Заключительная часть
Проводится анализ рисунков: с помощью каких цветов удалось передать красоту космоса, что лучше всего получилось отобразить, что больше всего понравилось рисовать, что нового узнали о космосе.
Занятие 30 «Ландыши»
ЦЕЛИ
• Продолжать развивать творческие способности, воображе
ние, фантазию.
• Учить создавать выразительный образ ландыша, используя раз
нообразную нетрадиционную технику изображения: обрыва
ние, тычкование, работу с восковыми мелками и акварелью.
• Совершенствовать точность и координированность мелких
движений рук.
• Развивать эстетическое чувство.
ОБОРУДОВАНИЕ
1. Плотная бумага.
2. Цветная бумага.
3. Жесткая кисть.
4. Гуашь или акварельные краски.
5. Восковые мелки.
6. Баночки с водой.
7. Клей ПВА.
Методы и приемы: наглядно-действенные (демонстрация, иллюстрация) и словесные (объяснение, разъяснение, беседа, рассказывание).
Предварительная работа: просмотр картин художников: И. Остроухов «Первая зелень», А. Рылов «В голубом просторе»; чтение стихотворений, рассказов: Э. Шим «Цветы», Е. Серова «Ландыш», «Подснежник»; загадывание загадок; наблюдение за всходами первых цветов на участке; прослушивание музыкальных произведений: П. Чайковский «Подснежник».
Вводная часть
Педагог беседует о том, что в лесу, когда еще земля не вполне освободилась от зимнего покрова, раскрываются подснежники, развивающиеся еще под снегом. К ним относятся голубые пролески, ветреницы, фиалки, гусиный лук, крас-
Библиотека журнала «Логопед»
но-лиловые хохлатки, медуницы, у которых цветки сначала розовые, а потом фиолетовые или голубые. Кроме подснежников в лесу распускаются ландыши. Чтение стихотворения.
Ландыш
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется: его задень –
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышат луг,
И птицы, и цветы...
Давай послушаем, а вдруг
Услышим — я и ты?
Е. Серова
Основная часть
Педагог предлагает отобразить ландыши при помощи восковых мелков, бумаги и акварели. Сначала на листе бумаги дети приклеивают листочки, стебельки цветка, первую весеннюю травку, выполненные путем обрывания цветной бумаги. Далее восковыми мелками дорисовывают землю. Используя акварель, дорисовывают небо, солнышко, облака, землю, с помощью белой гуаши вырисовывают ландыши путем тычкования жесткой полусухой кистью, опуская в гуашь кисть и ударяя ею по бумаге, держа вертикально (при работе кисть в воду не надо опускать). Таким образом, получается имитация фактурности пушистой поверхности.
Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне, Кисти рук имитируют
«бутон» цветка.
Утром весенним раскрыл лепестки. Развести пальцы рук.
Всем лепесткам красоту и питание Двигают ритмично
пальцами вместе и врозь.
Дружно дают под землей корешки. Имитируют «корни».
Заключительная часть
Проводится анализ выполненных работ: что получилось или не получилось, какое настроение передали дети в своих рисунках, какие использовали цвета при передаче весеннего настроения.
Развитие творчества детей 5-6 лет с ОНР
Занятие 31
«Мой лучший друг»
ЦЕЛИ
• Продолжать развивать творчество.
• Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой изоб
ражения: черно-белым граттажем.
• Дать знания о портрете как жанре изобразительного ис
кусства.
• Учить отображать в рисунке свое настроение, особенности
внешности (прическа, выражение лица и др.) другого че
ловека.
• Развивать чувство композиции.
• Продолжать развивать переключаемость движений мелкой
моторики.
ОБОРУДОВАНИЕ
1. Полукартон либо плотная бумага белого цвета.
2. Свеча.
3. Широкая кисть.
4. Черная тушь.
5. Зубной порошок.
6. Мисочки для туши.
7. Палочки с заостренным концом.
Методы и приемы: наглядно-действенные (демонстрация, иллюстрация) и словесные (объяснение, разъяснение, беседа,
рассказывание).
Предварительная работа: рассматривание репродукций портретов: К. Коровин «Портрет хористки», В. Серов «Девочка с персиками», «Портрет З.Н. Юсуповой», «Портрет М.Н. Ермоловой», Х.Р. Рембрандт «Портрет жены брата»; музыкальный ряд: фрагменты из оперы М. Глинки «Иван Сусанин»; музыка, отражающая противоположные человеческие характеры; беседа на тему «Мой лучший друг»; просмотр фрагментов диафильма «Сказка о царе Салтане». (Вспоминается не вся сказка, а лишь отрывки, например о том, как Бабариха решила сделать зло. В контрасте с этим персонажем рассматривается образ младшей девицы — будущей матери Гвидона и «Царевна-Лебедь» М. Врубеля). Подготовка к занятию: лист бума-
Библиотека журнала «Логопед»
ги равномерно натирается свечой. Затем на него наносится тушь с зубным порошком и оставляется на высыхание.
Вводная часть
Педагог рассматривает вместе с детьми репродукции портретов. Объясняет, что художники умеют видеть красоту не только открытую, т.е. ту, которая видна всем, но и красоту, которая на первый взгляд незаметна. Беседует о людях с красивой внешностью, изящным овалом лица, но не добрыми, и наоборот, некрасивыми внешне, но с добрым сердцем, красивой и щедрой душой. Резюмируя высказывания, педагог делает вывод, что прежде всего человек красив не внешностью, а внутренним миром, своими делами, добрым отношением к людям, животным, природе. Рассматриваются репродукции портретов, предлагается подумать над характерами изображенных образов, соотнести их внешность с проявлением характера.
Основная часть
Педагог предлагает детям нарисовать портрет друга, процарапав изображение заостренным концом палочки.
Пальчиковая гимнастика «Большие и маленькие»
Были маленькие мы, Дети сгибают и прижимают пальцы
к ладони.
Стали вдруг большие. Растопыривают пальцы.
Шалунишки, шалуны, «Фонарики».
А дружные какие!
Солнцу рада детвора. Сцепляют пальцы обеих рук в замок,
Пусть поярче светит! ладони сжимают.
Пляшут с самого утра
На полянке дети.
Заключительная часть
Педагог анализирует вместе с детьми рисунки: какими изобразительными средствами удалось передать характер, настроение человека; получилось ли соотнести внешность человека с проявлением характера; можно ли увидеть внутреннюю гармонию, душевную красоту и с помощью каких средств это было передано.
Развитие творчеава детей 5-6 лет с ОНР
Занятие 32
«Салют в честь Победы»
ЦЕЛИ
• Продолжать развивать творческие способности, воображение.
• Учить создавать выразительный образ салюта, используя
разнообразную нетрадиционную технику изображения:
пальчиковое рисование, набрызг.
• Совершенствовать чувства цвета и композиции.
• Продолжать развивать переключаемость общих движений.
• Формировать нравственно-эстетические чувства.
ОБОРУДОВАНИЕ
1. Листы бумаги.
2. Баночки с водой.
3. Гуашь.
4. Кисточки.
5. Кусок плотного картона.
Методы и приемы: наглядно-действенные (демонстрация, иллюстрация) и словесные (объяснение, разъяснение, беседа, рассказывание).
Предварительная работа: чтение рассказов, стихотворений: Л. Кассиль «Богатыри» из книги «Твои защитники»; А. Митяев «Землянка»; А. Твардовский «Василий Теркин», С. Алексеев «Дом»; рассматривание картины: Ю. Непринцев «Отдых после боя»; знакомство с героями, чьими именами названы улицы, площади, проспекты; знакомство с памятниками защитников Родины; встречи с ветеранами Великой Отечественной войны; наблюдения за салютами в праздники; фотоснимки парада Победы, фотографии героев войны; прослушивание симфонии Д. Шостаковича «Новороссийские куранты», фрагментов из «Патетической» сонаты Л. Бетховена, «Погребального шествия» Ф. Листа, Седьмой Ленинградской симфонии Д. Шостаковича, «Салют» 3. Левиной.
Вводная часть
Педагог беседует с детьми о подвигах и героизме солдат, вспоминает имена героев, их жизнь и судьбы. Во время рассматривания картин спрашивает у детей, чем им нравится эта картина, как художнику удалось передать грусть или радость, какие краски нужны были ему для этого. Рассказывает о том, что с помощью цвета можно передать различные