующейся с БК РФ. Кроме того, тем же Законом в комментируемую статью перенесены некоторые положения, содержавшиеся в других статьях комментируемого Закона в прежней редакции (подробнее см. ниже).

Ранее, до принятия комментируемого Закона в рамках соответствующей регламентации в ст. 35 Закона 1995 г. о местном самоуправлении устанавливалось, что: к местным бюджетам относятся бюджеты муниципальных образований (п. 1); формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно (п. 2); в местных бюджетах могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями (п. 3). Закон 1997 г. о финансовых основах местного самоуправления содержал более детальную регламентацию, в том числе в ст. 5 "Местные бюджеты".

Часть 1 комментируемой статьи, воспроизводя с отдельными изменениями положения ч. 1 данной статьи в прежней редакции (т.е. до внесения изменений упомянутым выше Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 165-ФЗ), дублирует отдельные общие нормы, которые закреплены в ст. 15 "Местный бюджет" БК РФ в рамках определения данного элемента бюджетной системы РФ. В целом же указанная статья 15 данного Кодекса (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 383-ФЗ) предусматривает следующее:

каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (ч. 1);

бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования (ч. 2);

использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается (ч. 3);

в местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией РФ раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ для осуществления отдельных государственных полномочий (ч. 4);

бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района (ч. 5);

в качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями (ч. 6);

бюджет городского округа с внутригородским делением и свод бюджетов внутригородских районов, входящих в состав городского округа с внутригородским делением (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет городского округа с внутригородским делением (ч. 7).

Соответственно последней из приведенных частей, включенных в ст. 15 БК РФ Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 383-ФЗ, Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 187-ФЗ часть 1 комментируемой дополнена новым абзацем 2, определяющим, что бюджет городского округа с внутригородским делением и свод бюджетов внутригородских районов, входящих в состав городского округа с внутригородским делением (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет городского округа с внутригородским делением.

2. В части 2 комментируемой статьи предусмотрено, что составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных БК РФ.

В рамках такой регламентации в ч. 3 данной статьи в прежней редакции (т.е. до внесения изменений упомянутым выше Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 165-ФЗ) указывалось, что формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных БК РФ и комментируемым Законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.

Как представляется, часть 2 комментируемой статьи в новой редакции более согласуется со следующими положениями ч. 1 и 2 ст. 6 БК РФ (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ), определяющими структуру бюджетного законодательства РФ:

бюджетное законодательство РФ состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, законов субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов РФ и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в ст. 1 данного Кодекса (ч. 1);

федеральные законы, законы субъектов РФ, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, предусмотренные частью 1 данной статьи, не могут противоречить данному Кодексу (ч. 2).

3. Часть 3 комментируемой статьи в отношении бюджетных полномочий муниципальных образований отсылает к БК РФ. Данный Кодекс содержит самостоятельную статью 9 "Бюджетные полномочия муниципальных образований", в соответствии с п. 1 которой (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ) к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся:

установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;

составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;

установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;

определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами;

установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации РФ в части, относящейся к местному бюджету;

в случае и порядке, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;

иные бюджетные полномочия, отнесенные данным Кодексом к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.

В пункте 2 указанной статьи 9 БК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 383-ФЗ) установлено, что к бюджетным полномочиям муниципальных районов помимо полномочий, перечисленных в п. 1 данной статьи, относятся:

установление в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ нормативов отчислений доходов в бюджеты городских, сельских поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с данным Кодексом, законодательством о налогах и сборах и (или) законами субъектов РФ в бюджеты муниципальных районов;

установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;

определение целей и порядка предоставления субсидий из бюджетов городских, сельских поселений в бюджеты муниципальных районов, представительный орган которых формируется в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 35 комментируемого Закона, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;

составление отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района.

