Глава 9. Межмуниципальное сотрудничество

 

Статья 66. Советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации

1. Комментируемая статья, посвященная советам муниципальных образований субъектов РФ, открывает комментируемую главу, регламентирующую межмуниципальное сотрудничество. Как говорилось выше, данная глава представляет собой нововведение комментируемого Закона и детализирует положения ст. 8 "Межмуниципальное сотрудничество" данного Закона. Выше также говорилось, что в основе регулирования межмуниципального сотрудничества лежат положения ст. 10 "Право местных органов самоуправления на ассоциацию" Европейской хартии местного самоуправления (см. комментарий к указанной статье).

Непосредственно комментируемая статья детализирует положение ч. 1 ст. 8 комментируемого Закона, согласно которому в целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъекте РФ образуется совет муниципальных образований субъекта РФ. Как видно, создание советов муниципальных образований субъекта РФ является обязательным.

В отношении регламентации организации и деятельности советов муниципальных образований субъектов РФ часть 1 комментируемой статьи отсылает к требованиям Федерального закона "О некоммерческих организациях", применяемым к ассоциациям.

При этом необходимо учитывать, что Федеральный закон "О некоммерческих организациях" пока не учитывает изменений, внесенных в часть первую ГК РФ Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ в рамках совершенствования гражданского законодательства РФ. Ассоциациям (как и союзам) посвящен подпараграф 4 "Ассоциации и союзы" § 6 "Некоммерческие корпоративные организации" гл. 4 "Юридические лица" данного Кодекса (параграф введен Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ). Как определено в п. 1 ст. 123.8 указанного подпараграфа, ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей; в организационно-правовой форме ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов, профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов, профессиональные объединения граждан, не связанные с их участием в трудовых отношениях (объединения адвокатов, нотариусов, оценщиков, лиц творческих профессий и другие), саморегулируемые организации и их объединения.

Наряду с прочим часть 1 комментируемой статьи предусматривает, что полномочия органов государственной власти субъектов РФ по взаимодействию органов государственной власти субъектов РФ с советами муниципальных образований субъектов РФ подлежат определению законами субъектов РФ в соответствии с комментируемым Законом. Данное уточняющее положение включено в ч. 1 комментируемой статьи Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ.

В качестве примеров реализации данной нормы можно упомянуть Закон Московской области от 24 декабря 2010 г. N 180/2010-ОЗ "О полномочиях органов государственной власти Московской области по взаимодействию с Ассоциацией "Совет муниципальных образований Московской области"*(236) и Областной закон Ленинградской области от 4 февраля 2011 г. N 1-оз "О полномочиях органов государственной власти Ленинградской области по взаимодействию с Ассоциацией "Совет муниципальных образований Ленинградской области"*(237).

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет перечень полномочий, осуществляемых съездом (собранием членов) совета муниципальных образований субъекта РФ. Так, установлено, что данный орган:

1) утверждает устав совета муниципальных образований субъекта РФ;

2) определяет размеры и порядок уплаты членских взносов на осуществление деятельности совета муниципальных образований субъекта РФ и содержание органов управления совета муниципальных образований;

3) избирает органы управления совета муниципальных образований субъекта РФ;

4) осуществляет иные полномочия, определенные уставом совета муниципальных образований субъекта РФ.

Постольку, поскольку речь идет о высшем органе управления совета муниципальных образований субъекта РФ, следует отметить, что согласно п. 2 ст. 29 Федерального закона "О некоммерческих организациях" основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией - это обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

В соответствии с п. 1 ст. 123.10 части первой ГК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ) к исключительной компетенции высшего органа ассоциации (союза) наряду с вопросами, указанными в п. 2 ст. 65.3 данного Кодекса, относится также принятие решений о порядке определения размера и способа уплаты членских взносов, о дополнительных имущественных взносах членов ассоциации (союза) в ее имущество и о размере их субсидиарной ответственности по обязательствам ассоциации (союза), если такая ответственность предусмотрена законом или уставом.

