double arrow

Развенчать извращенные представления о превосходстве одного человека над другим, возникшие в корыстных интересах одних людей и закрепляющие ложные наследственные привилегии.

Комментарий:

Первые два вспомогательных пункта «Программы» тесно связаны друг с другом, потому что в сознании людей, особенно современных индийцев, система варнашрамы тесно, если не неразрывно, связана с представлениями о превосходстве одного человека над другим, закрепленном в его наследственных привилегиях. 

«Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур … хотел восстановить дайва-варнашраму. В дайва-варнашраме социальный статус человека определяется не его происхождением, потому что в Бхагавад-гите сказано, что определяющими факторами являются гуна и карма, качества человека и его занятия. Именно такую дайва-варнашраму нужно утвердить по всему миру, чтобы возникло совершенно общество людей, сознающих Кришну». (ШБ, 5.1.24, комм.)

 

Мы приведем еще несколько цитат, в которых Шрила Прабхупада объясняет, что превращает естественное неравенство людей в высшее равенство. Как бесконечно далеки его смелые и честные объяснения от лицемерных сахариновых лозунгов современности о «всеобщем равенстве»!

«Таким образом, вечная обязанность живого существа, слабого по своей природе, подчиняться Кришне. Вот и все. Но даже если все подчиняются Кришне, все равно низшие касты должны служить брахманам, вайшьи и шудры должны служить царям, шудры должны служить вайшьям и всем остальным высшим кастам. По-прежнему сильные пользуются слабыми, но при этом даже сильные всегда ощущают свою бесконечную слабость перед Кришной. Так все общество служит самому сильному, поэтому те, кто слабее в таком обществе, не завидуют тем, кто сильнее. Таким образом идеальное общество, или Ведическое общество не устраняет соревнования – соревнование между теми, кто сильнее, и теми, кто слабее, всегда останется в человеческом обществе – но оно устраняет зависть, потому что все слабы по сравнению с Кришной.  Это понятно?» (письмо Шри Говинде, 25.12.1972)

«Влияние гуны невежества проявляет себя в разной степени, порождая людей все более и более низкой природы. Их называют яваны, млеччхи, кираты, хуны, андхры, пулинды, пулкаши, авиры, шумбхи, кхасы и т.д. Всего насчитывается четыре лакха разновидностей людей, наделенных разными качествами и находящимися под влиянием перечисленных выше гун природы. Из Гита-нагари эта безусловная истина должна систематически распространяться повсюду, так чтобы на благо всем возникло ПОДЛИННОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО, в котором люди делятся на разные категории в соответствии с гунами материальной природы. Такой социальный порядок, основанный на учении Бхагавад-гиты, может называться естественным социальным делением, или бесклассовым обществом. Все члены устроенного таким образом общества естественного разделения труда будут заняты одни трансцендентным делом, так возникнет духовная община, где все равны и все ценятся одинаково, сотрудничая друг с другом, так же как разные органы тела выполняют разные функции, но при этом в качественном отношении они ничем не отличаются друг от друга. В обществе, организованным таким образом, каждый будет иметь одинаковые возможности занять более высокое положение в социуме, не наталкиваясь на злобное соперничество со стороны других членов общества. Поэтому в таком обществе всем будут открыты возможности получить образование и приобщиться к более высокой культуре, подобно тому как двери университетов открыты для всех и у всех есть одинаковое право получить университетское образование. Разумеется, бесклассовое общество никогда не поставит на один уровень судью Верховного суда и простого рабочего, если, конечно, люди в нем по-прежнему находятся в здравом рассудке. Напротив, в таком бесклассовом обществе, как говорится в Бхагавад-гите, никто не будет возражать против того, что кого-то на основании его добродетелей, а не на основании его происхождения признают настоящим брахманом. Такое бесклассовое общество имеет рациональные основания, и его могут признать люди повсюду в мире». (Гита-нагари)

Смысл этого пункта

1. Наследственное закрепление привилегий одного сословия над другим приводит к уродливой, искаженной социальной системе, основанной на эксплуатации.

2. Положение человека в обществе должно определяться его качествами и деятельностью, а не происхождением.

3. Естественное неравенство разных людей в обществе само по себе необязательно приводит к эксплуатации человека человеком.

4. Равенство всех людей в обществе Дайва-варнашрамы достигается за счет их понимания своего равенства передо Богом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: