Введение
Основополагающим принципом TQM является концентрация всех усилий по совершенствованию деятельности предприятия на конкретных процессах, и в особенности на процессах, непосредственно влияющих на качество конечной продукции фирмы. Доказано что, желаемый результат легче достичь, если соответствующими ресурсами и деятельностью управляют как процессом.
Процессная модель предприятия состоит из множества бизнес-процессов, участниками которых являются структурные подразделения и должностные лица организационной структуры предприятия. [1]
Под бизнес-процессом понимают совокупность различных видов деятельности, которые вместе создают результат, имеющий ценность для самой организации, потребителя, клиента (заказчика). В условиях становления российского рынка, когда в результате жесткой конкурентной борьбы выживает лишь сильнейший, проблема повышения эффективности управления с каждым днем становится все более актуальной.
На рубеже веков традиционный функционально-ориентированный подход все чаще стал вытесняться процессно-ориентированным, доказавшим свою эффективность во многих зарубежных компаниях. В его основе лежит представление о бизнес-процессе как о последовательности действий, предпринимаемых для достижения конкретных целей. Внедрение процессного подхода позволяет компаниям повысить эффективность работы, предоставлять новые услуги и продукты без увеличения штата сотрудников, сократить время и снизить издержки при обслуживании клиентов. Использование такого механизма также позволяет сократить время разработки новых продуктов, услуг и направлений деятельности.
|
|
Цель работы:
Рассмотреть реализацию процессного подхода на ОАО «Татарский мясокомбинат»
Задачи:
1. рассмотреть сущность процессного подхода;
2. сложность его внедрения на предприятиях;
. общую схему процесса;
. основные виды процессов;
. Трилогию Джурана, в соответствии с которой осуществляется управление качеством процесса;
. реализацию процессного подхода на ОАО «Татарский мясокомбинат» на примере процесса термообработки колбасных изделий.
1.
Сущность процессного подхода
Удовлетворение потребителя качественным продуктом является первостепенной задачей каждого производителя. В то же время качество продукта является результатом качества процессов, выход которое он осуществляет. Поэтому для обеспечения качественного выхода производитель / поставщик должен обеспечить соответствующее качество самого процесса. При этом под процессом понимается не только процесс производства продукта. [2]
|
|
Существует несколько точек зрения на то, что представляет собой процесс:
·процесс - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности преобразующих входы в выходы;
·процесс - это устойчивая, целенаправленная деятельность, осуществляемая по определённой технологии, для достижения запланированного результата, представляющего ценность для потребителя.
Процесс должен иметь набор параметров для его изучения:
1. результативность - это степень реализации запланированной деятельности и степень достижения запланированных результатов;
2. эффективность - это характеристика степень использования выделенных ресурсов, показывает связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами;
. адаптивность (приспособляемость, гибкость, эластичность) - это приспосабливаемость процесса к изменениям внешних и внутренних факторов. Характеризуется скоростью отклика процесса на изменение требований к выходам;
. скорость процесса;
. количество дефектов;
. автоматизация процесса;
. стоимость процесса;
. удовлетворенность потребителе и т.д.
Для каждого процесса должны быть определены ответственные лица.
Руководитель процесса - это лицо ответственное за качественное функционирование и выполнение.
Владелец процесса - это лицо, ответственное за внесение изменений, корректирующих действий, в процесс.
Каждый процесс должен иметь только одного владельца
Функции владельца процесса:
1. определить границы, входы, выходы, ресурсы, управление;
2. документирование процесса;
. обеспечение взаимодействия с поставщиками и потребителями (согласование входов и выходов);
. оценка текущих параметров;
. распределение обязанностей между сотрудниками;
. постоянное улучшение процесса;
. планирование стратегического развития процесса.
Критерии выбора владельца процесса:
1. знание процесса;
2. коммуникативные способности;
. уважение со стороны коллег;
. наличие энтузиазма.
Суть процессного подхода заключается в том, что каждый сотрудник обеспечивает жизнедеятельность конкретных бизнес-процессов, непосредственно участвуя в них. Обязанности, область ответственности, критерии успешной деятельности для каждого сотрудника сформулированы и имеют смысл лишь в контексте конкретной задачи или процесса. Горизонтальная связь между структурными единицами значительно сильнее. Вертикальная связь «начальник - подчиненный» слегка ослабевает. Чувство ответственности сотрудника качественно меняется: он отвечает не только за те функции, которые на него возложил начальник, но и за бизнес-процесс в целом. Функции и результат деятельности параллельных структурных единиц для него важны. Ответственность за результат бизнес-процесса в целом подталкивает его к ответственности перед коллегами, такими же участниками бизнес-процесса, как он сам. [2]
Правила процессного подхода
1. Деятельность организации должна рассматриваться как система процессов;
. каждый процесс должен иметь ценность либо для потребителя, либо для организации;
Процесс должен отвечать следующим критериям:
· регулярность исполнения
· сложность процесса
· важность процесса, как для конечного потребителя, так и для предприятия
. для обеспечения взаимодействия структурных подразделений нужно выделить сквозные процессы - протекающие через несколько отделов;
. каждый процесс должен быть ориентирован на удовлетворение потребностей потребителей;
. для каждого процесса должны быть определены границы;
. каждый процесс должен быть измерим;
. процесс должен поддерживаться в нормальном управляемом состоянии;
. каждый процесс должен постоянно улучшаться;
|
|
. повсеместное улучшение процесса каждым сотрудником;
. взаимовыгодное отношение с поставщиком (поставщик обязан понимать требования потребителя и обсуждать недостатки, снижать дефектность выхода и оценивать выход с точки зрения потребителя. Потребитель должен документировать свои требования к поставщику, обсудив с ним это; возвращать быстро дефектную продукцию; данные о качестве передавать поставщику);
. каждый процесс должен иметь как минимум один вход и один выход;
. для каждого входа должна быть разработана последовательность действий, формирующая его;
. тип выхода (документированный) должен соответствовать типу входа;
. выход процесса не может совпадать с входом, он должен нести в себе добавленную ценность, приобретенную в ходе процесса;
. каждый выход процесса должен быть входом другого процесса, либо выходом всей системы;
. каждый вход системы должен быть выходом другого процесса, либо входом в систему;
. процесс не может иметь выхода, совпадающего с выходом другого процесса и не может включать в себя операции другого процесса;
. нельзя передавать на следующую стадию бракованный. Несоответствующий продукт. Если сотрудник выявляет несоответствие, то он либо самостоятельно его устраняет, либо останавливает процесс, и доводит до высшего руководства;
. каждое понятие, термин, определение должно быть однозначно понятно всеми сотрудниками;
. в любой момент времени у каждого сотрудника значение любого параметра, продукта или процесса должно быть одним и тем же. Следует обеспечить, чтобы значения каждого параметра хранилось в одном месте и это значение мог менять только один сотрудник с соответствующими полномочиями. А при изменении параметра должны быть извещены все заинтересованные стороны;