Как установлено в пункте 2 ст. 65.3 ГК РФ, к которому сделана отсылка, если иное не предусмотрено данным Кодексом или другим законом, к исключительной компетенции высшего органа корпорации относятся:

определение приоритетных направлений деятельности корпорации, принципов образования и использования ее имущества;

утверждение и изменение устава корпорации;

определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом;

образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

принятие решений о создании корпорацией других юридических лиц, об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации, за исключением случаев, если уставом хозяйственного общества в соответствии с законами о хозяйственных обществах принятие таких решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

принятие решений о реорганизации и ликвидации корпорации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации.

В указанном пункте 2 ст. 65.3 ГК РФ также установлено следующее: законом и учредительным документом корпорации к исключительной компетенции ее высшего органа может быть отнесено решение иных вопросов; вопросы, отнесенные данным Кодексом и другими законами к исключительной компетенции высшего органа корпорации, не могут быть переданы им для решения другим органам корпорации, если иное не предусмотрено данным Кодексом или другим законом.

3. В части 3 комментируемой статьи установлено, что совет муниципальных образований субъекта РФ не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований, ограничивать их деятельность. В этой связи следует отметить, что цели создания совета муниципальных образований субъекта РФ обозначены в приведенном выше положении ч. 1 ст. 8 комментируемого Закона: организация взаимодействия органов местного самоуправления, выражение и защита общих интересов муниципальных образований субъекта РФ.

 

Статья 67. Общероссийское объединение муниципальных образований

1. В комментируемой статье, посвященной единому общероссийскому объединению муниципальных образований (ЕООМО), детализировано положение ч. 2 ст. 8 комментируемого Закона, согласно которому в целях организации взаимодействия муниципальных образований, советов муниципальных образований субъектов РФ, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований РФ, в том числе в целях представления указанных интересов в федеральных органах государственной власти и организации сотрудничества муниципальных образований РФ с международными организациями и иностранными юридическими лицами, советы муниципальных образований субъектов РФ могут образовывать ЕООМО (см. комментарий к указанной статье).

В части 1 комментируемой статьи указано, что ЕООМО могут образовать советы муниципальных образований субъектов РФ (следует подчеркнуть, что в отличие от самих советов муниципальных образований субъектов РФ образование ЕООМО осуществляется на добровольной основе). Как установлено при этом, ЕООМО считается созданным при условии, если в его состав входят советы муниципальных образований не менее двух третей субъектов РФ.

В целях реализации изложенных норм 7 июля 2006 г. в г. Москве на съезде представителей советов муниципальных образований субъектов РФ принято решение собрания учредителей Единого общероссийского объединения муниципальных образований (Конгресса) от 7 июля 2006 г. N 5 "Об учреждении Единого общероссийского объединения муниципальных образований (Конгресса)"*(238), в соответствии с которым учреждено Единое общероссийское объединение муниципальных образований (Конгресс), а участникам Собрания учредителей предписано подписать Учредительный договор Единого общероссийского объединения муниципальных образований (Конгресса).

Согласно общим положениям устава ЕООМО (размещен на сайте www.окмо.рф): Единое общероссийское объединение муниципальных образований (Конгресс) является некоммерческой организацией, учрежденной советами (ассоциациями) муниципальных образований субъектов РФ в целях реализации положений ч. 2 ст. 8 и ст. 67 комментируемого Закона; полное официальное наименование на русском языке - Единое общероссийское объединение муниципальных образований (Конгресс); сокращенное наименование на русском языке - Общероссийский Конгресс муниципальных образований; полное официальное наименование на английском языке - Russian National Congress of Municipalities; сокращенное наименование на английском языке - RNCM.

Часть 1 комментируемой статьи также предусматривает, что в состав ЕООМО муниципальных образований могут входить иные объединения муниципальных образований, нежели советы муниципальных образований субъектов РФ. Тем самым учтено положение ч. 3 ст. 8 комментируемого Закона, согласно которому с учетом особенностей территориальной и организационной основы муниципальных образований на добровольной основе могут быть образованы иные объединения муниципальных образований.