Согласно пункту 2.1 указанной статьи 9 БК РФ к бюджетным полномочиям городских округов с внутригородским делением помимо полномочий, перечисленных в п. 1 данной статьи, относятся:

установление в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ нормативов отчислений доходов в бюджеты внутригородских районов от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с данным Кодексом, законодательством РФ о налогах и сборах и (или) законами субъектов РФ в бюджеты городских округов с внутригородским делением;

установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета городского округа с внутригородским делением бюджетам внутригородских районов, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета городского округа с внутригородским делением бюджетам внутригородских районов;

составление отчета об исполнении консолидированного бюджета городского округа с внутригородским делением.

Пункт 3 указанной статьи 9 БК РФ предусматривает, что органы местного самоуправления городских, сельских поселений наряду с полномочиями, перечисленными в п. 1 данной статьи, в соответствии с данным Кодексом осуществляют также бюджетные полномочия по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории городского, сельского поселения.

4. В части 4 комментируемой статьи предусмотрено, что территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, предоставляют финансовым органам муниципальных образований информацию о начислении и об уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты соответствующих муниципальных образований, в порядке, установленном Правительством РФ.

Такие положения содержались в ч. 4 ст. 65 комментируемого Закона в прежней редакции (т.е. до того, как указанная статья была изложена Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 165-ФЗ полностью в новой редакции), но при этом говорилось об утверждении соответствующего порядка уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Там же указывалось, что территориальные органы федерального органа исполнительной власти по налогам и сборам ведут учет налогоплательщиков по каждому муниципальному образованию.

Соответственно, нововведениями Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 165-ФЗ являются положения ч. 4 комментируемой статьи, учитывающие случай, когда местная администрация муниципального района осуществляет полномочия местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, в соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 34 комментируемого Закона (указание на этот случай также является нововведением, см. комментарий к указанной статье): в этом случае местная администрация муниципального района осуществляет полномочия местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, в соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 34 комментируемого Закона, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, предоставляет финансовому органу данного муниципального района информацию о начислении и об уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет указанного поселения, в порядке, установленном Правительством РФ.

До внесения в упомянутую выше часть 4 ст. 65 комментируемого Закона Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ изменения в данной норме говорилось об установлении соответствующего порядка непосредственно Правительством РФ. На основании этого, а также положения п. 3 ст. 26.22 Закона об организации органов власти субъектов РФ (в ред. Федерального закона от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ, но до внесения изменения Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ), согласно которому органы государственной власти субъекта РФ взаимодействуют с территориальными органами федерального органа исполнительной власти по налогам и сборам в порядке, установленном Правительством РФ, издано было постановление Правительства РФ от 12 августа 2004 г. N 410 "О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов" (наименование в ред. постановления Правительства РФ от 19 мая 2005 г. N 311)*(219), которым утверждены Правила взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов (наименование также в ред. постановления Правительства РФ от 19 мая 2005 г. N 311).

Правила взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов (в ред. постановления Правительства РФ от 10 октября 2007 г. N 663*(220)) устанавливают следующее.

Названные Правила определяют порядок и условия взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов (далее - налоговые органы).

Взаимодействие органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с налоговыми органами осуществляется в целях обеспечения финансовых органов субъектов РФ и финансовых органов местных администраций информацией, необходимой для формирования и исполнения соответствующих бюджетов в части налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами.

Налоговые органы представляют с 1 января 2005 г. в финансовые органы субъектов РФ и с 1 января 2006 г. также в финансовые органы местных администраций (по каждому муниципальному образованию) следующую информацию:

о начислениях в целом по соответствующим видам налогов, сборов и иных обязательных платежей, контролируемых налоговыми органами в соответствии с законодательством РФ;

об уплаченных суммах в целом по соответствующим видам налогов, сборов и иных обязательных платежей, контролируемых налоговыми органами в соответствии с законодательством РФ;

о суммах задолженности, недоимки, отсроченных (рассроченных), реструктурированных и приостановленных к взысканию налогов, сборов, пеней и штрафов в целом по соответствующим видам налогов, сборов и иных обязательных платежей, контролируемых налоговыми органами в соответствии с законодательством РФ.

Налоговые органы представляют сведения о налоговой базе и структуре начислений по налогам и сборам, формирующим в соответствии с БК РФ доходы местных бюджетов, финансовым органам субъектов РФ - в целом по субъекту РФ и по муниципальным образова







Сейчас читают про: