Заключительная часть
Проводится анализ нарисованных работ. Дети рассказывают, какую тему они придумали для своего рисунка, что они нарисовали. Делятся своими впечатлениями от работы со смятой бумагой.
Занятие 26 «Весенняя береза»
ЦЕЛИ
• Продолжать развивать творческие способности и воображение.
• Познакомить с нетрадиционной техникой изображения -
тычкованием.
• Совершенствовать движения общей моторики; закреплять
умение переключаться с одного вида движения на другое.
• Продолжать учить оценивать качество работ своих товарищей.
ОБОРУДОВАНИЕ
1. Квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером
2x2 см.
2. Карандаши.
3. Клей ПВА в мисочке.
4. Листы плотной бумаги или цветного картона для основы.
5. Акварельные краски, кисточки.
6. Баночки с водой.
Методы и приемы: наглядно-действенные (демонстрация, иллюстрация) и словесные (объяснение, разъяснение, беседа, рассказывание).
Предварительная работа: просмотр известных картин художников на тему «Весна» и беседа по ним: К. Юон «Мартовское солнце»; Ж.-Ф. Милле «Весна»; И. Левитан «Березовая роща»; А. Куинджи «Березовая роща»; прослушивание музыкальных произведений: К. Синдинг «Шелест весны», Э. Григ «Весной», А. Аренский «Лесной ручей», «Прелюдия»; А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года»; чтение стихотворений и рассказов о весне, березе: С. Есенин «Береза», Я. Колас «Песня о весне», Ф. Тютчев «Весенние воды», И. Токмакова «Весна», И. Соколов-Микитов «Береза».
Вводная часть
Педагог вспоминает вместе с детьми признаки весны: чаще светит солнце, больше света и тепла, тают лед и снег, небо
Развитие творчества детей 5-6 лет с ОНР
яркое, голубое, дует теплый ветер, на деревьях и кустарниках набухают и раскрываются почки, появляются молодые клейкие листочки, дни становятся длиннее, а ночи короче, начинает цвести береза. Зачитывается стихотворение о березке.
Березка
Люблю березку русскую.
То светлую, то грустную,
В светлом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красными застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее, нарядную,
Родную, ненаглядную,
То юную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую.
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется, да не ломится!
А. Прокофьев
Основная часть
Педагог предлагает детям нарисовать ствол и крону весенней березки без листьев, используя акварель. Затем объясняет, как заготовить листочки для березы: сначала нужно поставить тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и вращательными движениями завернуть его края на карандаш. Придерживая пальцем край квадратика, чтобы тот не соскользнул с карандаша, опустить его в клей и приклеить на основу (веточки березы), прижимая его карандашом. Только после этого вытащить карандаш — свернутый квадратик останется на бумаге. Процедуру повторить многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.
Подвижная игра «Береза»
Береза моя, березонька. Дети идут хороводом, взявшись за
руки.
Береза моя белая, Меняют направление движения.
Береза кудрявая.
Стоишь ты, березонька, Встают, поднимая руки вверх (вдох).
Библиотека журнала «Логопед»
Посреди долинушки,
Опускают руки (выдох).
На тебе, березонька, Поднимают руки (вдох).
Листья зеленые,
Под тобой, березонька, Опускают руки (выдох).
Трава шелковая.
Заключительная часть
Проводится выставка рисунков. Дети оценивают работы своих товарищей. Педагог отмечает положительные стороны каждого рисунка и подводит общий итог занятия.
Занятие 27 «Весенний пейзаж»
ЦЕЛИ
• Продолжать развивать творческое воображение.
• Продолжать учить использовать разные техники при рисо
вании — монотипию пейзажную, оттиск целлофаном.
• Развивать координацию, переключаемость общей моторики.
• Учить выделять в картинах изобразительные средства: ко
лорит и композицию.
• Развивать чувство цвета, ритма и композиции.
• Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение
видеть и понимать красоту природы, формировать эстети
ческие чувства.
• Продолжать учить оценивать качество работ своих товарищей.
ОБОРУДОВАНИЕ
1. Листы бумаги.
2. Кисточки.
3. Акварельные краски.
4. Влажная губка.
5. Баночки с водой.
6. Целлофан.
Методы и приемы: наглядно-действенные (демонстрация, иллюстрация) и словесные (объяснение, разъяснение, беседа, рассказывание).
Предварительная работа: экскурсия на природу: наблюдения за просыпающейся природой, когда еще сонные, слабые цветы постепенно наполняются солнечным светом, насыщаются им. Чтение художественной литературы; просмотр
Развитие творчества детей 5-6 лет с ОНР
документально-художественных фильмов, фотографий и слайдов о природе, известных картин художников на тему «Весна» и беседа по ним: К. Юон «Конец зимы», «Полдень»; В. Бак-шеев «Голубая весна», Л. Бродская «Март», А. Грицай «Молодая зелень»; И. Левитан «Весна. Большая вода»; прослушивание музыкальных произведений: Э. Григ «Весна», фрагмент «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».
Вводная часть
Педагог расспрашивает детей о картинах, посвященных весне, что понравилось им в них, как художнику удалось передать грусть или радость, какие краски он использовал для создания настроения светлого весеннего дня. Рассказывает, как с помощью цвета можно передать различные настроения: теплые воспринимаются как более солнечные, более радостные, счастливые и веселые, холодные напоминают о некоторой тревоге, загадочности и таинственности, грусти и печали. Весеннее небо можно изобразить с бегущими по нему тяжелыми облаками, нарисовать сочную траву и нежные, чуть распустившиеся листочки, розовые стволы берез, маленькие огоньки лилово-сиреневых первоцветов. Шаловливые ручьи можно изобразить тонкими, изгибающимися, петляющими линиями, которые как бы немножко дразнят нас и приглашают поиграть. Величественное, неторопливое течение других ручьев передается широкой, слегка извивающейся при встрече с преградами линией.
Зачитываются стихотворения о весне.
Стихи о весне
Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле,
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся сережки.
С. Маршак