В качестве видов таких "иных" объединений муниципальных образований можно указать на следующие:

Союз российских городов (СРГ) - общероссийская организация, созданная еще в 1991 году для представления на федеральном уровне интересов городских муниципальных образований. Основными целями данной организации являются содействие становлению и развитию местного самоуправления в городских муниципальных образованиях РФ, а также создание условий для эффективной реализации норм законодательства о местном самоуправлении, эффективного осуществления полномочий местного самоуправления, координации деятельности городских муниципальных образований по различным направлениям деятельности, представительства и защиты прав и интересов городских муниципальных образований, обеспечения взаимодействия с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;

межрегиональные ассоциации - Ассоциация Сибирских и Дальневосточных городов, Ассоциация городов Юга России, Ассоциация городов Урала и др.;

региональные объединения - ассоциации (союзы) муниципальных образований отдельных субъектов РФ;

специализированные ассоциации - Ассоциация городов наукоградов России, Ассоциация закрытых административно-территориальных образований и др.

Наряду с прочим в ч. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что ЕООМО в порядке, определяемом Президентом РФ, представляет предложения по составу кандидатов в представители России в Палате местных властей Конгресса местных и региональных властей Европы и по составу кандидатов в члены делегации России для участия в Конгрессе местных и региональных властей Европы.

Конгресс местных и региональных властей Европы (KMPBE) - это консультативный орган Совета Европы по проблемам местных и региональных политик, автономии и развития (здесь и далее информация с сайта Совета Европы*(239)). Конгресс создан в 1994 г., хотя Совет Европы с 1957 года неоднократно выступал за представительство местных властей в высших европейских структурах. Конгресс был переорганизован из Постоянной конференции местных и региональных властей Европы (Standing Conference of Local and Regional Authorities).

KMPBE состоит из двух палат: Палаты местных властей и Палаты регионов. В Ассамблею KMPBE входят 306 постоянных членов и 306 их заместителей, каждый из которых является избранным представителем одного из более чем 200 тысяч органов местной и региональной власти государств-членов Совета Европы. Палаты по очереди избирают Председателя KMPBE на двухгодичный срок.

Роль KMPBE заключается в следующем: Конгресс является форумом для проведения встреч и дискуссий представителей избранных органов местной и региональной власти, а также для обмена мнениями в отношении местной и региональной политики стран-участников; Конгресс разрабатывает рекомендации Комитету Министров и Парламентской Ассамблее Совета Европы по всем аспектам местной и региональной политики; Конгресс тесно сотрудничает с национальными и международными организациями, представляющими интересы местных и региональных органов власти; Конгресс организует и проводит слушания и конференции с целью вовлечения широкой общественности в процесс расширения и углубления демократических реформ; Конгресс осуществляет подготовку страноведческих докладов о положении дел с местной и региональной демократией во всех государствах-членах Совета, а также стран, которые подали заявки на вступление в него, согласно Резолюции (2000) 1 Комитета Министров Совета Европы. Конгресс также занимается мониторингом того, как выполняются принципы Европейской хартии самоуправления.

Как указано в ч. 1 комментируемой статьи, ЕООМО представляет предложения по вопросам участия в KMPBE в порядке, определяемом Президентом РФ. Данное правило учтено в Положении о делегации Российской Федерации для участия в Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы, утв. распоряжением Президента РФ от 5 июня 2012 г. N 256-рп*(240): согласно подп. "а" п. 9 названного Положения кандидатуры в Палату местных властей Конгресса предлагаются ЕООМО по итогам консультаций с иными объединениями муниципальных образований, созданными на добровольной основе с учетом территориальных и организационных особенностей муниципальных образований, и при соблюдении принципа сбалансированного географического представительства; там же предусмотрено, что при представлении в МИ-России кандидатур в состав делегации в Палату местных властей Конгресса ЕООМО направляет также перечень объединений муниципальных образований, с которыми проведены консультации.

2. В части 2 комментируемой статьи установлено, что ЕООМО не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований, советов муниципальных образований субъектов РФ, иных объединений муниципальных образований, ограничивать их деятельность. В этой связи следует отметить, что цели создания ЕООМО обозначены в приведенном выше положении ч. 2 ст. 8 комментируемого Закона: организация взаимодействия муниципальных образований, советов муниципальных образований субъектов РФ, выражение и защита общих интересов муниципальных образований РФ, в том числе в целях представления указанных интересов в федеральных органах государственной власти и организации сотрудничества муниципальных образований РФ с международными организациями и иностранными юридическими лицами.

Среди основных направлений деятельности ЕООМО можно назвать следующие: мониторинг федерального законодательства с точки зрения отслеживания интересов местного самоуправления; участие в федеральном законотворческом и законодательном процессах; организация взаимодействия с федеральными органами государственной власти по вопросам представления интересов местного самоуправления; консультативно-методическое и организационное содействие деятельности советов муниципальных образований субъектов РФ, обеспечение их взаимодействия с органами государственной власти субъектов РФ; содействие созданию системы подготовки кадров для органов местного самоуправления и др. Конгресс выступил инициатором создания Общероссийского совета муниципальной службы, объединяющего представителей федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, советов муниципальных образований субъектов РФ и учебных заведений, осуществляющих подготовку муниципальных служащих.

 

Статья 68. Межмуниципальные организации

1-2. Комментируемая статья, регламентируя создание и деятельность межмуниципальных организаций (до внесения изменения Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ в названии статьи указывалось на межмуниципальные хозяйственные общества), детализирует положение п. 4 ст. 8 комментируемого Закона, согласно которому в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Как предусмотрено там же, указанные межмуниципальные объединения не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления. На возможность участия муниципальных образований в создании межмуниципальных хозяйственных обществ, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, указано также в ч. 4 ст. 51 данного Закона (см. комментарий к указанным статьям).

Согласно ч. 1 комментируемой статьи решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ принимаются представительными органами муниципальных образований. В этом отношении следует отметить, что вопрос определения порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества отнесен к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования положением п. 7 ч. 10 ст. 35 комментируемого Закона.

Как предусмотрено в ч. 1 комментируемой статьи, межмуниципальные хозяйственные общества могут создаваться в форме только закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. В отношении порядка осуществления межмуниципальными хозяйственными обществами своей деятельности часть 2 данной статьи отсылает к Гражданскому кодексу РФ, иным федеральными законами. В этой связи необходимо отметить следующее.

В части указания на закрытые акционерные общества часть 1 комментируемой статьи не учитывает внесенных Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ в гл. 4 "Юридические лица" части первой ГК РФ изменений, в результате которых отменено деление акционерных обществ на открытые и закрытые. Как установлено в ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ, со дня вступления данного Закона в силу (т.е. с 1 сентября 2014 г.) к закрытым акционерным обществам применяются нормы главы 4 ГК РФ об акционерных обществах; положения Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"*(241) о закрытых акционерных обществах применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов.

Вместо деления акционерных обществ на открытые и закрытые Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ введено деление хозяйственных обществ на публичные и непубличные. Так, данным Законом часть первая ГК РФ дополнена статьей 66.3 "Публичные и непубличные общества", в п. 1 и 2 которой определено следующее:

публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным (п. 1);

общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным в п. 1 данной статьи, признаются непубличными (п. 2).

Как определено в п. 1 ст. 87 части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ), обществом с ограниченной ответственностью признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей. Там же установлено, что участники общества, не полностью оплатившие доли, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах стоимости неоплаченной части доли каждого из участников. Правовое положение общества с ограниченной ответственностью и права и обязанности его участников определяются Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"*(242).

