Как мы уже писали, смысл 9 пункта «Программы» - помочь людям на своем опыте реализовать истины, изложенные в книгах Госвами Вриндавана. Поклонение Образам Радхи и Кришны и Шри Чайтаньи Махапрабху в соответствии с принципами арчаны, - могущественный способ практической реализации этих истин. Поклонение образу Господа позволяет поставить Бога в центр нашей жизни и ощутить Его присутствие во всем сущем.
«Посещая храмы, основанные преданными, и созерцая в освященной атмосфере храма украшенные мурти Господа, наряженные в богатые одежды, человек естественным образом будет чувствовать вдохновение. Его мирской ум одухотворится. Люди должны посещать святые места, такие как Вриндаван, где построены такие храмы и поддерживается именно такое поклонение Божеству. В прежние времена все богатые люди – цари, богатые купцы – строили подобные храмы под руководством опытных преданных, таких как шестеро Госвами, и обязанность обычных людей – идти по стопам великих преданных (анувраджа) и пользоваться тем, что такие храмы стоят в святых местах паломничества, и тем, что в них справляются большие праздники».(лекция по ШБ, 2.3.22, Лос-Анджелес, 19.06.1972)
|
|
Цель храмов – обучение людей, помощь людям вступить в личные отношения служения с Богом. Поклонение Божеству происходит в пяти сферах арчаны [5], т.е. включают в себя все, что делает преданный, включая его заботу о теле, работу и т.п.
«2. Второй пункт – поддержать движение храмового поклонения. Это, в подлинном смысле этого слова, теистическое культурное движение. Каждый человек, независимо ни от чего, может принять в нем участие. Все ачарьи прошлого принимали любого, кто хотел выразить почтение Богу, вдохновленной трансцендентной любовью и преданностью. Мы можем поддержать это движение Ганди-джи на основании авторитета шастр. По всей Индии есть тысячи, сотни тысяч храмов, но они далеко не всегда управляются должным образом. (…) Изначальная цель этих храмов – распространять повсюду духовную культуру. Поэтому все эти храмы или места поклонения Богу должны быть реорганизованы и превращены в центры духовной культуры в соответствии подлинными принципами, сформулированными в священных писаниях, таких как Бхагавад-гита». (письмо С. Пателю)
Краткая формулировка смысла этого пункта:
1. Шрила Прабхупада переосмысливает и переопределяет в новых условиях четыре приказа, полученных Санатаной Госвами от Господа Чайтаньи.
2. Написание книг по философии чистого преданного служения превращается у него в открытие проповеднических центров, где эти книги изучают.
3. Восстановление забытых святых мест во Врадже – в построение города в святом месте, где преданные смогут заряжаться духовной атмосферой этого места.
|
|
4. Написание с мрити-шастр для последователей Гаудия-вайшнавизма – в формирование открытых вайшнавских общин, строящихся вокруг поклонения Божествам, и «мирные методы проповеди», формирующие подобные общины.
5. Восстановление поклонения изначальным Божествам Враджа – в открытие храмов по всему миру, где будут установлены Божества Радхи и Кришны.
6. Исполнение этих четырех миссий должно помочь практикующим вайшнавам на своем опыте реализовать истины, изложенные в книгах шести Госвами.
7. Реализация этих пунктов «Программы» также поможет утвердить на Земле Движение сознания Кришны, как некогда исполнение этих приказов Господа Чайтаньи привело к формированию Гаудия-вайшнавизма как отдельной, самостоятельной школы вайшнавизма.
Начиная с десятого пункта «Программы», Шрила Прабхупада перечисляет важные вспомогательные цели основанного им Общества, реализация которых поможет достичь главные цели, обозначенные в предыдущих пунктах.