В части 2 комментируемой статьи также предусмотрено, что государственная регистрация межмуниципальных хозяйственных обществ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (кстати говоря, данный Закон в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ имеет наименование "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Данное положение учитывает общие нормы ст. 51 части первой ГК РФ о государственной регистрации юридических лиц. Так, согласно п. 1 указанной статьи (здесь и далее в ред. Федерального закона от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ) юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. В пункте 3 ст. 49 данного Кодекса (в ред. Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ) установлено, что правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

3. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает возможность для органов местного самоуправления выступать соучредителями межмуниципального печатного средства массовой информации. Данная норма включена в статью Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ для целей обеспечения реализации такого полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, предусмотренного в п. 7 ч. 1 ст. 17 комментируемого Закона, как учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации. Как говорилось в комментарии к указанной статье, в ч. 1 ст. 7 Закона РФ "О средствах массовой информации" (в ред. Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ) предусмотрено, что орган местного самоуправления в соответствии с комментируемым Законом может быть не только учредителем, но и соучредителем печатного средства массовой информации.

 

Статья 69. Некоммерческие организации муниципальных образований

1. В части 1 комментируемой статьи предусмотрена возможность создания по решению представительных органов муниципальных образований некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов. Как следует из названия и комментируемой главы, такие некоммерческие организации создаются в рамках межмуниципального сотрудничества. В то же время в комментируемой статье нет прямого указания на то, что такие некоммерческие организации могут создаваться представительными органами муниципальных образований исключительно для совместного решения вопросов местного значения. Иначе говоря, не исключено создание такой некоммерческой организации представительным органом одного муниципального образования.

Следует подчеркнуть, что в рассматриваемой норме говорится о создании некоммерческих организаций в форме только автономных некоммерческих организаций и фондов. В соответствии же с п. 3 ст. 50 части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 268-ФЗ) юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться также в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, общественных движений, ассоциаций (союзов), товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в России, общин коренных малочисленных народов России, учреждений, религиозных организаций, и публично-правовых компаний, адвокатских палат и адвокатских образований (являющихся юридическими лицами).

Согласно ч. 1 комментируемой статьи решения о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов принимаются представительными органами муниципальных образований. В этом отношении следует отметить, что вопрос определения порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества отнесен к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования положением п. 7 ч. 10 ст. 35 комментируемого Закона.

2. Часть 2 комментируемой статьи, регламентируя осуществление деятельности некоммерческих организаций муниципальных образований, отсылает к Гражданскому кодексу РФ, федеральному закону о некоммерческих организациях, иным федеральным законам. В этой связи необходимо отметить следующее.

Статья 123.24 части первой ГК РФ (здесь и деле в ред. Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ) содержит следующие основные положения об автономной некоммерческой организации:

автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности. Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя) (п. 1);

устав автономной некоммерческой организации должен содержать сведения о ее наименовании, включающем слова "автономная некоммерческая организация", месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, составе, порядке образования и компетенции органов автономной некоммерческой организации, а также иные предусмотренные законом сведения (п. 2);

имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей (п. 3);

учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами (п. 4);

автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них (п. 5);

лицо может по своему усмотрению выйти из состава учредителей автономной некоммерческой организации. По решению учредителей автономной некоммерческой организации, принятому единогласно, в состав ее учредителей могут быть приняты новые лица (п. 6);

автономная некоммерческая организация по решению своих учредителей может быть преобразована в фонд (п. 7);

в части, не урегулированной данным Кодексом, правовое положение автономных некоммерческих организаций, а также права и обязанности их учредителей устанавливаются законом (п. 8).

Основные положения о фонде закреплены в ст. 123.17 части первой ГК РФ. Указанной статьей наряду с прочим установлено следующее:

фондом в целях данного Кодекса признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели (п. 1);

устав фонда должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово "фонд", месте его нахождения, предмете и целях его деятельности, об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации (п. 2);

реорганизация фонда не допускается, за исключением случаев (п. 3).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: